Фарфор
Кобальтовая подглазурная роспись активно применяется в керамике, начиная с XIII века, когда она была открыта китайскими мастерами. В Европе изготовлением посуды в бело-синих тонах занимались Мейсенская, Делфтская и Веджвудская фабрики, а в России одновременно с ними появился гжельский фарфор, выглядевший ничуть не хуже иностранных образцов. Со временем полукустарный промысел вырос в масштабное производство, ставшее национальным достоянием.
«Гжель» – не просто посуда, это определённый пласт российской культуры, стиль, который теперь применяется в оформлении одежды, жилых и общественных интерьеров, даже автомобилей. Современные мастера стараются хранить традиции уникального предприятия и поддерживать высокие стандарты качества, заданные его основателями. Производство керамики в подмосковном районе вокруг деревни Гжель началось ещё в XIV веке при Иване Калите. Местная почва содержала большое количество глины, поэтому развитие здесь гончарного дела было неизбежным. Расцвета ремесло достигло к середине XVII века, когда сырьё стали добывать в промышленных масштабах.
Первые керамические изделия: посуду и лепные игрушки изготавливали из красножгущихся глин. В первой четверти XVIII века особую популярность приобретает майолика, производимая из грубо обработанной каолиновой массы с последующей росписью многоцветными политыми глазурями. Несмотря на исключительное качество гжельской глины, отмечавшееся ещё М. В. Ломоносовым, фаянсовые, а тем более фарфоровые заводы появились на гжельской земле далеко не сразу.
В 1800 году крестьяне из деревни Володино – братья Куликовы обнаружили вблизи своего надела залежи каолина, пригодного для высокотемпературного обжига. Было решено основать семейную фарфоровую мануфактуру, тем более, что один из братьев – Павел знал тонкости технологии и основные секреты производства. Он работал на немецком заводе «Отто и компания» в Перово, который выпускал продукцию по мейсенскому образцу. Именно Павла Куликова можно считать основателем традиции гжельского фарфора. Мастер использовал в росписи приёмы Мейсена, нанося на белый обожженный черепок кобальтовые узоры. Но тематика была исконно русской, в характерном народном стиле.
Братья пытались сохранить монополию, однако другим крестьянам удалось узнать конструкцию обжиговой печи и рецепт глиняной массы. В результате было открыто ещё несколько фарфоровых предприятий с аналогичной продукцией.
Примерно в 50-х годах XIX века серьёзную конкуренцию Гжели составили заводы династии Кузнецовых. Производство пришло в упадок, но после Второй мировой войны было восстановлено в полном объёме. Большие усилия по сохранению гжельского наследия приложила художница Наталья Ивановна Бессарабова. В 1946 она представила первые эскизы обновлённых изделий, заложив основу современного стиля всех предприятий, работающих под брендом Гжели. Благодаря Бессарабовой, формы посуды стали более изящными и лаконичными, а роспись немного упростилась, чтобы продукцию можно было выпускать крупными партиями.
Художница также создала базовые скульптурки животных, большинство которых используется по сегодняшний день. В настоящий момент под маркой «Гжели» объединилось несколько десятков фабрик, большинство из которых принадлежат частным компаниям.
Они строго придерживаются традиционной технологии производства и не меняют, а лишь совершенствуют стиль продукции, адаптируя её к веяниям времени. На предприятиях нередко работают семейные династии. Поскольку земля края глинистая, а значит, неплодородная, керамика испокон веков является главной «кормилицей» местного населения.
Продукцию крупнейшего гончарного центра России легко узнают не только ценители, но и люди, далёкие от керамики. Характерная бело-синяя гамма и подчёркнуто «народный» рисунок сразу выделяют Гжель. Предприятия, работающие под этой маркой, не ограничиваются исключительно посудой и мелкой скульптурной пластикой. В их ассортимент входят:
Красивый, глубокий синий цвет даёт оксид кобальта – единственный краситель, применяемый в классической подглазурной росписи Гжели. Пигмент крайне капризен и при неправильном обжиге легко меняет окрас: темнеет либо выгорает, становясь пепельно-серым. В керамике эпохи модерна нередко использовалось это свойство кобальта для создания особой приглушённой гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери звонкой синевы, которая придаёт их изделиям сочный, «радостный» колорит.
В сыром виде кобальт чёрный и только после обжига приобретает сложный ультрамариновый оттенок. Яркость цвета усиливает прозрачная глазурь – в неё окунают изделия сразу после росписи.
Используемая для изделий фарфоровая масса уникальна по составу. Добавляемые в неё присадки, которые мастера держат в секрете, упрощают обработку материала, делая его более «отзывчивым», а также исключительно гладким. Но в изделиях гжельских фабрик уже не встретишь знаменитую местную глину, применявшуюся в своё время даже для утончённых царских сервизов. Месторождения давно исчерпались и сегодня производство работает на привозном сырье, большей частью украинском.
Прежде чем приступить к декорированию изделий, их отправляют на короткий утельный обжиг, а затем окунают в фуксин – красную анилиновую краску, которая проявляет мельчайшие трещины или раковины (пустоты). Бракованные экземпляры утилизируют до начала росписи, чтобы художники не делали работу впустую. При повторном обжиге на 1350-1400°С фуксин выгорает без следа и черепок вновь становится белоснежным. Именно на этапе проверки продукцию, которая прошла отбор, штампуют знаменитым на весь мир клеймом Гжели.
Далее наступает черёд росписи. Её наносят исключительно вручную беличьими кисточками разных номеров. Художественный инструмент отличает особая мягкость и пластичность. Только беличий ворс позволяет делать тончайшие растяжки цвета – до 30 тональных градаций в одном широком мазке.
Гжельские мастера виртуозно владеют кистью, точно зная, сколько кобальта нужно набирать за один раз и с каким нажимом прорисовывать изображение. Большинство из них обучается в местном Художественно-промышленном институте, созданном на базе дореволюционного филиала Строгановского училища. Вуз спасает уникальную технику кобальтовой росписи от вырождения. В постперестроечный период появилось много кооперативов, выпускающих продукцию «а-ля Гжель» и стандарты качества резко снизились.
Гжельские мастера виртуозно владеют кистью, точно зная, сколько кобальта нужно набирать за один раз и с каким нажимом прорисовывать изображение. Большинство из них обучается в местном Художественно-промышленном институте, созданном на базе дореволюционного филиала Строгановского училища. Вуз спасает уникальную технику кобальтовой росписи от вырождения. В постперестроечный период появилось много кооперативов, выпускающих продукцию «а-ля Гжель» и стандарты качества резко снизились.
Известно около 300 типов гжельских мазков. Основные элементы наносятся широкой кистью, а затем тонкой прописываются детали. Большинство изображений начинается с мазка-капельки. Великолепные розы, фантастические жар-птицы, ягоды и многие другие мотивы создаются с его помощью. Если усилить нажим на кисть в верхней части и ослабить в нижней, получится знаменитый «теневой мазок» придающий объём. Приём был известен задолго до гжельских мастеров, но именно они усовершенствовали его, подняв на недосягаемый уровень.
Чтобы с помощью монохромного рисунка передать форму и перспективу предметов, нужно обладать особыми навыками. Профессионалы своего дела начинают обучение в 6-летнем возрасте, тщательно копируя природные элементы: листья, травинки, ягоды, цветы. Затем эти растительные мотивы лягут в основу уникальной росписи.
Гжельскую роспись называют сказочной из-за выраженного фольклорного колорита. Она отличается от мировых аналогов в бело-синей гамме, в том числе голландских образцов из Делфта, на которые ориентировались создатели первых подмосковных заводов.
Чаще всего на фарфоре изображается:
Самый популярный мотив всех периодов Гжели – с XVIII века до наших дней: птицы и розы.
Лидер производства российской керамики переживал немало трудных периодов. Именно тогда находились бесчестные предприниматели, выпускавшие низкосортные подделки, проштампованные клеймом Гжели. Между тем подлинная продукция бренда стоит недёшево и покупать фальсификат по цене оригинала нет никакого смысла.
На что обратить внимание в первую очередь? Как выглядит настоящий гжельский фарфор?
Даже опытные эксперты не всегда в состоянии на глаз отличить подделку. Известно, что фарфоровые изделия Гжели имеют большую толщину по сравнению с аналогами от других производителей. Неудивительно, что за них пытаются выдать фаянс, который выглядит грубее и менее стоек в эксплуатации.
Отличить подмену можно, постучав по изделию деревянной палочкой. У фаянса звук глухой и слабый, у фарфора, независимо от толщины – продолжительный и звонкий. Выдаёт менее дорогой материал и цек (сеть микротрещин), проступающий на декоративном покрытии, желтоватый оттенок, а также отсутствие неглазурованного ободка на донышке. Фарфор обладает прозрачностью и пропускает свет, у фаянса нет такой способности.
Далее следует обратить внимание на рисунок. Он должен быть характерного тёмно-синего оттенка с градациями тона. При любых отклонениях от стандарта, продукт может оказаться фальшивкой. Фиолетовый окрас говорит о том, что вместо кобальта использовался другой более дешёвый пигмент, а серые или чёрные тона свидетельствуют о неправильном режиме обжига. Оба дефекта недопустимы, представители бренда никогда не пропустят на рынок такую продукцию.
Стиль настоящего русского фарфора неповторим. Изделия гармоничны и пропорциональны, их форма выверена художниками высочайшего уровня. Если посуда или статуэтка выглядят «манерно», слишком декоративно и вычурно, от их покупки лучше отказаться. Вероятность приобрести подделку очень высока.
То же касается и рисунка. Он чётко выстроен, имеет продуманную композицию и расположение. Должна соблюдаться чёткая иерархия: в центре находится самый крупный, акцентный элемент – чаще всего ветка розы или птица, а второстепенные детали окружают его. Чрезмерная реалистичность, как и явная стилизация – приёмы не свойственные художественному фарфору.
Совершенно недопустимо использование деколи. Обнаружить её легко – в рисунке присутствуют совершенно идентичные элементы, что служит признаком механической печати, а не ручного труда.
Современные мастера стараются даже в мелочах придерживаться традиционных канонов, поэтому любые непривычные «вариации» вызывают сомнение в подлинности продукции. Исключение составляют авторские изделия – они вполне могут быть новаторскими. На таких экземплярах, помимо классического клейма, должно стоять имя или логотип художника-изготовителя.
Подделка всегда менее аккуратна, чем оригинал, в ней присутствует множество мелких дефектов. Это объясняется нарушением технологии изготовления с целью удешевить производство. Самые распространённые «огрехи»: сероватый оттенок фарфора на неглазурованных участках, не функциональность посуды или предметов обихода (подтекает носик, неудобно браться за ручку, неплотно притёрта крышка и так далее). Частый дефект – пузырьки в глазури, на фирменных изделиях он никогда не встречается.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: