Фарфор
Хрупкие и воздушные, казалось бы, способные разбиться от одного прикосновения, но пережившие века – так можно вкратце описать кружевные фарфоровые статуэтки, купить которые хочется с первого взгляда. Эти чудесные творения далеко не всегда относятся к антиквариату. На некоторых фабриках Германии, например, в Фолькштедте, до сих пор выпускаются лимитированные серии «Кружевниц» по моделям и технологиям XIX века.
Кружевной фарфор как явление мог возникнуть только в Германии, поскольку именно здесь открыли рецепт глиняной массы одновременно прочной и пластичной. Хотя Мейсен, а вместе с ним и Саксония, стали пионерами тонкостенной керамики, очень скоро конкуренцию им составили фабрики из Тюрингии, работавшие в том же стиле.
В 1757 году арканист Георг Генрих Махелейдт из небольшого городка Зитцендорф, вслед за Иоганном Бёттгером и Эренфридом Чирнхаусом, раскрыл секрет производства твёрдого фарфора. Как утверждают историки, сделал он это независимо от своих знаменитых соотечественников, путём долгих проб и ошибок.
Некий странствующий монах подсказал Махелейдту, где найти уникальный кварцевый песок, придающий керамическим изделиям особую белизну. Добившись стойких результатов и получив весьма достойные образцы высокотемпературной керамики, алхимик обратился к правящему принцу Шварцбург-Рудольштадта с просьбой об открытии первой в Тюрингии фарфоровой фабрики. В 1760 году он получил соответствующие привилегии и основал Sitzendorfer Porzellanmanufaktur.
Два года спустя мощности предприятия переместили в соседний Фолькштедт, ближе к резиденции князей Шварцбург-Рудольштадских. А история зитцендорфской фабрики продолжилась только в 1850 году. Пустующее здание выкупил владелец местной гостиницы Вильгельм Либманн и повторно основал фарфоровую мануфактуру под покровительством княжеской семьи. Сначала здесь производили недорогую посуду и головки для кукол, однако, когда в 1858 году владельцем стал Альфред Войт, перешли на элитные статуэтки и предметы декора. Фабрика копировала мейсенские образцы в стиле рококо, которые пользовались в то время огромной популярностью.
В 1884 году статуэтки были впервые украшены кружевом, которое впоследствии принесло Sitzendorfer Porzellanmanufaktur мировую известность. По мере совершенствования технологии, из ажурной «ткани» стали делать не только отдельные детали, но и весь наряд. Пышные платья и юбки викторианской эпохи или многослойные пачки балерин, до сих пор производят незабываемое впечатление и вызывают лишь один вопрос: как подобное вообще возможно? Технология с одной стороны проста, с другой – требует от мастера ювелирной точности и опыта, иначе чуда не произойдёт.
Для создания фарфорового кружева используется настоящий тюль или хлопчатобумажное плетение Plauener. На деревянное основание наносят фарфоровую массу, но не такую жидкую, как заливаемый в формы шликер, а напоминающую по консистенции густую сметану. Сверху укладывают полоску кружева нужной ширины и пропитывают, помогая себе инструментом. Именно здесь нужно особое мастерство: если использовать много фарфорового раствора, он при обжиге заполнит отверстия и ажурная ткань не получится, а при нехватке массы останутся разрывы. Затем полоску собирают искусными складками на воротнике, юбке или рукавах статуэтки, причём за один раз – переделок допускать нельзя. При обжиге свыше 1300°С ткань выгорает, оставляя лишь керамические кружева тончайшей работы.
В XX веке деятельность первооткрывателя кружевного фарфора продолжалась с переменным успехом. После 1958 года он был национализирован правительством Восточной Германии и пришёл в упадок. Устаревшее оборудование и отсутствие квалифицированного персонала не позволяли Sitzendorfer Porzellanmanufaktur достойно конкурировать на рынке элитной керамики.
Масштабная реконструкция предприятия началась в 1985 году, когда государство осознало, что доставшаяся ему в наследство развитая фарфоровая индустрия может стать самым доступным и эффективным источником валюты. После денационализации подъём производства некоторое время продолжался. Вплоть до 2000 года фабрика процветала, возродив былую славу и повторяя в основном ассортимент XIX века, в том числе и знаменитых «Кружевниц». Однако новые владельцы предприятия – Карла и Уве Германн не смогли правильно выстроить его экономическую стратегию, что привело в 2013 году к банкротству и закрытию производства.
Сегодня прекрасные статуэтки Sitzendorfer Porzellanmanufaktur можно приобрести только на антикварных аукционах или официальном сайте предприятия. Его клеймо – синяя буква «S» под геральдической короной.
Сегодня прекрасные статуэтки Sitzendorfer Porzellanmanufaktur можно приобрести только на антикварных аукционах или официальном сайте предприятия. Его клеймо – синяя буква «S» под геральдической короной.
Технология изготовления фарфоровых кружев использовалась ещё несколькими немецкими фабриками. Три из них продолжают выпускать изысканные статуэтки и сегодня, радуя ценителей и коллекционеров. Это – Мейсен, Фолькштедт и Унтервейсбах. «Кружевницы» выполнены только в стиле рококо, независимо от того, какие ещё направления развивал производитель.
На многих аукционах статуэтки всех перечисленных фабрик объединяют общим термином «Дрезденский фарфор». Он стал синонимом высочайшего качества и эксклюзивности декоративных предметов, чем обуславливается их немалая цена. Термин также указывает на парадный рокайльный стиль, в котором изготовлены статуэтки под брендом «Дрезден». Большинство из них относится к XIX веку, когда в Германии отмечалось «Возрождение рококо». На самом деле в Дрездене лишь расписывали «бельё», поставляемое из Мейсена, а кроме того, массово продавали дорогостоящий саксонский и тюрингский фарфор. В результате у коллекционеров, особенно иностранных, часто возникала подмена понятий. До сих пор на аукционах под общим названием «Дрезден» продаются статуэтки разных производителей, о чём обязательно сообщается в описании лота.
В ассортимент головного предприятия Германии «Кружевниц» ввёл модельмейстер Эрнст Август Лютериц. В середине XIX века он модернизировал многие рокайльные модели, дополнив ими продукцию классического стиля. По инициативе Лютерица, нежнейшие кружевные наряды украшались изящными цветами, что делало статуэтки ещё более изысканными. Новшество позволило восстановить интерес к продукции Мейсена, снизившийся из-за жёсткой политики России, Франции и Великобритании относительно импорта из Германии. Каждая страна защищала своих производителей, к тому же качество мейсенского фарфора к тому времени ухудшилось и было несопоставимо с уникальными изделиями XVIII века.
Предприятие, фактически основанное Георгом Махелейдтом в 1762 году, считается старейшим из существующих в Тюрингии. Фольштедт можно назвать «застывшей копией Мейсена», ведь здесь бережно сохраняют традиции рокайльного стиля, сделав ставку именно на «Кружевниц». Они помогли фабрике выдвинуться в топ самых известных производителей фарфора класса «люкс» и превратиться из обычного производства в популярный туристический объект.
В 1990 году, после объединения Германии, баварский концерн Seltmann Weiden выкупил фабрику Фолькштедта и произвёл здесь масштабную реконструкцию. Цеха заключили в стеклянный куб и теперь регулярно организуют по ним туристические эксукрсии. Желающие могут своими глазами увидеть, как создаются легендарные статуэтки из кружевного фарфора по технологиям, не изменившимся с XIX столетия. Формы тоже используются старинные, отчего перед восхищёнными зрителями оживают многие выдающиеся личности прошлого: российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих Великий, известная австрийская танцовщица Фанни Элслер и многие другие. Их объединяет одна деталь – великолепные ажурные кружева, без которых немыслимы образы «галантной эпохи».
Под крышей обновленного здания Фолькштедской фабрики нашло приют ещё одно тюрингское предприятие с богатой историей – Фарфоровые мастерские Унтервейсбах. Мануфактура была основана предпринимателем Германом Йостом в 1882 году. Унтервейсбах испытал сильное влияние модерна, в частности несколько лет длилось сотрудничество с одним из основоположников стиля «ар-нуво» – бельгийским архитектором Анри ванн де Вельде. Однако на ранних этапах мастерская отдавала предпочтение традиционной мелкой пластике, в том числе и композициям в духе рококо.
Статуэтки Унтервейсбаха, в пене воздушного кружева, по качеству не уступают лучшим мейсенским и фолькштедским образцам. Став частью компании Seltmann Weiden, Мастерские сохранили за собой право выпускать часть прежнего ассортимента, львиная доля которого приходится на «Кружевниц». При этом стоимость подобного фарфора намного ниже, чем у Мейсена и многих моделей Фолькштедта. Особенно высоко ценятся антикварные «кружевные» фигурки 1920 – 1960-х годов. Несмотря на хрупкость таких изделий, у коллекционеров есть шанс приобрести их в отличной сохранности. Клеймо предприятия – стилизованная бегущая лиса.
В конце XIX века на фабрике Фолькштедта работал талантливый художник Анри Мюллер – специалист по фарфоровым кружевам. Выходившие из его рук статуэтки пользовались настолько высоким спросом, что в 1907 году мастер, несмотря на отсутствие коммерческой «жилки», решил организовать в том же городе отдельную мануфактуру. Эту инициативу поддержал лично правящий граф Рудольштадский, приобретая великолепные скульптуры для своей резиденции в Хайдексбурге. Изделия Мюллера легко определить по клейму с короной над заключёнными в ромб инициалами «MV». Оно используется и для семейного предприятия «Ирландский Дрезден», созданного наследниками Мюллера в послевоенный период.
Хотя бомбёжки превратили мастерскую художника в руины, его дочь – Иоханна Саар вместе с мужем Оскаром смогла спасти некоторые формы. В 1947 году мануфактура «Мюллер-Фолькштедт» заработала вновь, выпуская уникальные по художественной ценности фарфоровые кружевные статуэтки. Когда три года спустя началась национализация восточногерманских предприятий, супруги Саар сочли необходимым переехать в Шварцвальд, забрав с собой самые ценные формы. В 1962 году их дочь – Сабина сделала ещё один важный шаг и обосновалась в небольшом ирландском городке Дромколлихер, где продолжает дело деда.
Её фабрика по выпуску кружевной пластики теперь известна далеко за пределами новой и прежней родины. «Ирландский Дрезден», в отличие от более именитых конкурентов, выпускает продукцию разного ценового диапазона, охватывая широкий круг любителей. Изящное кружево украшает не только рокайльные композиции, но и вполне современные фигурки животных, сувенирную посуду и подарочные наборы к торжествам или праздникам. Технология «Ирландского Дрездена» уникальна тем, что кружева наклеиваются не на сырые, а на прошедшие первый «бисквитный» обжиг изделия.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: