Глина для изготовления фарфора

Фарфор

Глина для изготовления фарфора

Тайна изготовления фарфоровых изделий долгое время оставалась нераскрытой благодаря тому, что люди не могли найти и обуздать материал, из которого можно выполнить такую потрясающую посуду. Прошли тысячелетия, а она до сих пор вызывает восхищение. К счастью, сейчас сырьё и технология давно рассекречены, и глина для изготовления фарфора уже не настолько редкий материал.

Родина фарфора — Китай. Там он появился приблизительно в VI веке. Его особенностью было то, что он в тонком слое будто просвечивался. Из-за высоких эстетических качеств технологию мечтали узнать мастера из других стран. Её долго пытались разгадать европейцы, но это им не удавалось. Главной причиной было то, что не получалось узнать, какую именно глину для фарфора используют китайцы.

Действительно, сырьё долгое время добывали локально, на юго-востоке Китая в провинции Цзянси. Здесь находились огромные по тем временам карьеры, где добывали каолин, получивший своё название от китайского словосочетания «высокие горы». На китайском языке это звучит как «гаолин». За пределами этой страны слово трансформировалось в каолин. Именно под этим названием весь мир узнал специфическую глину, которая скрывала секрет фарфоровых мастеров.

Это светлый материал, который относят к горным породам. Он состоит из особого минерала — каолинита. Предшественниками являются такие полевые шпаты, как граниты, гнейсы и пр. По мере того, как они перемываются дождями и тающими снегами, образуется вторичный осадок, который называется каолиновыми глинами. Каолинит твёрдый и блестящий, а после всех трансформаций каолин становится рыхлым, тусклым.

Этот материал во влажном состоянии имеет серый цвет, и только после полного высыхания и избавления от влаги приобретает белый оттенок. Но даже в сыром виде он намного светлее других видов глины, за что и получила своё название.

Другие виды не подходят для изготовления фарфора потому что в каолине содержится окись алюминия. Именно эта примесь делает вещество таким пластичным, а сырьё — идеальным для керамики.

Хотя лучший каолин до сих пор добывают в Китае, есть и другие крупные месторождения этого материала. Его активно экспортируют из России, Украины, Казахстана и других стран. Несмотря на разное качество и небольшое отличие примесей, все они пластичны, кремовые или цвета кофе с молоком. Это возможно, потому что в составе почти полностью отсутствуют красящие окислы и соединения железа.

Главные характеристики белой глины, которые делают её подходящим сырьём для фарфора — высокая огнеупорность, низкая пластичность и поразительная способность к связыванию. Наиболее важное свойство — способность выдерживать очень высокие температуры. Так, каолин устойчив даже к воздействию температуры +1750°С. Это нашло применение во многих сферах: в медицине, в машиностроении, в лёгкой промышленности, металлургии, стекловарении и пр.

На самом деле каолин — лишь один из сырьевых компонентов, хоть и основной, в технологии их может быть от 4 до 10. Все составные части делят на пластичные и непластичные.

К этой категории относят каолины, другие глины и бентонит. Когда их смешивают с определённым количеством воды, они становятся сверхпластичными, но после действия высоких температур (обжига в печи) приобретают каменную твёрдость.

Непластичные

Делятся на 2 группы: отощающие и плавни.

Делятся на 2 группы: отощающие и плавни.

Отощающие — это кварц, измельчённый бой неглазурованной посуды после обжига, обезводненная глина и пр. От количества этих компонентов зависит пластичность и устойчивость к уменьшению формы при действии высоких температур. Они же снижают хрупкость.

Плавни — это добавки, которые при обжиге расплавляются или образуют сплавы с другими компонентами, придающими прочность. Начинается такая оплавка уже при средних, а не при экстремально высоких температурах. К плавням относят полевые шпаты, пегматиты и пр. От их количества зависит уровень спекания. Они же делают материал прозрачным.

Заводы, на которых принимают сырьё для изготовления фарфора, анализируют его состав и качество. Оно бывает разным. Если принимать его в работу в том виде, как есть, это потребует изменения технологии или испортит готовые изделия. Чтобы этого не происходило, постоянно корректируют сырьевые материалы. Для повышения их уровня проводят обогащение. Этот процесс включает в себя очистку от сторонних примесей и повышение однородности. Его выполняют на базе обогатительных комбинатов, построенных рядом с месторождением каолина.

Различное содержание всех нужных исходных компонентов и определяет разновидность фарфора. Он может быть твёрдым и мягким.

Часть каолина доходит до 66%. Остальные компоненты — кварц и полевой шпат, при этом доля флюсов меньше, чем в других разновидностях. Так, как белая глина относится к тугоплавким материалам, нужна очень высокая температура при обжиге, выше 1400°С.

Наиболее твёрдым считается состав с костяной золой. Она составляет до 50% смеси. Именно из таких твёрдых материалов делают посуду и электроизоляторы.

В нём всего 25-40% каолина, а остальные компоненты — кварц и полевой шпат. Обжигают его всего при 1300-1350°С. Мягкий фарфор применяют для производства панно, бижутерии, статуэток и пр., то есть того, на что идёт не такая интенсивная нагрузка. Хоть он и выглядит таким же крепким, как и твёрдый, но на практике более хрупкий.

Когда речь идёт о том, из какой глины делают фарфор, нужно понимать, что только высококачественный каолин используют для фарфоровых изделий. Тот, который не дотягивает по характеристикам, идёт на фаянс и в гончарное производство.  Если разобраться, то фарфоровое производство является лишь одним из направлений керамической отрасли. Дело в том, что фарфоровые изделия более непроницаемы для воды и воздуха, то есть, эти материалы менее пористые. Это делает их невероятно прочными, идеально белыми и с равномерной структурой. Несмотря на кажущуюся хрупкость, они прочнее аналогов из других сортов сырья даже при самом тонком слое.

Неопытному человеку сложно найти отличия между фарфором и обычной глиной при оценке материалов, из которых выполнено изделие. Специалисты знают, что в первом часть глины меньше, и примеси добавляют ему стекловидности, то есть той самой полупрозрачности. Есть ряд признаков, по которым мастера различают эти 2 типа:

Как правило, цена тоже существенно отличается. Фарфор стоит намного дороже, чем глиняные изделия, особенно, если речь идёт о давних экземплярах.

На вопрос, что лучше — обычная глина или фарфор — нет однозначного ответа. Если изделие используется ежедневно на кухне, то пусть лучше оно будет керамическим. Тогда урон при бое будет минимальным. Но если есть желание собрать коллекцию или сделать шикарный подарок, то на первое место выходит фарфор.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Глина для изготовления фарфора"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация