Как определить фарфор ручной работы

Фарфор

Как определить фарфор ручной работы

Когда нужен эксклюзивный подарок или изысканное украшение для собственного интерьера, ценителям прекрасного не придётся долго искать. Достаточно купить фарфор ручной работы, чтобы доставить радость себе и окружающим – ведь это предметы искусства на грани волшебства. Знатокам несложно отличить изделия, созданные мастером по уникальным старинным технологиям, от заводской штамповки. Но сегодня прогрессивные методы литья и декалькомании позволяют максимально приблизить продукцию категории «масс-маркет» к ручному труду. Поэтому человек, далёкий от тонкостей ремесла, легко может ошибиться.

В XVI веке, близко познакомившись с китайским фарфором, европейцы стали называть его «белым золотом». Эпитет – не только дань восхищения работой восточных гончаров, но и довольно точное обозначение её стоимости. Уже тогда тончайшие вазы, чайные наборы и статуэтки становились предметом коллекционирования, бережно хранились и передавались по наследству, как фамильная реликвия.

С тех пор ничего не изменилось. Фарфор ручной работы считается выгодным вложением капитала, поэтому его приобретают не только для собственного удовольствия, но и в расчёте на возможную прибыль в будущем. Важно, чтобы коллекционные изделия действительно имели художественную ценность. Как её определить?

«Белое золото» – самая сложная в обработке и «капризная» разновидность керамики, требующая знаний, опыта, дорогостоящих материалов и оборудования, а также новаторского подхода. Последний пункт позволяет находить новые составы каолиновой массы, пигментов и глазурей, улучшая качество продукции и делая её неповторимой. Все перечисленное уже объясняет высокую стоимость фарфоровых изделий.

Но изготовить посуду или скульптурную пластику можно разными способами. На современных предприятиях часть процессов автоматизирована и механизирована. То, что раньше лепилось вручную, теперь отливается в специальных гипсовых формах, либо штампуется горячим прессом. Вместо росписи используются деколи – переводные картинки, которые наносятся на поверхность керамики после первого обжига, а затем заливаются прозрачной глазурью.

Художник больше не производит штучные изделия – он лишь подготавливает образец, который затем тиражируется работниками предприятия в сотнях и даже тысячах экземпляров. Процесс напоминает конвейер, где каждый участник выполняет свою узкую функцию: делает отливку, зачищает, обжигает, глазурует, декорирует. Такую продукцию, какой бы качественной и эстетичной она не была, никак не отнесёшь к категории произведений искусства. Художественной, а, следовательно, и коллекционной ценности она не имеет.

Но если литьевые заготовки были доработаны – добавлялись детали, изготовленные вручную, а затем производилась роспись по технологиям, предполагающим длительный, многократный обжиг на разных температурах – это уже предмет коллекционирования, стоимость которого будет расти со временем.

Вылепленные, а не отлитые элементы видно сразу: они очень тонкие, имеют сложную форму и множество мельчайших деталей, крепятся в нескольких точках, а не всей плоскостью. Яркий пример: цветочные композиции, ягоды, оборки или кружева на одежде. Большое значение имеет предприятие-изготовитель. Знак определённого бренда увеличивает ценность фарфоровой продукции, подтверждая её качество и соответствие отработанным веками стандартам.

Существует и керамика, полностью изготовленная вручную. Если посуда формировалась на гончарном округе, она будет иметь характерную поверхность с заметными спиралевидными линиями. Обычно внутри рельеф проступает чётче, чем снаружи, поскольку лицевая поверхность тщательно замывается и полируется перед обжигом.

Объёмные изделия, слепленные без гончарного круга – как скульптуры, так и посуда, никогда не будут иметь идеальную форму, в лёгкой «неровности» их особое очарование. Они хранят тепло рук мастера, его индивидуальный почерк. Для коллекционеров это знак, что работа действительно авторская, а не литьевая штамповка.

Ручная роспись – второй «камень преткновения» при покупке фарфоровых изделий. Чтобы понять, нанесён ли рисунок человеком или это всё-таки деколь, придётся взять лупу и детально изучить изображение. Если оно состоит из множества крохотных точек, речь идёт о переводной картинке, тогда как в ручной росписи будут видны отдельные мазки и линии разной толщины.

Рельефная выпуклость «живого рисунка» не будет чувствоваться на фарфоре, поскольку любые отклонения от идеально гладкой поверхности считаются дефектом. Так что приём исследования на ощупь здесь не поможет.

В последнее время стало модным дорисовывать деколь вручную, выдавая этот сомнительный приём за художественную роспись. Выявить обман вновь поможет лупа. При многократном увеличении будут хорошо видны точечные фрагменты, которые обычно бледнее, чем нанесённые сверху эмалевые краски. Иногда росписью прикрывают места разрыва переводной картинки в процессе обжига. В любом случае, до настоящей ручной работы декорированный подобным образом фарфор не дотягивает.

Если лупы нет, нужно исследовать рисунок на симметрию. Идеальной роспись, нанесённая мастером вручную, быть не может. Где-то будут отклонения в сторону, завитки неправильной формы, неточные мазки или линии. Слишком «правильная» картинка, скорее всего, окажется деколью.

С антиквариатом ручной работы определиться проще – в то время, когда изготавливались старинные сервизы и статуэтки, на фарфоровых мануфактурах почти полностью отсутствовали механизированные процессы. А уж о переводных картинках, взамен художественной росписи, речь вообще не шла. Но антикварная керамика стоит очень дорого, тогда как произведения современных мастеров «лояльнее» по цене, не уступая в качестве. Сегодня на рынке элитной фарфоровой продукции можно встретить немало новых имён, чьи творения восхищают красотой и уникальным стилем.

Франц Чен

Основатель известного тайваньского бренда Franz Collection взял на себя нелёгкую миссию – возродить былую славу китайского фарфора. Начиная с XVIII века, когда Европа стала развивать собственное керамическое производство, интерес к азиатским первоисточникам значительно ослабел. И сегодня среди производителей с мировым именем редко встретишь представителей Поднебесной, хотя страна богата древнейшими традициями и хранит немало ценных секретов.

Основатель известного тайваньского бренда Franz Collection взял на себя нелёгкую миссию – возродить былую славу китайского фарфора. Начиная с XVIII века, когда Европа стала развивать собственное керамическое производство, интерес к азиатским первоисточникам значительно ослабел. И сегодня среди производителей с мировым именем редко встретишь представителей Поднебесной, хотя страна богата древнейшими традициями и хранит немало ценных секретов.

Основанная в 2001 году компания Franz Collection Inc. открыла свыше 200 магазинов в США, Европе, Азии и Арабских Эмиратах. Продукция бренда сразу приобрела популярность, благодаря особому стилю, сочетающему восточные и западные тенденции.

Чен использовал классические приёмы китайских керамистов, дополнив их инновационными технологиями 3D-моделирования, в результате чего его изделия выглядят невероятно объёмными и реалистичными. Вдохновение художники Franz Collection, подобно мастерам прошлого, черпают у природы, с её разнообразием форм, текстур и расцветок. Каждое изделие бренда, будь то функциональные предметы сервировки или домашний декор, становятся настоящим гимном красоте и гармонии мира.

Продукция изготавливается из костяного фарфора, который позволяет создавать тонкостенные изделия высочайшей прочности с изысканным декором. Каждый предмет украшается вылепленными вручную элементами и росписью, которой особые технологии глазурования и обжига позволяют предавать самую широкую палитру оттенков.

С 2005 года Франц Чен сотрудничает с французским дизайнером Жаном Боджио, ранее работавшим с фабрикой по производству хрусталя «Баккара» и фаянсовым брендом Niderviller. Технологическим аспектом производства занимается тайваньский керамист Сунь Чао, много лет изучавший старинные образцы китайского фарфора и сумевший адаптировать методики прошлого к современным требованиям. В частности, он много работал с кристаллическими глазурями, которые образуют невероятно красивые «морозные узоры» на поверхности изделий.

Брендом Franz Collection запатентована технология многослойной резьбы по фарфору-сырцу, создающая уникальный 3D-эффект. А также особая формула глазури, делающей керамику прозрачнее и прочнее.

Бренд, созданный в 1972 году миланским скульптором и керамистом Алессандро Маджони, продолжает лучшие традиции итальянской фарфоровой миниатюры. Работы основателя фабрики отличаются сложностью композиции, проработкой мельчайших деталей, утончённой красотой форм и линий. В 12 лет Маджони начал карьеру скульптора с копирования образцов неаполитанской мануфактуры «Каподимонте», а к 22 годам уже сформировал свой собственный, легко узнаваемый специалистами, стиль.

В 1986 году возглавляемое мастером предприятие приобрело пресс-формы одного из самых знаменитых венецианских фарфоровых заводов MANIFATTURA ITALIANA PORCELLANE ARTISTICHE PROF. L. FABRIS и его фирменное клеймо – красный якорь. Это позволило бренду запустить сразу две линии, которые отличались тематикой и декоративными приёмами. В первую вошли точные копии мастеров прошлого, великолепно передающие атмосферу XVII – XIX века. Вторая состоит из скульптур модного сегодня ретро-направления.

И хотя все изделия бренда пользуются успехом у коллекционеров, особую ценность представляет именно историческая серия. Её задача – сохранить культурное наследие, лучшие образцы итальянского фарфорового искусства.

Мастера Elite & Fabris долго и кропотливо прорабатывают каждую статуэтку. Чтобы точно воссоздать костюмы «галантного века», они тщательно штудируют старинные журналы мод. Внимание уделяется не только нарядам, причёскам и характерным позам, но и ювелирным украшениям, сопутствующим аксессуарам, предметам обстановки.

Бренд часто использует кружевной фарфор, требующий большого профессионализма. Красиво уложить его в складки могут только опытные мастера. Делается подобный декор из настоящих кружев, которые погружаются в густой шликер, а затем драпируются на статуэтке. После обжига текстильная составляющая выгорает, остаётся лишь ажурная керамика. Многие изделия фабрики Elite & Fabris занимают почётное место в итальянском музее старинного фарфора.

Полной противоположностью классическим статуэткам Elite & Fabris является продукция ещё одного итальянского предприятия, основанного в 1976 году скульптором Лино Зампива из города Монтебелло-Вичентино (область Венеция). Это фигурки современного стиля, немного наивные, но полные очарования.

Все статуэтки выполняются вручную и совершенно непохожи друг на друга. Каждая со своим характером, историей и образом. Мир, созданный Лино Зампива и его командой полон искромётного юмора, фантазии и безыскусной красоты. В нём живут клоуны и элегантные дамы, влюблённые парочки, городские модницы и витающие в облаках особы. Есть отдельная серия с животными, ангелами и прелестными куклами.

Нужно ли говорить, что изделия марки Zampiva являются предметом охоты для коллекционеров. Мастера работают с мягким фарфором, отчего скульптурки приобретают необычайную пластичность и выразительную текстуру.

Среди российских мастеров, создающих фарфор ручной работы, известностью пользуется московская художница Елена Зотова. Её изящные миниатюры поражают обилием и проработкой деталей, а также оригинальными сказочными сюжетами. Творчество Зотовой – настоящий рай для коллекционеров. Её скульптуры, сервизы и мелкий декор способны совершенно изменить атмосферу дома, добавив «прозаическому быту» немного волшебства.

Работы талантливой москвички за редким исключением выполняются вручную на всех этапах. Даже при изготовлении чашек и тарелок художница обходится без отливок, что придаёт изделиям живость и естественность. Каждый экземпляр создаётся в единственном числе и никогда не повторяется, потому что Зотова постоянно импровизирует.

Работать художница предпочитает с твёрдым фарфором английских и немецких производителей. Он обладает уникальной белизной и просвечивается в изделиях. «Визитной карточкой» Зотовой можно назвать щедрую многокрасочную надглазурную роспись в сочетании с золочением и люстровым покрытием, дающим нежные перламутровые переливы.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Как определить фарфор ручной работы"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация