Украинский фарфор

Фарфор

Украинский фарфор

Украинский фарфор

Коллекционеры охотно покупают украинский советский фарфор – прежде всего, малую пластику. Она отличается высоким качеством и художественным исполнением. Особенно ценятся редкие статуэтки первых лет большевистской власти или 1950 – 1970-х годов. Несколько десятилетий назад продукцию украинских фарфоровых заводов можно было встретить почти в каждом доме, она стоила копейки и приятно «оживляла» интерьер. Однако сегодня, когда большинство предприятий закрыто, «ширпотреб» переходит в категорию эксклюзива и поднимается в цене. Более того, фарфор эпохи УССР активно подделывается, что вместе с отсутствием грамотно составленных каталогов, затрудняет коллекционирование.

Пионеры украинской тонкостенной керамики появились на Волыни в конце XVIII века. Это были польские предприниматели и помещики, оставшиеся в своих имениях после перехода области в 1793 году под юрисдикцию Российской империи. Первым приступил к изготовлению утончённой посуды по образцу Мейсена, амбициозный князь Юзеф Клемент Чарторыйский, владевший родовым замком в Корце. Именно здесь были обнаружены залежи каолиновой глины, которой дали самую высокую оценку вызванные из Саксонии эксперты.

При поддержке своего родственника – польского короля Станислава Августа, Чарторыйский основал фарфорово-фаянсовую мануфактуру, оборудованную по европейскому образцу. Непосредственно производством занимались братья Мезеры, изучавшие фарфоровое дело во Франции. Их считают родоначальниками украинской индустрии тонкостенной керамики. Французские инженеры смогли адаптировать местные глины и разработать уникальный рецепт сырья, изделия из которого отличались прочностью, прозрачностью и белизной. Помимо мануфактуры в Корце, один из братьев – Михаил Мезер, в 1802 году основал альтернативное предприятие в Барановке.

В начале XIX века небольшие фарфоровые заводы открылись и в других местечках Волыни: Барашах, Белотине, Городнице, Каменном Броде. Их продукция отправлялась в Польшу – полностью готовой или в виде «белья» под роспись. Выпускалась, в основном, посуда европейского стиля, с ориентацией на Мейсен и венскую мануфактуру Аугартен. Каолины Полесья не уступали саксонским, а позаимствованные у западных мастеров приёмы декорирования и прогрессивнее оснащение производства, позволяли достигать высочайшего уровня мастерства. Однако об этом периоде фарфора Украины известно немного, сведения часто путанные и противоречивые. Сохранилась история только четырёх крупных заводов: Корецкого, Городницкого, Барановского и Белотинского (позднее переведенного в Полонное).

Из-за сложностей с атрибуцией, дореволюционный украинский фарфор востребован намного меньше аналогов советского периода. Наиболее полную информацию о нём можно найти в монографии Ф. С. Петряковой, посвящённой производству конца XVIII – начала XX века. На западных аукционах популярностью пользуются сервизы Корецкой и Волокитинской мануфактур. Оба производителя работали в классической европейской манере, поэтому часто их принимают то за неизвестный ИФЗ, то за Аугартен.

Взлёт принадлежавшей князю Чарторыйскому мануфактуры начался после 1800 года, когда предприятие, пострадавшее от сильного пожара, отстроили и оборудовали заново. На должность директора пригласили севрского художника Шарля Меро, который не только привёл с собой группу высококлассных специалистов, но и вложил в развитие производства собственные средства. Ассортимент пополнился по-французски изысканными предметами сервировки: кофейными чашечками с тончайшей портретной и пейзажной росписью, декоративными вазонами, жардиньерками, корзинками для фруктов и так далее.

Утончённый фарфор поставлялся в Польшу и западную Европу, а также ко двору российской императорской семьи. Один из первых сервизов был адресован Екатерине II и украшен её портретами, работы польского миниатюриста Казимира Собинского. Закрылось предприятие после смерти своего покровителя – Юзефа Чарторыйского, в 1832 году. Несмотря на большие объёмы производства, продукция Корецкого завода сегодня почти не встречается на антикварных аукционах. Имеющийся фарфор ценится высоко, например, за кофейную пару на «Сотбисе» придётся заплатить $3000 – 5000. Настоящий «Корец» – большая редкость, а растущий спрос на него увеличивает количество подделок.

От $500 000 начинаются цены на продукцию малоизвестной Волокитинской мануфактуры, существовавшей совсем недолго: с 1839 по 1861 год, однако оставившей богатое художественное наследие. Основал предприятие в своём имении под Черниговом промышленник Андрей Миклашевский – выходец из старинного рода украинских казаков. Решение было принято после открытия в соседней деревне Полошкино крупных залежей каолина. Миклашевский пошёл по стопам своего предшественника, князя Чарторыйского и пригласил для организации работ опытных французских фарфористов. Август и Франсуа Дарт – сыновья владельца крупной парижской керамической мастерской, помимо Волокитинской мануфактуры, сотрудничали с Императорским заводом (ИФЗ) и фабрикой братьев Корниловых в Санкт-Петербурге.

Ассортимент черниговского предприятия поражал разнообразием. Он включал:

Однако выше всего сегодня ценится малая пластика, которая до 1850-х годов не производилась больше ни одним украинским предприятием. Наряду с классическими статуэтками, выпускались портретные шаржи на знаменитостей той эпохи. Фарфор близкий по духу Мейсену и Севру, создавался руками крепостных крестьян из имения Миклашевского по образцам, разработанным Франсуа Дартом. Поздние изделия черниговской мануфактуры приобрели народный колорит. Это произошло после смерти французского фарфориста, когда его место занял талантливый местный крепостной – Фёдор Петруня. К 1860 году работа на предприятии почти остановилась. Художники и подсобные мастера из числа миклашевских крестьян, предчувствуя скорую отмену крепостного права, отказывались выполнять свои обязанности, нарушали дисциплину, что сказывалось на качестве изделий. Вскоре мануфактура прекратила существование, а её продукция стала достоянием музейных и частных коллекций.

До революции на Украине существовало несколько крупных производителей тонкостенной керамики. Это – Барановский, Городницкий, Довбышский, Полонский и Коростенский заводы. В 1920-х годах, практически сразу после гражданской войны, их работа была восстановлена. Все предприятия объединили под началом треста «Фарфор- фаянс-стекло». В первые постреволюционные годы использовались оставшиеся от прежнего режима формы и материалы, однако постепенно совершался переход к новому стилю, отражавшему ценности большевистского строя. Внимание в основном уделялось утилитарной посуде, пригодной для массового производства. Её формы были лаконичными, а декор – простым и непритязательным.

Открывшийся в 1924 году Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КЭКХЗ), снабжал республиканские предприятия глазурями, красками и деколями собственного производства, что позволило значительно расширить их выразительную палитру. В оформлении преобладала революционная тематика. Вслед за Ленинградским фарфоровым заводом (ЛФЗ), украинские производители наладили выпуск агитационной продукции. Она входила в ассортимент Барановки, Довбыша и Коростеня. Агитфарфор в народе получили название «красный» за преобладание в цветовой гамме соответствующего оттенка.

Для предметов массового производства использовались трафареты, аэрография, штампы и печать. Дорогие эксклюзивные сервизы расписывались вручную. Автор наиболее ярких трафаретов – художник КЭКХЗ Николай Котенко. Он находил выразительные линии и цветовые сочетания, благодаря которым силуэтный рисунок приобретал глубину и декоративность. В творческом активе Котенко много растительных орнаментов, дополнявших советскую эмблематику и придававших ей национальный колорит.

Настольные скульптуры советской тематики: «Пионерка», «Доярка», «Лётчик» и так далее, а также бюсты пролетарских вождей выпускались в Городнице. Это – единственное предприятие, которое после 1917 года занималось малой пластикой. Характерным именно для украинской культуры явлением стали крупные декоративные вазы с агитационной символикой и портретами государственных деятелей, посвящённые годовщинам революции или другим памятным датам. Среди скульпторов довоенной эпохи следует отметить Жозефину Диндо, известную серией образов «женщин труда».

Подъём фарфоровой отрасли

В послевоенный период начался расцвет советского украинского фарфора. Художники и скульпторы активно использовали в декоре элементы народного искусства, копировали орнаменты вышивок, подражали старинной бытовой керамике. Приобрели популярность винные наборы и штофы, кувшинчики, массивные кружки. В фарфоре 1950-х годов или более позднем, не осталось и следа прежнего европейского стиля, зато появилась аутентичность и своё, запоминающееся «лицо». Первым шагом в поиске уникальности стало использование адаптированной петриковской росписи.

В послевоенный период начался расцвет советского украинского фарфора. Художники и скульпторы активно использовали в декоре элементы народного искусства, копировали орнаменты вышивок, подражали старинной бытовой керамике. Приобрели популярность винные наборы и штофы, кувшинчики, массивные кружки. В фарфоре 1950-х годов или более позднем, не осталось и следа прежнего европейского стиля, зато появилась аутентичность и своё, запоминающееся «лицо». Первым шагом в поиске уникальности стало использование адаптированной петриковской росписи.

Десятилетие спустя, в общесоюзном масштабе началась борьба с излишествами в искусстве, в том числе и декоративно-прикладном. С 1960 года каждое обновление ассортимента украинских фарфоровых заводов рассматривалось худсоветом Института лёгкой промышленности СССР, что привело к некоторой унификации выпускаемой продукции. Часть товарных позиций сняли с производства, заменив их более актуальными. Например, в дополнение к традиционным сервизам, появились наборы для вареников и разнообразных закусок, а также парные комплекты для завтраков с декоративной цветочной вазочкой.

На предприятия пришли молодые профессиональные художники, обучавшиеся в Киеве, Львове, Одессе и Миргороде. Формы посуды и малой пластики окончательно избавились от барочных или рокайльных черт, а также чрезмерного, пафосного реализма, который принято называть «социалистическим». Родоначальником нового направления в украинской фарфоровой скульптуре считается Владислав Щербина. С 1958 года работая на КЭКХЗ, в том числе десять лет в должности главного художника, он создавал образцы и для других украинских предприятий. Творчество мастера многогранно – от нарочито стилизованных фигурок красноармейцев, напоминающих агитфарфор первых лет революции до реалистично проработанных героев национальной  и мировой литературы. Щербина успел коснуться всех направлений фарфоровой пластики, «задавая тон» керамической отрасли в целом.

Его самые известные серии:

Приобретая авторские и тиражные работы Владислава Щербины, коллекционерам придётся проявить осторожность – часто встречаются подделки, изготовленные кустарным способом по старым заводским формам. Такие экземпляры можно распознать по низкому качеству материала, глазурного покрытия и росписи, нехарактерным для мастера цветовым сочетаниям, отсутствию скрупулёзно проработанных мелких деталей.

Из 30 фарфоровых заводов Украины, после объявления страной независимости и вступления в ВТО, остался только один. Предприятие в Дружковке, Донецкой области, открытое в 1972 году, несмотря на экономические и политические перипетии, работает до сих пор. Остальные гиганты индустрии не смогли выдержать конкуренцию с низкокачественным и малоэстетичным, но дешёвым китайским фарфором. По мнению специалистов, керамическая отрасль, прославившая в середине XX века Украину далеко за пределами Советского Союза, сегодня не подлежит восстановлению.

Утеряна не только техническая, но и кадровая база. Остались лишь небольшие частные мастерские, которые в том числе занимаются и выпуском фальсификата. Будущее Дружковского завода представляется туманным. Из-за ограниченного ассортимента, он не может удовлетворить спрос торговых сетей, которые действуют не в интересах единственного национального производителя.

Мануфактура в Городнице была основана в 1799 году по инициативе князя Чарторыйского, чтобы отделить фаянсовое производство в Корце от фарфорового. В начале XX века завод арендовал львовский предприниматель Айзик Зуссман. При нём в ассортимент вошли фарфоровые статуэтки и головы кукол в стиле немецкого бидермейера. Малая пластика, прославившая Городницу, нередко выпускалась без клейма, но с порядковым номером, что следует учитывать при атрибуции.

Вторая старейшая мануфактура Украины – Барановская, открылась в 1802 году. Косвенно к её появлению тоже причастен князь Чарторыйский, пригласивший на Волынь основателя предприятия, Михаила Мезера. При УССР Барановский завод стал пионером инновационных технологий, одним из ведущих производителей. Разорился и был закрыт в 2012 году.

Довбышская фабрика работала с 1823 по 2017 годы. Особенно известна своими кобальтовыми сервизами.

Полонский завод организован предпринимателем Мойсеем Бричкиным в 1880-е годы. К 2000 году стал лидером керамической отрасли по объёму и качеству выпускаемой продукции. Вызывают коллекционный интерес статуэтки Полонного, большинство из которых выполнены в национальном стиле.

Основанный в 1919 году для поставок в Польшу фарфорового «белья», Коростенский завод в советское время приобрёл собственный неповторимый стиль и выпускал широкий ассортимент продукции – от статуэток до посуды. В 2012 году объявлен банкротом и распродан.

Дружковский фарфор за относительно недолгую историю, успел «обзавестись» только одним клеймом:

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Украинский фарфор"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация