Особенности фарфора XIX века в России

Фарфор

Особенности фарфора XIX века в России

Наибольшей популярностью среди ценителей пользуется русский фарфор начала XIX века. Клейма завода Гарднера, Попова, Батенина, братьев Корниловых и, конечно, ИФЗ этого периода, знакомы каждому коллекционеру. Особый интерес вызывают декоративные вазы «фюзо», настольные пласты с росписью и сервизные тарелки военной тематики. Однако большинство антикварных фарфоровых предметов относятся к 1870 – 1890-м годам, более ранние вещи представлены редко и разрозненно. Выгодным вложением сегодня считается продукция небольших частных заводов, которая пока ещё доступна по цене, но в перспективе подорожает примерно на 50%.

В XIX веке российское искусство попало под влияние романтизма – течения, которое характеризуется интересом к собственной истории, происхождению, народным корням. Появились первые коллекционеры зарубежных и отечественных культурных раритетов, в том числе и фарфора. В основном это были представители влиятельных аристократических династий: Юсуповы, Строгановы, Шереметевы и другие. Их спрос и вкусы косвенно или напрямую формировали «лицо» фарфора XIX века в России. Например, в 1818 году князь Н. Б. Юсупов – известный меценат и коллекционер, вдохновившись дипломатической поездкой по Европе, решил основать собственную «порцелиновую» мануфактуру в имении Архангельское, под Москвой. Предприятие занималось художественной росписью по готовому «белью», закупленному на ведущих российских заводах того времени. Идея возникла не на пустом месте, поскольку с 1792 по 1802 годы Юсупов возглавлял ИФЗ и ряд других крупных керамических фабрик.

Недовольный состоянием дел на Императорском заводе после своего ухода, князь взялся за выпуск небольших партий про-европейских сервизов с изысканной росписью, на которые в дальнейшем ориентировались ведущие предприятия России. Юсуповский фарфор высоко ценился современниками и не менее востребован сегодня, однако он очень редко встречается на аукционах.

Пройдя этап становления и слепого копирования образцов Мейсена и Севра, к началу XIX века российские предприятия тонкостенной керамики приобрели свой неповторимый стиль, в основе которого лежали народные промыслы. Это совпало с отказом от внедрённой Петром I моды на всё иностранное и ростом интереса к жизни «простого люда». Один за другим открывались небольшие заводы так называемого «Гжельского куста», где производились изделия с выраженным национальным колоритом.

В 1820-х годах тонкостенную керамику перестали рассматривать как исключительно элитарную, предназначенную для дворянского сословия. С появлением первых заводов династии Кузнецовых, началось производство более грубой посуды и предметов декора для купечества и зажиточных крестьян. Таким образом, российский фарфор продолжил развитие в двух направлениях: уникальные изделия ручной работы и массовый выпуск для бытовых нужд.

Фарфоровая пластика считается одним из самых ярких и знаковых явлений русской культуры. Если при Екатерине II и Елизавете Петровне выпускались парадные статуэтки, изображавшие знать, её быт и развлечения, на рубеже XVIII и XIX века скульпторы отдали предпочтение бытовой миниатюре. Пасторальные пастухи и пастушки, изысканностью поз и нарядов не уступавшие принцам и принцессам, сменились крестьянами и ремесленниками, фигуры которых были полны живого реализма. Начало жанровой скульптуре положил Императорский фарфоровый завод, выпустивший ещё в 1780-х годах серию «Народы Российского государства» по книге немецкого этнографа Иоганна Готлиба Георги.

В XIX веке традицию продолжил новый модельмейстер предприятия – Степан Пименов. Его фигурки крестьян и особенно девушек-водоносок в кокошниках напоминают картины А. Г. Венецианова, с которым скульптор сотрудничал при создании знаменитого Гурьевского сервиза. Малую пластику Пименова отличают правильные, «античные» пропорции, тщательно прописанные лица и элементы костюма, динамичность композиции и лирический сюжет. Несмотря на картинность изображённых крестьян, в них нет и тени жеманства, характерного для композиций «галантного века».

Жанровую скульптуру производил и завод Гарднера. Первую серию изготовили в начале XIX века по гравюрам из журнала «Волшебный фонарь». В ней были представлены фигурки горожан разных сословий – от уличных торговцев до купцов и промышленников. Для второй серии использовались картинки издания «Московский телеграф» и некоторых других. К городским зарисовкам добавились сценки из армейского и крестьянского быта. А в 1870 году появилась этнографическая серия «Народы России» по литографиям из альбома Ф. Х. Паули.

В гарднеровской манере работал также завод купца А. Г. Попова, а позднее и кузнецовские фабрики. А вот малая пластика мануфактуры А. Т. Сафронова из Гжели имела другую, близкую к народной, стилистику. Забавные фигурки модников и модниц, выполненные в гротескной манере, предвосхитили фарфор советского времени.

Совершенствование технологий обжига и расширение палитры высокотемпературных красителей, позволило использовать в фарфоре многие живописные приёмы. На сервизы, декоративные тарелки и «пласты» – керамические панно, стали переносить картины известных в то время художников. Приём был позаимствован у севрских фарфористов, однако, сюжеты оставались чисто «русскими», что определяло общую стилистику изделий.

Среди наиболее часто копируемых произведений середины XIX века:

Для росписи использовались и произведения выдающихся западных художников, в первую очередь, Рафаэля, Гвидо Рени, Грёза и Яна ван Реймерсвальде. Особый интерес вызывало наследие «малых голландцев» и Рембрандта. На ИФЗ имелся список рекомендованных для копирования картин, на который ориентировались и частные мануфактуры. От мифологических сюжетов, составлявших основу эпохи барокко и ампира, практически отказались, заменив их более реалистичными «земными» аналогами.

А затем, под влиянием бидермайера с его смесью сентиментальности и практицизма, перешли к натюрмортам, преимущественно цветочным. В них не было скрытого подтекста, присущего символизму, зритель просто любовался красотой даров природы. Позднее, уже во второй половине XIX века появились более сложные композиции – синтез «натюрморта в пейзаже». Ещё одним модным течением стал интерьерный жанр. Реже других для декорирования использовались архитектурные пейзажи.

А затем, под влиянием бидермайера с его смесью сентиментальности и практицизма, перешли к натюрмортам, преимущественно цветочным. В них не было скрытого подтекста, присущего символизму, зритель просто любовался красотой даров природы. Позднее, уже во второй половине XIX века появились более сложные композиции – синтез «натюрморта в пейзаже». Ещё одним модным течением стал интерьерный жанр. Реже других для декорирования использовались архитектурные пейзажи.

Русский фарфор XIX века – это, прежде всего, военная тематика. Сервизы, декоративные вазы и тарелки, пласты и скульптура использовались для воспевания побед в многочисленных боевых кампаниях того времени. Россия то и дело вступала в борьбу за пограничные территории и это нашло отражение в национальном искусстве. «Первую скрипку» в создании продукции военной тематики играл Императорский завод. В 1810 году, когда война с Наполеоном стала неизбежной, в ассортименте предприятия появились тарелки с батальными сценами, поражавшие тонкостью росписи, реалистичностью и тщательностью деталировки. Особое внимание уделялось обмундированию и экипировке офицеров разных полков, его передавали с исторической точностью.

Отдельная серия была посвящена выдающим полководцам и героям войны 1812 года: Кутузову. Багратиону, Платову, Давыдову. Их изображали не только на декоративных тарелках или пластах, но и на обеденных сервизах. А вот парадные вазы украшали портретами правящих императоров в окружении военной символики – оружия, аллегорических фигур Славы и Победы. Лучшие образцы батальной живописи создал в 1820-х годах приглашённый из Севра художник Жан-Франсуа Свебах. Более поздние российские копиисты ориентировались на его манеру письма. Хорошим подспорьем для них стало и выпущенное в 1840 году графическое издание, посвящённое армейской форме эпохи Николая I и Александра I.

«Военные тарелки» выпускались несколькими сериями:

Тарелки военных серий ИФЗ служили украшением дворцовых залов и лишь изредка использовались по назначению на парадных полковых обедах. Благодаря этому, они великолепно сохранились и высоко ценятся коллекционерами. Одна из таких тарелок была продана в 2015 году на аукционе Christie’s за $80 500. Эксклюзивные предметы военных серий доступны не всем. Однако можно полнить коллекцию недорогими ординарными тарелками, которые выпускались большими партиями – до 800 штук в месяц.

До конца XIX века длился «золотой период» русского фарфора. У ведущих предприятий выработались свои приёмы, позволявшие превращать каждое изделие в шедевр декоративно-прикладного искусства. Большинство, за исключением Гжели, подражали западным образцам, что обусловлено активным участием в производстве французских художников и модельмейстеров. Мастера эпохи историзма охватывали сразу несколько стилей: неоготику, необарокко, неоклассику и шинуазри. Декоративными приёмами больше не старались подчеркнуть хрупкость и прозрачность фарфора, напротив, с их помощью создавались яркие, торжественные, немного тяжеловесные образы.

Активно применялось несколько техник:

Новое прочтение получил бисквит. Его противопоставляли роскошным глазурованным изделиям как грубый, необработанный материал, чтобы передать «суровый реализм жизни».

На XIX век приходится пик развития малых фарфоровых предприятий. Некоторые названия на слуху, с другими знакомы только специалисты. В настоящее время выше всего ценятся редкие предметы из фарфора – этот параметр считается важнее художественности и степени сохранности. С другой стороны, раритеты никому не известных заводов тоже малоинтересны, поскольку их ликвидность трудно спрогнозировать.

С учётом этих тенденций, внимание коллекционеров смещается в сторону нескольких малых предприятий, продукция которых считается выгодным объектом для инвестиций. Она оригинальна, узнаваема, но встречается редко, а по качеству не уступает ИФЗ и «Гарднеру», не говоря уже о товариществе Кузнецова. И при этом почти не подделывается, что также является важным плюсом. Достаточно знать клейма русского фарфора XIX века, чтобы сразу выделить эти предприятия в ряду остальных.

В 1818 году в деревне Кузяево Московской области открылось семейное предприятие братьев Новых. Оно выпускало изящную фарфоровую посуду в стиле ампир по мейсенским образцам. Характерным признаком изделий была цветочная роспись с реалистичной проработкой элементов, цветное крытьё и обильное золочение. С 1850 года фабрика принадлежала купцу Храпунову, который не только значительно расширил и модернизировал производство, но и кардинально изменил его направленность.

Стала выпускаться посуда в нежной пастельной гамме с рельефным и ажурным декором. Ассортимент расширился за счёт лепных изделий с функциональным назначением – шкатулок-домиков, маслёнок в виде груш или других плов и так далее. В продукции завода явно ощущалось влияние Кузнецова. Также выпускалась малая пластика, стилизованная в духе Гжели, однако с цветной натуралистичной росписью. Клейма завода представляли собой пышную корзину цветов с подписью «Храпунов – Новаго», нанесённую зелёной, а позднее чёрной или коричневой подглазурной краской. Предприятие было закрыто в 2001 после тщетных попыток ПО «Гжель» реанимировать его.

Небольшое фарфоровое предприятие купца Петра Девятова открылось на выборгской стороне Санкт-Петербурга в 1814 году. Три года спустя оно было продано торговцу элитной посудой – Филиппу Батенину. Фабрика быстро стала процветающей, выпуская продукцию в стиле ИФЗ для представителей среднего класса. Особенно ценятся батенинские сервизы tet-a-tet и подарочные амфорные вазы, высокого качества с уникальной ручной росписью. Предприятие просуществовало всего двадцать лет и было закрыто в 1838 году.

Выходец из гжельских крестьян, мещанин Антон Сафронов начал производство фарфора в 1814 году. На первых этапах он копировал изделия завода Гарднера и даже ставил на них похожее клеймо, надеясь, что покупатели не заменят подмены. Изделия предприятия отличались тонкостью и белизной черепка, а также разнообразным декором. В первой трети XIX века частная фабрика Сафронова среди покупателей считалась третьей по значимости после Гарднера и Попова. В 1850-х годах наследники продали процветающее предприятие Тимофею Кузнецову, а тот передал его своему внуку – основателю знаменитой на всю Россию фарфоровой империи. Производство было закрыто, а формы и оборудование перевезены в соседнюю деревню Дулёво. Фарфор Сафронова относится к особо редким и сегодня популярен среди коллекционеров.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Особенности фарфора XIX века в России"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация