Фарфор
Дорогим фарфор был с момента его изобретения в Китае. В VII столетии его использовали как имитацию нефритовых сосудов. Нефрит – камень, который китайцы наделяли магическими свойствами. Его добыча и обработка – процесс трудоемкий, сложный, затратный. Изготавливать фарфор было проще, а по красоте и чистоте в то время только он мог достойно конкурировать с нефритом.
Есть версия, что первые фарфоровые изделия попали в Европу благодаря Марко Поло – он привез раритеты из Китая. Европейцы смотрели на неизвестные вещи как на диковинку и приписывали им магические свойства. Считалось, что посуда из фарфора может обнаружить яд в еде. Наверное, поэтому в королевских дворцах и домах аристократов столы сервировались такой посудой. Шло время – развеивались мифы. В начале XVIII столетия, когда производство уже развивалось в Европе, о магических свойствах материала серьезно уже никто не говорил.
Изделия, выпускаемые в Европе, делятся на три основных сегмента:
Есть еще линия «от кутюр», близкая к элитной группе. В нее входят экспериментальные экземпляры, созданные в сотрудничестве со знаменитыми дизайнерами и модными домами. Например, посуда «Розенталь Версаче» или тарелки «Форназетти».
Элитный фарфор от европейских брендов имеет несколько отличительных особенностей:
Элитная группа продукции ориентирована на потребителей с высоким достатком, чаще всего изготавливается из твердой массы. Более престижными считаются костяные изделия – в их состав входит от 20 до 50% молотых костей животных. Костная мука придает дополнительную твердость и белизну вещам: они легче образцов, изготовленных из твердого фарфора, не меняют оттенок даже при ежедневном длительном использовании.
Если посмотреть на них при солнечном свете, будет видно рисунок с обратной стороны. Прозрачность – одна из главных особенностей, но и цена на изделия выше на 20-25%.
Статуэтки, посуду, предметы быта премиум-класса выпускают европейские бренды с многолетней историей и традициями. Партии небольшие, поэтому каждый предмет представляет (или в скором времени будет представлять) ценность для антикваров и коллекционеров.
Фарфоровые статуэтки «Каподимонте» являются ярким образцом итальянского искусства наряду с муранским стеклом. Каждая деталь, каждый штрих в них тщательно проработаны, поэтому готовое изделие приятно удивляет реалистичностью. Итальянскую фабрику основал Карл III в 1743 году. Изначально она специализировалась на выпуске чайных и кофейных сервизов, кубков. Затем ассортимент расширился за счет религиозных и мифологических персонажей, фигурок людей.
Фарфоровые статуэтки «Каподимонте» являются ярким образцом итальянского искусства наряду с муранским стеклом. Каждая деталь, каждый штрих в них тщательно проработаны, поэтому готовое изделие приятно удивляет реалистичностью. Итальянскую фабрику основал Карл III в 1743 году. Изначально она специализировалась на выпуске чайных и кофейных сервизов, кубков. Затем ассортимент расширился за счет религиозных и мифологических персонажей, фигурок людей.
Дальнейший период ознаменовался ростом и расцветом производства, а затем его упадком. В итоге фабрика прекратила работу на долгое время. Только в 1925 году производство возродилось. Традиции фарфорового искусства «Каподимонте» создавали лучшие художники и скульпторы Италии. И сегодня каждая фигурка изготавливается вручную – коллекции кукол поражают своей красотой и заслуживают того, чтобы украшать экспозиции известных музеев мира.
Элитный фарфор от британского бренда Wedgwood выпускается больше двух столетий и украшает столы британского королевского дворца, аристократических домов по всему миру. Мануфактура основана в 1759 году, а уже через 6 лет она прославилась благодаря своему изобретению – так называемому «сливочному фарфору». Сливочный цвет удалось получить, покрыв поверхность изделий тончайшим слоем глазури – визуально он незаметен.
В 1768 году мастера фабрики порадовали взыскательных клиентов «черным базальтом» — настолько прочными фарфоровыми предметами, что их огранка и полировка невозможны. Затем были другие «ноу-хау», в том числе посуда авангардного дизайна, посуда для кошек и кофейные пары из костяного фарфора.
Выпуск костяного фарфора ассоциируется с компанией «Royal Crown Derby»,основанной в 1750 году и официально зарегистрированной спустя 5 лет. Сегодня эта торговая марка – самый дорогой производитель костяных изделий в Великобритании. Ее продукция узнается по ярким краскам, характерному декору в японском стиле и сложным золотым инкрустациям. Все статуэтки выпускаются ограниченным тиражом.
Коллекция «Rosenthal Versace» – типичный образец фарфора «от кутюр». Она появилась как результат сотрудничества модного дома Версаче и одного из лучших фарфоровых брендов Европы «Rosenthal». Эксперимент, начавшийся в 1993 году, позволил ценителям прекрасного наслаждаться художественными шедеврами. В каждом наборе или отдельном предмете удивительно гармонично сочетаются экспрессия, роскошь, стильная форма и великолепный декор.
Богатый по своей природе и фактуре материал все чаще становится базой для создания арт-объектов. Каждый из них наполнен смыслом без ущерба практичности и функциональности. Наглядный пример – концептуальные коллекции «от кутюр» баварской мануфактуры «Nymphenburg», основанной в 1747 году.
Этой мануфактуре суждено было стать лидером в сегменте изготовления фарфоровых предметов в стиле рококо. Отличительная особенность марки – простота и элегантность форм. Их в свое время разработал дизайнер Антон Бустелли и пока его в этом никто не превзошел. Все предметы выполнены вручную.
В 2007 году в ассортименте торговой марки появилась коллекция «от кутюр», созданная бразильцем Густаво Линсом. Модельер создал объекты сложных форм и нарядил их в драпированные ткани, напоминающие кимоно. Его работы сложно описать – они напоминают бюсты белого цвета, симбиоз скульптуры и предмета гардероба.
Коллекция включает 12 объектов, выполненных в белом и черном цвете. Ее премьера прошла в рамках модного показа «от кутюр», проходившего в Париже летом 2007 года. Презентация вызвала ажиотаж и огромный интерес у зрителей, что вдохновило Линса на новые творческие эксперименты. В январе 2010-го он представил очередную коллекцию из фарфора. Все чаще с европейскими производителями сотрудничают известные дизайнеры, скульпторы, архитекторы. А это значит, что новые необычные экземпляры еще впереди.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: