Полонский фарфор

Фарфор

Полонский фарфор

Обычно под Полонским фарфором подразумевают продукцию с клеймом «ЗХК» – завода художественной керамики в городе Полонное, Хмельницкой области. Он прославился малой пластикой, воплотившей в себе лучшие достижения украинской национальной культуры. Предприятие было основано в конце XIX века, однако его расцвет пришёлся на 1950 – 1970-е годы. В том же городе работал Полонский фарфоровый завод, выпускавший посуду и предметы интерьерного декора. К 1980-м годам оба предприятия вошли в структуру производственного объединения «Фарфор» и долгое время возглавляли керамическую отрасль Украины. Сегодня полонские заводы закрыты, однако их продукция достаточно часто встречается на аукционах, в антикварных магазинах и даже на «блошиных рынках».

В конце XIX века на Волыни и Полесье началось активное освоение каолиновых месторождений. Появилось множество небольших предприятий, выпускавших фарфор не только для экспорта в соседнюю Польшу, но и для нужд местных зажиточных покупателей. К работе привлекались опытные европейские технологи, модельмейстеры и художники, поэтому уровень продукции был достаточно высоким. Доступная сырьевая и топливная база, а также растущий интерес со стороны потребителей, делали фарфорово-фаянсовое производство особенно привлекательным.

В начале 1890-х годов состоятельный предприниматель из местечка Полонное, Новоград-Волынского уезда – Мойсей Бричкин решил открыть свою семейную фабрику по выпуску элитной тонкостенной керамики. Ранее он, вместе с братом и сыновьями организовал фаянсовую мануфактуру вблизи городского железнодорожного вокзала и успел оценить её прибыльность. Кроме того, у Бричкина была художественная жилка – он обладал тонким вкусом и сам занимался скульптурой, на любительском уровне.

Предприниматель выкупил у частного мастера Аврума Бахмутовского мануфактуру в предместье Горошек, выпускавшую сантехнические изделия и кирпич, а затем перестроил её под свои нужды. Глобальная реконструкция была закончена в 1895 году. Фабрика представляла собой четыре здания, размером с крестьянскую избу, которые занимали общую площадь 170 кв.м. В каждом располагалось несколько цехов, причём живописная мастерская или как её называли, «красильня», примыкала вплотную к дому владельца. Предприятие было оснащено горном с внутренним объёмом около 20 куб. м, позволявшим производить до 6 000 керамических изделий в месяц. В первое время на фабрике работало до 70 человек, причём половина из них занималась склейкой приставных деталей: ручек, подставок, лепнины и так далее. Также в штат входило 20 живописцев из числа местных крестьян. Техническая база была весьма примитивной: твёрдые компоненты фарфора размалывались в мельнице, приводимой в действие лошадьми, а жидкая смесь готовилась в барабане на слабой паровой тяге. Однако и этого на первых порах хватало, чтобы предприятие быстро шло в гору.

Изготавливали преимущественно цветочные кашпо в восточном стиле, чернильные приборы и малую пластику. Идеи и сюжеты для своего фарфора Бричкин «подсматривал» у волынских и подольских гончаров. Посещая ярмарки, он приобретал понравившиеся глиняные статуэтки – яркие, полихромные, с характерной пластикой, а затем снимал с них копии и запускал в производство. Кашпо обильно украшали лепными элементами по образцу Мейсена: цветами, гирляндами и фигурками, которые крепили уже после обжига. Особенностью мануфактуры Бричкина можно считать использование не только белой, но и цветной фарфоровой массы, окрашенной солями металлов. Сочетание нескольких оттенков сырья, придавало изделиям самобытный полесский колорит. А если добавить к этому высокое качество и разнообразный декор, станет понятно, почему полонский фарфор пользовался неизменным спросом не только в своём регионе, но и в европейских странах, куда экспортировался. Завод в то время назывался «кукольным» из-за обилия выпускаемых статуэток.

Дальнейшему развитию фабрики помешала серия военных катаклизмов, охватившая Россию и Европу в 1914 – 1920-х годах. С приходом нэпа, Бричкин восстановил частично разрушенное производство и вновь приступил к выпуску фарфоровой продукции. В 1925 году он вступил в местный кооператив кустарей-одиночек. На правах пайщика, предприниматель закрыл мануфактуру в Горошках и перенёс производственные мощности в село Право-Хоморне на участок, ранее принадлежавший гончару М. Шварцману. Новый завод строился большей частью на средства кооператоров и взносы рабочих. Производством занимался почти в полном составе коллектив, сложившийся на прежнем предприятии. Бричкину по условиям кооператорского товарищества, отвели роль бригадира. Ассортимент, как и до революции, состоял преимущественно из декоративных изделий и малой пластики.

В 1927 году «кукольный завод» переименовали в артель «Керамик». Рабочие, получив расширенные полномочия, не пожелали подчиняться прежнему владельцу – решением товарищеского суда Бричкин был освобождён от должности, лишен имущественных прав и выслан из города. Его место занял опытный модельщик с многолетним стажем Демьян Ротальский. Завод расширил и частично сменил ассортимент, следуя духу нового времени. Появились скульптуры, посвящённые профессиям: «Шахтёр», «Кузнец», «Футболист», «Жница». А также литературным гениям – Пушкину, Гоголю, Шевченко и другим.

Советская власть поднимала основные отрасли промышленности, поэтому малой артели, производившей «неиндустриальную» продукцию, нечего было рассчитывать на государственную поддержку. Работали на подручных материалах, используя сырьё распложенного неподалёку фаянсового завода, а когда не хватало красок и глазурей, выпускали чисто белые статуэтки в бисквите. От довоенного периода артели «Керамик» почти ничего не сохранилось. К 1941 году предприятие успело стать «на ноги», расширив ассортимент до 70 наименований и увеличив штат художников с 5 до 27 человек.

Во время Второй мировой войны Волынь находилась в зоне оккупации. Артель выпускала простую гончарную посуду для повседневных нужд. Только к 1947 году в ассортимент «Керамик» стали возвращаться художественные изделия. Но материальная база артели сильно пострадала – помещения цехов и оборудование пришли в аварийное состояние. Только в 1949 году артель вернулась к выпуску фарфоровой скульптуры и параллельно проводила техническую модернизацию. Тогда же Украинский промышленный совет пересмотрел ассортимент выпускаемой продукции, оставив лишь 28 позиций из 134.

Особенную популярность приобрела тема спорта и счастливого детства.

Известны скульптуры:

К редким относятся:

  • «Мальчик с собакой»,
  • «Богатырь Илья Муромец на коне»,
  • «Иван Царевич»,
  • «Девочка с книгой и собакой»,
  • «Девочка с занозой»,
  • «Моряк с гитарой»,
  • «Хозяйка медной горы».

Выпускались также композиции по литературным произведениям, например, сказкам и поэмам Пушкина. Следует отметить появление первых статуэток с национальным колоритом – танцующей девушки в украинском костюме с выразительным названием «Руки в боки», штофа «Поговорим?», в виде фигуры пьяного казака, пары «Гопак» и так далее.

Фарфор полонского завода 1950-х годов легко узнать по характерной пастельной гамме с преобладанием голубых оттенков и почти полному отсутствию глазурного покрытия.  Львиную долю ассортимента того периода составляли статуэтки в бисквите с росписью солями. Это объяснялось несовершенством процесса глазурования и невозможностью добиться нужной температуры политого обжига. В 1951 году завершилось строительство и восстановление заводских корпусов, была модернизирована часть устаревшего оборудования. На завод пришли молодые профессиональные художники – выпускники училищ прикладного искусства в Киеве и Одессе. Благодаря им, появились новые образы, скульптуры приобрели изысканность и утончённость, свойственную лучшим изделиям дореволюционного времени. Свою роль в расширение ассортимента артели «Керамик» внесло Киевское товарищество художников, предложившее созвучные времени модели. С 1952 года более половины изделий артели покрывали глазурями, появились яркие, сочные цвета, правда, пока только в отдельных фрагментах росписи.

Коллекционерам рекомендуется обратить особое внимание на фарфоровую пластику Полонного 1950-х годов. Высокая художественность исполнения и редкость многих статуэток делают их желанным приобретением и выгодным вложением. Стоимость отдельных экземпляров в хорошем состоянии, без сколов и следов реставрации, составляет от $300 до 800. Чтобы избежать подделок, рекомендуется тщательно изучать историю и клейма на соответствие заявленному периоду. После того, как в 2006 году завод был закрыт, появилось множество новоделов, изготовленных по оригинальным формам 1950 – 1960-х годов. Узнать их можно по оборотной стороне, без «следов времени» и насыщенному окрасу. Существуют и «фантазийные» модели, придуманные современными фальсификаторами. Перед приобретением, редкие экземпляры следует проверять по каталогам.

Именно так стала называться артель «Керамик» в 1956 году, после того как получила статус государственного предприятия. Это значило увеличение штата сотрудников до 100 человек, значительное расширение ассортимента, улучшение качества фарфоровой массы, глазурей, эмалей и красителей, а также переоснащение производства. Ведущие художники предприятия командируются для повышения квалификации на Ломоносовский завод в Ленинграде. Часть моделей для Полонского ЗХК изготовили ведущие украинские скульпторы: Владислав Щербина и его супруга – Оксана Жникруп. Самой знаменитой стала композиция «Майская ночь», изображающая двух влюблённых в народных костюмах. Иногда эту работу называют «Вакула и Оксана», ассоциируя с бессмертными гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки».

Щербина и Жникруп постоянно работали на Киевском экспериментальном художественно-керамическом заводе (ЭКХЗ) и лишь «делились» образцами. Подобная практика часто применялась в советское время. Не менее известны работы их коллеги Светланы Голембовской (Болзан) – автора серии «Счастливое детство».

Однако в Полонном были и свои талантливые художники:

Отдельно следует упомянуть Инну Коломиец – автора самой знаковой скульптуры, сделавшей имя Полонному. Это – «Первая буква», которая выпускались массовым тиражом и в 1950 – 1970-х годах встречалась почти в каждой советской семье. Кроме того, авторству Коломиец принадлежат «Иван-царевич с лягушкой», «Русский танец», «Вечерницы», «Хлебороб».

Второе предприятие тонкостенной керамики, было основано в 1889 году славутским фабрикантом Мойсеем Шапиро. На первых порах здесь выпускалась посуда для повседневного пользования, украшенная деколью или печатным рисунком, а также штучные кашпо в стиле модерн с ручной росписью. Кроме того, был организован отдельный цех, производивший модную и прибыльную сантехнику. В 1897 году развивающийся завод приобрёл состоятельный купец Айзек-Фишель Зусман, вместе с отцом создавший на Волыни фарфорово-фаянсовую империю наподобие кузнецовской.

Новый владелец частично перепрофилировал производство. От фарфора полностью отказались, сосредоточившись на недорогой фаянсовой посуде, а после 1900 года перешли исключительно на сантехнические приборы. С 1919 по 1923 годы завод бездействовал и постепенно разрушался. Затем его возродили для производства сантехфаянса. И только в 1933 году растущая потребность в недорогой и качественной посуде, побудила местные власти вернуться к выпуску фарфора.

В довоенный период ежегодный объём продукции составлял 7 млн. штук. К 1967 году он вырос в полтора раза. Завод полностью реконструировали, построили современные цеха, закупили мощные туннельные печи для политого обжига и конвейерные – для утильного. Предприятие первым в СССР стало применять инновационную технологию обработки низа изделий инструментом на синтетических алмазах. Здесь раньше всех перешли на безкапсельный обжиг с использованием движущихся подставок-этажерок, что дало существенную экономию времени и трудозатрат. Были и другие прогрессивные решения, которые позволили ПВЗ к 1970-м годам занять лидирующее положение в украинской фарфоровой отрасли. Выпускалось 35 млн. изделий в год. Предприятие специализировалось на хозяйственной посуде, выполненной с минимальным привлечением ручного труда.

Завод успешно работал до 2000-х годов. В последнее десятилетие он перешёл на местное сырьё и расширил ассортимент, добавив к массовым, эксклюзивные изделия ручной работы. Были освоены такие художественные приёмы как лепка и ажурное плетение, декорирование цветными глазурями. После вступления Украины в ВТО, завод признали нерентабельным и закрыли.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Полонский фарфор"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация