Фарфор
Только купив заварочный чайник из фарфора, можно почувствовать настоящее удовольствие от чаепития. Недаром и благородный напиток, и сосуд, в котором его готовят, «родились» в одной стране – они созданы друг для друга. Фарфор не только раскрывает лучшие вкусовые качества чая, но и делает его целебным, позволяя достичь максимальной экстракции, без разрушения полезных веществ. Но не меньше чем материал важна форма и размер заварника, а также способ ухода за ним. Они тоже влияют на вкус и свойства чая.
Первые чайники из фарфора появились в Китае во времена династии Юань (1271 – 1368 гг.). До этого использовались в основном сосуды из грубой керамики и бронзы, напоминающие котлы или кувшины для вина. В них нагревали воду, а затем заливали измельчённые чайные листья, насыпанные в небольшие широкие пиалы. Чтобы напиток лучше заварился, его помешивали венчиком из бамбука.
Первое упоминание о классическом чайнике – закрытой формы с тонким носиком и удобной ручкой, встречается в трактате «Цзиюань Цунхуа», который относят к XIV веку. А уже при династии Мин (1368 – 1644 гг.) заварники получили широкое распространение. Они имели преимущественно круглую или цилиндрическую форму и декорировались подглазурной кобальтовой росписью. Долгое время чайная посуда была небольшой, рассчитанной на одну порцию. Китайцы заваривали напиток индивидуально и пили его прямо из носика. При таком способе настой получался очень концентрированным и ароматным. Листья несколько раз заливали повторно, чтобы извлечь все полезные вещества.
В конце XVII века чай начали поставлять из Китая в Европу, как экзотическую пряность и предмет роскоши. Вместе с ним купцы привозили и фарфоровую посуду для заваривания – белоснежную, покрытую тончайшим синим рисунком. Именно её копировали впоследствии европейские мастера, начиная от Делфт и заканчивая Мейсеном. Чай во время транспортировки хранили на верхней палубе, чтобы уберечь от сырости, а прочную, устойчивую к морской воде посуду – в трюмах. Таким образом, купцы получали от своих рейсов двойную выгоду.
Европу быстро захлестнула страсть к чаепитиям и фарфоровой посуде. И то, и другое требовало немалых вложений, а потому косвенно свидетельствовало о высоком статусе и финансовых возможностях владельца. Когда в 1708 году в Мейсене открылась первая европейская фарфоровая мануфактура, в ассортимент сразу включили чайники, точно копировавшие китайские образцы.
Британцы изобрели грелку для заварочной посуды, которая позволяла надолго сохранять напиток тёплым. Её шили наподобие капора из плотной ткани со стёганой подкладкой. Грелки начали использовать в середине XIX века, после того как с подачи герцогини Бедфордской – личной подруги королевы Виктории, был введён в моду «файф-о-клок».
Помимо фарфора для чайной посуды используется стекло, красножгущиеся глины (например, исинская), фаянс и металл. Тонкостенная керамика традиционно рекомендуется для зелёных, белых и травяных чаёв, которые особенно «чувствительны» к инородным ароматам. Очень плотный фарфоровый черепок, дополнительно покрытый стекловидной глазурью, не впитывает жидкость, как это, например, делает фаянс. Если чай въедается в поры, то каждая последующая заварка приобретает лёгкий привкус предыдущей, что вряд ли понравится истинным ценителям. Кроме того, фарфор не вступает в химическую реакцию с налитой в него жидкостью, а значит, не влияет на её свойства.
Другие преимущества:
В холодное время года тонкостенная керамика слишком быстро остывает, а чай не успевает завариться. Чтобы этого не произошло, используют грелку или специальную термоподставку со свечой. Хотя некоторые специалисты категорически против укутывания заварочной посуды, утверждая, что напиток в ней «задыхается», теряя природный вкус и аромат.
Фарфор – хрупкий материал, если сравнивать с металлом или пластиком. Однако при бережном обращении он способен прослужить долгие годы, оставаясь более функциональным и экологичным. Что касается дороговизны, то качественная посуда не бывает бюджетной, из чего бы её не изготовили.
Фарфор – хрупкий материал, если сравнивать с металлом или пластиком. Однако при бережном обращении он способен прослужить долгие годы, оставаясь более функциональным и экологичным. Что касается дороговизны, то качественная посуда не бывает бюджетной, из чего бы её не изготовили.
Покупая заварочный чайник из фарфора, в первую очередь обращают внимание на форму. Она должна быть сферической или хотя бы расширяться книзу (коническая, каплевидная). Допустимы цилиндрические модели, напоминающие популярные сегодня френч-прессы. Но в этом случае чайник не должен быть вытянутым по вертикали, иначе процесс заваривания нарушится. Сферическим заварник сделали ещё древние китайцы, отметив, что в такой посуде напиток дольше остывает (из-за наименьшей площади теплоотдачи), равномерно прогревается и лучше экстрагируется, поскольку чайный лист может полностью развернуться.
Независимо от формы, чайник должен быть симметричным. Всевозможные дизайнерские «штучки», в которых угадать функцию можно лишь по носику и ручке, хороши для украшения интерьера. Но заварить полезный и вкусный чай в супрематических конструкциях с выраженными перекосами, изгибами и другими «отклонениями», не получится. Квадратные и пирамидальные модели тоже непрактичны.
Важный элемент заварочного чайника из фарфора – крышка. Она должна иметь маленькое отверстие в верхней части, откуда выходит пар. Иначе напиток внутри запреет, отдавая «веником». Недопустимо неплотное прилегание крышки, её смещение, а уж тем более, выпадение в процессе эксплуатации. Лучше удержаться в корпусе поможет длинный внутренний ободок с фиксатором или специальная металлическая петля.
Носик у «правильного» заварника тонкий, сужающийся кверху. Он немного выступает над краем корпуса или хотя бы находится вровень с ним. Оптимальный угол примыкания к стенке составляет 30 – 35°, не более. При нарушении этих параметров, чай потоком хлынет в чашку, не успев насытиться кислородом и обжигая горячими брызгами. Хорошо, если у модели есть встроенная решётка в месте присоединения носика. На этапе изготовления, мастера в сырой фарфоровой заготовке просверливают несколько небольших отверстий, которые затем и служат аналогом чайного ситечка.
Ручка классического европейского заварника обычно располагается напротив носика, хотя восточный вариант крепления сверху – намного удобнее и надёжней. Если есть такая модель, однозначно нужно выбирать её. Ручки С-образной формы не подходят для заварников большого объёма, поскольку не дают опоры пальцам. Сосуд может неожиданно вырваться и опрокинуться. Лучшей считается ручка, напоминающая ухо – с увеличенной нижней или верней частью.
Слишком большие фарфоровые чайники не стоит покупать даже многосемейным или очень гостеприимным хозяевам. Максимальный объём заварника составляет 3 литра, а вот оптимальный – не более 2-х. В идеале рекомендуется приобрести несколько моделей:
Заваривать напиток нужно из расчёта по 200 г на каждого участника чаепития. Остатки лучше сразу вылить. Зелёные чаи заваривают повторно, чёрные – только один раз.
Красота фарфора иногда играет с ним злую шутку. Хозяйкам хочется полировать чайную посуду до блеска и они увлекаются моющими средствами, совершенно забывая о её предназначении. В результате при следующем заваривании получают «чай с ароматом Fairy» или другой бытовой химии.
Правильнее всего просто ополоснуть заварник горячей водой и насухо вытереть полотенцем, чтобы избежать потёков. В крайнем случае, места наибольшего загрязнения оттирают содой, стараясь не затрагивать роспись и позолоту. А затем хорошо промывают холодной проточной водой. Накрывать полотенцем посуду в процессе сушки не нужно – пусть свободно «дышит», избавляясь от лишних запахов.
Для заварников нежелательно использовать посудомоечную машину, не подойдёт в качестве чистящего средства детское мыло, нашатырный спирт или зубной порошок. Не стоит «отмачивать» чайник в воде – на глазури могут появиться микротрещины и вкус заваренного напитка ухудшится. Хранят посуду как можно дальше от всего, что имеет резкий, сильный запах. Хотя фарфор вряд ли впитает его, лучше не рисковать.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: