Фарфор
Тем, кто не может начать утро без «напитка бодрости», просто необходимо купить кофейную пару из фарфора. Только этот материал в полной мере раскрывает вкус, аромат и особенности каждого вида кофе. В условиях постоянного цейтнота стало нормой плеснуть благородный напиток в первую попавшуюся кружку и выпить залпом, наспех заедая бутербродом. Но подобное отношение сводит к нулю полезные свойства кофе, поскольку при остывании в большой ёмкости, он теряет свой главный козырь – ценные антиоксиданты.
Для каждого вида бодрящего напитка традиционно предусмотрен свой тип посуды. В специализированных заведениях никогда не подадут эспрессо в чашках для капучино или латте – вкус будет совсем не тот. Дома обычно используется кофейный сервиз, выдержанный в едином стиле, что позволяет эффектно сервировать стол. Чашки в подобных комплектах универсальные, объёмом 160 – 180 мл. Но если в семье собрались ценители одного вида кофе, лучше выбирать форму и размер посуды, исходя из конкретных предпочтений.
Напиток, получаемый методом проливания горячей воды через свежемолотый кофе – высококонцентрированный, а потому употребляется совсем небольшими порциями. Особенно любят эспрессо в Италии и Испании. Здесь оптимальной считается порция кофе 25 – 30 мл, а объём чашки под неё должен составлять 60 – 65 мл при высоте до 5 см. Напиток выпивается за несколько глотков, пока он обжигающе горячий и крепкий. В других странах Европы предпочитают «растягивать удовольствие», поэтому здесь чашки и, соответственно порции, немного больше – около 80 мл.
Независимо от размеров, ёмкости для эспрессо внутри должны напоминать сужающийся кверху овал. Это позволяет сохранять максимальную плотность напитка и постоянный уровень пенки. А вот квадратные чашки «противопоказаны», поскольку нарушают целостность эспрессо при наливании. Пенка частично утрачивается и вкус получается не таким насыщенным. На форму оказывает влияние не только способ заваривания напитка, но и вид используемых зерён. Популярная во всём мире «арабика» даёт слабую, неустойчивую пенку, для сохранения которой требуются более высокие и узкие чашки.
В годы Второй мировой войны специально для американских военных, итальянцы дополнительно разбавляли эспрессо горячей водой, чтобы уменьшить его крепость и увеличить объём. Заокеанским кофеманам классический европейский напиток казался слишком концентрированным, а порция в 30 мл – смехотворной. Новинку назвали «американо» и с годами она приобрела особую популярность среди приверженцев здорового образа жизни. Считается, что разбавленный кофе мягче действует на нервную систему, не вызывая бурного всплеска энергии, за которым следует не менее ощутимый упадок сил.
Если чашку для эспрессо увеличить до 220 мл, получится её аналог, предназначенный для поклонников американо. Напиток наливают не доверху, чтобы он медленнее остывал и оставалось место для молока или сливок. Американо – нарушитель европейских традиций во всём, в том числе и в декоре предназначенной для него посуды. Если в классическом варианте она преимущественно белая, то здесь дизайнерам дана полная свобода в выборе цветов и узоров. Причём окрашивать разрешается не только наружную, но и внутреннюю поверхность фарфора.
Двойной эспрессо со вспененным молоком, приготовленный на основе рецепта монахов-капуцинов, стал массово употребляться в Италии на рубеже XIX – XX веков. Традиционно он подаётся в «тацце» – приземистом и широком сосуде, напоминающем пиалу с ручкой. Предлагаемые современными производителями кофейные пары из фарфора для капучино обладают более изящной формой, но особенности строения сохраняют. Объём чашек колеблется от 120 до 220 мл. Самые маленькие из них предназначены для дома, тогда как в профессиональных заведениях используют более ёмкие и универсальные экземпляры.
Капучино рекомендуется подавать именно в кофейной паре (шапо). Иначе высокая пена, покрывающая налитый до краёв напиток, может случайно плеснуть на стол или одежду. Исключение составляют фарфоровые кружки цилиндрической формы с большим внутренним объёмом. Пролить их содержимое практически невозможно, поэтому и блюдца не обязательны.
Этот напиток схож с капучино, однако молока в нём вдвое больше, а вкус мягче и нежнее. Для латтте предназначены высокие стеклянные айриш-бокалы, однако, при желании, их заменяют аналогичной формы чашками из фарфора. Они могут быть трапециевидными, изящной удлинённой формы при объёме до 240 мл. Или более грубыми и массивными, напоминающими кружку, если рассчитаны на порцию в 360 мл.
В Турции и арабских странах ароматный напиток заваривают по технологии, не имеющей ничего общего с европейской. Вместо кофе-машины используется небольшой медный (реже керамический) сосуд, называемый турка или джезва. Свежемолотые зёрна в нём дают максимальную экстракцию, которая недостижима при других способах обработки. Подаётся восточная экзотика в демитассе, очень похожих по форме и размеру на чашки для эспрессо. Снаружи они представляют собой усечённый конус, а внутри имеют округлое, яйцевидное дно. Утолщение между стенками позволяет долго сохранять напиток горячим даже при малом объёме – не более 90 мл.
Демитассе обычно сервируются в паре с блюдцами и дополняются миниатюрной ложечкой. Когда в Европе начали производить фарфор, почти все ведущие фабрики включили в ассортимент не только чайные, но и кофейные пары. Очаровательные демитассе выпускали Мейсен и Лимож, Веджвуд и Аугартен.
Демитассе обычно сервируются в паре с блюдцами и дополняются миниатюрной ложечкой. Когда в Европе начали производить фарфор, почти все ведущие фабрики включили в ассортимент не только чайные, но и кофейные пары. Очаровательные демитассе выпускали Мейсен и Лимож, Веджвуд и Аугартен.
Из этих уникальных предметов сервировки нередко создают отдельные коллекции. Впрочем, не только антикварные демитассе становятся объектом собирательства. Мэр австралийского города Ипсуич – Поль Пизасейл в 2008 году попал в Книгу рекордов Гиннеса с коллекцией из 650 современных кофейных чашек, составленной за 15 лет.
Посуда для кофе существенно отличается от чайной. И не только размерами, обусловленными разной концентрацией напитка. Чтобы раскрыть свои «лучшие стороны», кофе необходим:
Специалисты рекомендуют покупать кофейные пары из костяного фарфора. Он отличается высокой прочностью и плотностью при небольшой массе. Даже посуда с утолщёнными стенками из этого материала практически не ощущается в руке. Никакой другой вид фарфора не способен в той же мере сохранить уникальный вкус и аромат кофе, поскольку обладает меньшей теплоёмкостью. Хрупкость материала обманчива – он стойко выдерживает нагревание в микроволновке, перепады температур и посудомоечную машину. Плотность черепка и отличная спекаемость глазури, защищает поверхность от въевшихся кофейных пятен. Остатки жидкости с неё легко смываются без применения агрессивных моющих средств.
Выбирая кофейную пару, первоочередное внимание уделяют глазурному покрытию. Малейшие трещинки, наплывы или разрывы чреваты быстрым загрязнением посуды и ухудшением её внешнего вида. Дефекты неизбежно скажутся и на вкусе напитка, поскольку из-за разной толщины стенок он будет неравномерно остывать, а, проникая в поры материала, приобретёт «глиняные» нотки. Края посуды должны быть ровными, без щербинок и выступов. Нежелательно приобретать пары, обильно украшенные лепкой, за ними намного труднее ухаживать.
Обращение к известным брендам – лучшая гарантия качества. Однако некоторые известные фабрики выпускают невероятно красивые шапо, не отвечающие профессиональным стандартам. Изделия либо слишком тонкие, либо имеют «неправильную» форму и размер. Чтобы избежать разочарования, лучше запомнить производителей, имеющих многолетний опыт и зарекомендовавших себя среди «гурманов кофе». Цена на их продукцию полностью оправдает себя, как только будет сделан первый глоток.
Чешский фарфор отличает приятное соотношение качества и цены. Первое не уступает лучшим европейским образцам, вторая – не в пример демократичнее. Крупнейший национальный производитель, компания «Thun 1794» из Карловых Вар славится своими кофейными сервизами и парами в барочном стиле. Посуда относится к линейке Bernadotte, которую легко узнать по характерным изогнутым формам и орнаментальному рельефу.
Изящные кофейные пары выпускаются преимущественно в белом цвете с тёплым сливочным оттенком, для декора используется отводка золотом. Твёрдый фарфор с температурой обжига 1400°С, из которого изготовлены изделия, по своим свойствам не уступает костяному. А если учесть, что «Thun 1794» специализируется и на обслуживании ресторанного бизнеса, можно не сомневаться в полном соответствии шапо Bernadotte требованиям эргономики и органолептики.
Немецкая фабрика с более чем 200-летней историей, отдаёт предпочтение сервизам в стиле «Мейсен». Основанная в 1790 году в городе Веймар (федеральная земля Тюрингия), сегодня она является частью корпорации Rosenthal, но представлена отдельным брендом. Подобно всей продукции Weimar Porzellan, посуда для кофе декорируется лепными элементами и ручной росписью с отводкой золотом. Особой популярностью пользуются кобальтовые изделия с цветочными медальонами и белая серия под названием «Мейсенский букет».
Благодаря инновационным технологиям, современный расписной фарфор от Weimar Porzellan не теряет вид при активном пользовании, пригоден для микроволновки и посудомоечной машины. Антикварные и винтажные шапо бренда любят и часто собирают коллекционеры. Это – достойное вложение капитала, которое в будущем принесёт дивиденды. Утончённую посуду прошлых лет, так же как её сегодняшние аналоги, не придётся ставить на витрину, она абсолютно функциональна и удобна в использовании.
В ассортименте японского предприятия можно найти кофейные пары из костяного фарфора, не имеющего аналогов в керамической индустрии. Вся продукция фабрики, расположенной в городе Нагоя, ориентирована на западного потребителя, поэтому выполнена в классическом европейском стиле. Narumi – второй по величине производитель фарфора в Японии, выпускающий столовую посуду для дома и сегмента XORECa. Он приобрёл известность, благодаря уникальной формуле сырья, в котором содержится от 45 до 60% костной муки, против стандартных 35%.
Начиная с 1965 года, непревзойдённый фарфор Narumi поставляется на экспорт, в том числе в Европу, Азию и США. Исключительно гладкая, прочная, белоснежная посуда украшает столы мировых знаменитостей, ведущих политиков и членов королевских семей. Несмотря на то, что в производстве почти не используется ручной труд, продукцию японского предприятия, в том числе и кофейные пары, не отнесёшь к разряду дешёвых. Высокие технологии ценятся не меньше художественного мастерства. Однако в некоторых изделиях отводка золотом и платиной, а также отдельные фрагменты росписи наносятся вручную.
Знаменитый российский ИФЗ тоже выпускает продукцию из костяного фарфора высокого качества. Однако шапо от санкт-петербургского производителя намного лиричнее и душевнее японских. Приятно не только пить из них, но и просто держать в руках, наслаждаясь воздушными формами и утончённым рисунком.
Наибольшей популярностью среди ценителей пользуется легендарный узор «Кобальтовая сетка», созданный художницей завода Анной Яцкевич в годы ленинградской блокады.
Востребована также литературная серия: шапо с иллюстрациями к произведениям русских и зарубежных писателей, «Балет», наборы для эспрессо по мотивам рисунков Ивана Билибина.
Коллекционерам будет особенно интересна авторская чашка с блюдцем, расписанная звездой российской эстрады – Кристиной Орбакайте. В 2016 году певица, вместе с другими отечественными знаменитостями, участвовала в благотворительном мастер-классе от ИФЗ и собственноручно украсила цветком ириса туалетную коробочку из фарфора. Рисунок получился настолько изящным и декоративным, что его позднее перенесли на шапо, которое теперь входит в ассортимент выпускаемой продукции.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: