Фарфор
Авторский фарфор – это «сливки» элитной керамики. Штучная посуда и статуэтки, произведенные вручную, часто по эксклюзивным технологиям, ценятся не меньше, чем продукция самых известных фабрик или уникальный антиквариат.
Часто у коллекционеров возникают разногласия: что считать по-настоящему авторским фарфором? Все изделия, сегодня массово производимые крупными фабриками, когда-то были разработаны художниками и скульпторами, часто с мировым именем. Но к авторским можно отнести только экземпляры, вышедшие непосредственно из рук мастера, а потому обладающие особым, неповторимым характером и почерком – «душой», как говорят коллекционеры.
Современные керамисты, сделавшие фарфор средством своего самовыражения, работают в нескольких направлениях:
На авторских изделиях обязательно стоит подпись художника. Если это экземпляр, выпущенный на заводе, должно присутствовать также клеймо предприятия.
Несмотря на свои выразительные возможности, фарфор – не самый востребованный художественный материал. Он дорого стоит и сложен в обработке, к тому же в процессе обжига может преподнести неприятный сюрприз – дать трещину или деформироваться из-за несоблюдения технологии. Тем больше заслуга мастеров, избравших для своего творчества именно «белое золото» и сумевших «приручить» его.
Ведущая художница Императорского (бывшего Ломоносовского) фарфорового завода хорошо известна коллекционерам и ценителям. Её называют «классиком русского фарфора», отдавая должное огромному вкладу в развитие декоративно-прикладной керамики. Олевская – мастер многофигурных скульптурных композиций, где капризная глина выходит за пределы своих возможностей, волшебным образом оживая и рассказывая удивительные по философской глубине истории.
С заводом художницу связывают более 50 лет непрерывного сотрудничества. Многие её образцы, созданные для массового производства, стали славой и гордостью ИФЗ. Начало плодотворному союзу было положено в 1969 году, когда молодая выпускница художественно-промышленного училища им. Мухиной впервые пришла на ведущее российское предприятие. Новенькую сразу заметил главный художник Владимир Городецкий и предсказал ей грандиозную творческую карьеру.
В фарфоровых скульптурах и сервизах Олевской нашли отражение разные эпохи, от уточнённого «Серебряного века» до современности с её повальным увлечением брендами и постоянными социальными потрясениями. На каждое явление художница откликается особой коллекцией, например, в 2002 году она создала серию фарфоровых сумочек с логотипом Dolce & Gabbana и гламурных туфелек, бывших своеобразным фетишем для модниц.
Инновационный подход выражается в динамичной работе с пространством, которая скорее характерна для архитектуры, чем для менее масштабной керамики. А также в особых приёмах росписи, как бы создающей на плоскости ещё одно, «четвёртое» измерение. Художественный фарфор Инны Олевской считается «гостем из будущего», синтезируя в себе сразу несколько видов искусства.
Чайной посудой московской художницы по фарфору можно любоваться до бесконечности. Чашки, блюдца и невероятно изящные чайники поражают тончайшей деталировкой, реалистичностью и богатством лепного декора. Мастер создала свой сказочный мир, где среди цветов порхают хрупкие эльфы, феи и бабочки, открыв его двери для всех желающих.
Фарфоровая посуда и колокольчики в коллекциях Светланы особенные – они словно светятся изнутри и обладают редкой молочной белизной, которую ещё ярче подчёркивают очень нежные, природные краски росписи. Секрет кроется в использовании английского высококачественного сырья «париан», с преобладанием в составе полевого шпата. Благодаря этому компоненту, черепок после обжига получается стекловидным, полупрозрачным и хорошо пропускает свет.
Светлана разработала свою уникальную многоступенчатую технику росписи подглазурными красками «высокого огня» и надглазурными эмалями, в результате чего достигается сочность цветов и акварельные градиенты. Дополнительно используется люстр, создающий на поверхности изделий перламутровые переливы и отводка глянц-золотом. Обжиг тоже производится по авторской методике – в несколько приёмов, с длительными выдержками и постепенным остыванием. Художница подчёркивает, что каждое её изделие уникально, поскольку химические процессы при высоких температурах каждый раз происходят немного иначе и получить точную копию предыдущей работы невозможно.
Все стадии создания фарфоровых миниатюр – от формовки базовой модели до лепки, росписи и обжига, Светлана осуществляет собственноручно, без помощников или учеников. Её утончённые творения пользуются большим успехом, как на родине, так и за рубежом.
Ещё одна фарфористка из Москвы, влюблённая в природу и сумевшая передать всё разнообразие «живых» форм и красок в своих работах. Каминская охватывает сразу несколько направлений:
Ещё одна фарфористка из Москвы, влюблённая в природу и сумевшая передать всё разнообразие «живых» форм и красок в своих работах. Каминская охватывает сразу несколько направлений:
Но больше всего, по признанию самой художницы, она любит керамическую флористику. Её цветы и букеты – настоящий гимн фарфору и мастерству человеческих рук. Каминская тоже предпочитает работать с «парианом» английского производства. Этот уникальный материал изначально был создан как альтернатива дорогому паросскому мрамору, обладавшему гладкой, бархатистой поверхностью. «Париан» часто используется на стадии бисквита, где максимально проявляется его нежная, словно «сахаристая» текстура.
Каминская в полной мере раскрывает художественные возможности неглазурованного английского фарфора. Он, помимо красоты, обладает ещё и высочайшей пластичностью, позволяя создавать такие тонкие детали, как лепестки цветов, крылья бабочки, травинки, тычинки и стебельки. Мастер окрашивает «бисквитные» изделия по своей авторской технологии, не имеющей аналогов в мировой керамистике. В результате её цветы получаются гиперреалистичными, живыми, «дышащими». Поверить в то, что растения созданы художницей, а не самой природой, можно лишь рассмотрев их с близкого расстояния.
Помимо цветов, Каминская прославилась скульптурами в жанре анималистки и портретной миниатюрой. Художница не скрывает добытые путём проб и ошибок профессиональные секреты, охотно обучая им в школе при своей мастерской.
Наряду с Инной Олевской, этот художник внёс неоценимый вклад в развитие российского фарфора. Он приложил немало усилий для возрождения и процветания легендарной Гжели, отдав промыслу 45 лет жизни.
Розанов – профессиональный керамист, обучавшийся сначала в Абрамцевском художественно-промышленном училище на профильном отделении, а позднее – в Московском гуманитарном университете им. М. А. Шолохова. В 19-летнем возрасте, сразу по окончании училища, он пришёл работать в производственное объедение «Гжель», в экспериментальный цех по росписи изделий. А уже 2 года спустя, художественный совет предприятия утвердил первую розановскую модель «Кумган» для серийного тиражирования. В 27 лет Розанов стал главным художником фабрики с коллективом в 1500 человек.
Поддерживая классические традиции Гжели, мастер смог выработать и свой легко узнаваемый почерк, сочетая народный стиль и современный промышленный дизайн. Благодаря ему, в ассортименте предприятия появились технически и конструктивно сложно выполнимые изделия: настольные лампы, часы, люстры, телефоны. Одной из крупнейших работ стал изготовленный в 2005 году фарфоровый иконостас для храма Ильи Пророка в селе Ильинское, Московской области.
Розанов уверен, что творение мастера несёт какой-то информационный посыл и этим отличается от простой штамповки, доступной любому ремесленнику. «Если за жизнь я сделал сотни вещей и они перешли к другим людям, значит, моя частица осталась в этом мире», – сказал художник в одном из интервью. К настоящему моменту на счету Розанова свыше 500 готовых работ.
Несмотря на то, что в мастерской работает не один человек, а коллектив художников, выпускаемые ею ограниченные серии вполне можно отнести к авторскому фарфору. У студии есть фирменный стиль – она воссоздаёт в хрупкой керамике атмосферу советской эпохи, вызывающую всё больший интерес у молодого поколения и ностальгию у старшего. Особенно по душе ценителям фарфоровые батоны, конфеты и треугольные пакетики молока. На этих знаковых продуктах выросло не одно поколение. Не менее популярны жанровые статуэтки, посвящённые пионерскому детству и коллекционные тарелки с бытовыми сценками из жизни ставшей прошлым Страны Советов.
Все изделия отличаются не только уникальным дизайном, но и высочайшим качеством, поскольку работает студия на знаменитом лиможском сырье: пластичном, тонком в черепке и прочном. «Бельё» – покрытую слоем белой глазури посуду «под роспись», мастерская также закупает в Европе, у ведущих производителей. Объём продукции у камерного предприятия небольшой, зато каждая выпускаемая вещь тщательно контролируется на всех стадиях изготовления.
Помимо «советской» коллекции, студия прославилась серией фарфоровых овощей и фруктов, выполненных из «бискита» с золочением. Формы для них снимались с настоящих даров природы, что позволило добиться удивительного декоративного эффекта.
Основали студию в 2003 году супруги Игорь и Елена Клименковы. Сегодня, добившись весомого успеха в сегменте элитной керамики, предприятие работает под двумя торговыми марками:
Среди зарубежных авторов, стоит упомянуть фарфористку из Лондона, под чьими умелыми руками рождаются великолепные сосуды и вазы, сплошь покрытые цветочным декором. Работа настолько кропотливая, что на некоторые изделия Ванесса тратит около трёх недель. Её любимые цветы – маргаритки, хризантемы, дельфиниум, дафна, ромашки и гортензии.
Ванесса Хогги родилась в 1963 году в Кении, а затем вместе с семьёй переехала в Южную Африку. Художница считает, что на её творчестве непосредственно сказалось увлечение мамы и бабушки декоративным садоводством. «У нас был огромный розарий, пышные клумбы и дом, весь увитый плющом, – вспоминала позднее Ванесса в интервью изданию «Британский дизайн», – мои родные выращивали настоящие цветы, а я делаю то же самое в глине».
Сейчас художница живёт в Англии и работает в домашней мастерской, выделив под неё небольшую комнату. Помимо бисквитного фарфора, она использует чёрную каменную керамику, создавая очень эффектные арт-объекты для стен и стола.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: