Фарфор
Коллекционирование посуды может оказаться интересным и выгодным делом. Гончарство было одним из первых промыслов, поэтому поиски давних экспонатов обещают прекрасные перспективы. За тысячелетия развилось много разных технологий и видов изготовления керамической посуды, и специалисты прекрасно в них ориентируются. Но тем, кто только ступил на этот путь, сложно разобраться, чем отличается фарфор от керамики или фаянса, какая посуда лучше, надёжнее и больше ценится.
Учёные говорят, что глина – один из первых материалов, который человек освоил в процессе цивилизации. Сначала мастера занимались изготовлением керамики только для посуды, но с веками качество и технологии менялись. Керамика перестала быть простой обожжённой глиной для кухонной утвари, а стала материалом, использующимся в машиностроении, медицине, науке и пр.
Первые керамические изделия, обнаруженные археологами, датируются XXIX-XXV вв. до н. э. С каждым столетием применялись новые примеси, минеральные добавки, неорганика. Какие-то из них оправдали себя, другие – вытеснились и ушли в прошлое.
Фарфор и фаянс – относительно «молодые» виды керамики: они появились только в начале прошлого тысячелетия. Для каждого из них характерен свой состав, свои свойства, характеристики, плюсы и минусы.
С момента появления фарфора и фаянса керамика перестала быть исключительно «посудным» материалом. Активное использование в декоре вывело эти направления на новую ступень, и многие коллекционеры занимаются скупкой таких изделий.
Часто считают, что керамика, фарфор и фаянс – это три разных понятия. На самом деле всё иначе: два последние — просто отдельные виды керамики. Они изготавливаются по усовершенствованной технологии, которая требует больше затрат, дорогого оборудования и особых навыков. Этим же объясняется и разница в цене.
Этот вид характеризуется непроницаемостью для воды и газов. Как правило, фарфоровая посуда очень тонкая, с высоким уровнем прозрачности, что видно смотреть через неё на источник света.
От удара деревянной палочкой возникает особый звук, высота которого зависит от толщины слоя. В последние годы этот материал всё больше используется в медицине, например, в изготовлении сверхпрочных протезов для зубов.
Первые упоминания связаны с эпохой правления монгольской династии Юань в Китае. В это время керамический промысел зародился, активно развивался и усовершенствовался. Негласной столицей мастеров отрасли был Цзиндэчжэнь. Тут образовалась монополия, снабжавшая Европу, Азию, Ближний Восток и Персию. Такая ситуация сохранялась на протяжении нескольких столетий, объёмы производимой и продаваемой продукции были огромными, а лучшие специалисты имели высокий социальный и финансовый статус.
Настоящий фурор произвела посуда с подглазурной росписью во время правления династии Мин. Европейские монархи и знать страстно коллекционировали такие наборы. В IX-XII столетии фарфор распространился дальше вглубь Азии: в Монголию, Вьетнам и Корею, а вместе со спросом растут и объёмы производств. На пике славы это искусство было при династии Цин.
Европейские мастера пытались повторить исключительное качество, но китайские мастера держали свои тайны в секрете, чтобы конкуренты не смогли производить аналоги. У европейцев долго получалось нечто близкое к стеклу, и только в начале VIII века экспериментаторы из Саксонии после длительных безуспешных попыток смогли получить фарфор, названный европейским. Сразу после такого успеха было решено открыть большую дрезденскую мануфактуру. На протяжении года могли выпускать только неглазурованные образцы, но к 1709 году и секрет нанесения глазури был открыт.
Сложности развития отрасли были связаны с тем, что химии как науки ещё не было, и материалы нельзя было с точностью описать, как это делается сейчас. Та же глина в разных частях материка и даже в соседних регионах отличалась, это усложняло технологию и не всегда давало хороший результат даже в тех случаях, когда рецептура была на руках.
В России эта сфера появилась позже – в 40-х гг. XVIII века. Её открывателем стал друг Ломоносова – Виноградов. После этого была открыта Мануфактура, которая позже именовалась Императорским фарфоровым заводом. В советское время он начал выпускать продукцию с клеймом ЛФЗ.
Основные материалы для производства – каолин, кварц, шпат полевой, пластичная глина. В разные сорта добавляют различные примеси. Именно это делает изделия такими прочными, стойкими к термическим перепадам, ярко-белыми и пр.
Первый этап – подготовка сырья. Она заключается в измельчении и очистке от нежелательных примесей. Чтобы в результате получить высокое качество, сырье не только измельчают, но и пропускают через мельчайшие сита с 10 тысячами отверстий на 1 см2. Также применяют магниты (для удаления примесей железа) и обезвоживание.
Затем идёт формовка на гончарном круге, ручным оттиском, с помощью шаблона или оттиска, литьём в гипсовые формы или сразу несколькими из этих способов. Когда изделия высохнут, наносят глазурь, а потом обжигают в печах. Температура, при которой это происходит, колеблется в диапазоне от 900°С до 1450°С.
Есть две разновидности фарфора в зависимости от рецептуры и технологии:
Твёрдый делят на разновидности в зависимости от назначения:
Для художественных целей часто используют так называемый костяной фарфор, производимый с добавлением золы после сжигания костей крупного рогатого скота. Его характеризует повышенная белизна и просвечиваемость, но при этом он хрупок. Это исключает бытовое использование, а в качестве материала для декоративных изделий разновидности нет равных.
Специалисты выделяют две большие группы твёрдого фарфора:
Мягкий (полуфарфор) делят на такие три группы:
Такая керамика названа в честь города, где находилось крупное производство Италии — Фаэнца. Характерные черты – низкая устойчивость к механическим деформациям и хрупкость. Большое распространение фаянс получил из-за относительной доступности. Изделия очень пористые, они поглощают воду, поэтому глазурование – обязательный этап. При этом глазурь плотная, часто непрозрачная.
Практически вся домашняя керамическая посуда – это фаянс.
Археологами найдены изделия, очень близкие к фаянсу, которые относятся к периоду Древнего Египта, Китая IV-V вв. В XI-XIII вв. технология распространилась в Иран, Корею, известны японские мастера. В XVI веке начался выпуск французского фаянса, получивший широкую известность.
На протяжении двух веков, начиная с XVIII, изделия высокого качества выпускали в Англии, Германии и России. В этот же период формируются характеристики декоративного фаянса: плавность линий, разнообразие методов украшения – рельеф, роспись, цветная глазурь. В России известный завод фаянса открыл немец Карл Отто. После окончания войны 1812 года ввели санкции на ввоз фаянсовой посуды из-за рубежа, после чего отечественная индустрия получила быстрое развитие. Но параллельно произошёл скачок цен на иностранную продукцию, особенно – авторства английских керамистов. Много профильных предприятий открылись в районе Гжели. Конкуренция с заграничными изготовителями не давала повышать цены, при этом местные мастера постоянно пытались улучшать качество.
Особое развитие отрасли произошло в начале XIX века. Тогда открылись два завода гиганта – один на территории Киевской губернии, второй – в Тверской губернии. Последний существует до сих пор под названием Конаковский фаянсовый завод.
Фаянс близок к фарфору, но при этом в нём меньше содержание глины. Различают 4 вида:
Последний – это тот, с которым мы имеем дело у себя на кухне.
Технологический процесс характеризуется тем, что температура обжига относительно низкая. При предварительном обжиге максимальная доходит до 1280°С, чтобы все частицы расплавились и склеились между собой. Второй нагрев необходим для оплавления глазури – 1050-1150°С.
При производстве крупных санитарно-технических изделий задействован один обжиг. А при производстве столовой посуды с разноцветным рисунком нужен ещё и третий подход с надглазурными красками при температуре 700-900°С.
Специалисты делят фаянс по назначению на такие группы:
У коллекционеров нередко встаёт вопрос, чем отличается фарфор от обычной керамики. В первом меньше глины, к тому же другие составляющие повышают его стекловидность.
Неподготовленному человеку сложно отличить фаянс от обычной керамики. Но есть ряд признаков, которыми делятся специалисты:
После того, как начинающий коллекционер разобрался, чем отличается фаянс от фарфора и керамики, он должен принять решение, что лучше собирать.
На самом деле это непростое решение. Фаянс уступает фарфору по многим показателям, но зато он дешевле и доступнее. С другой стороны, такая закономерность не всегда относится к раритетным экземплярам. Даже обычная антикварная керамика может цениться так же, как фарфоровые сервизы. Стоимость зависит от того, как экземпляр сохранился, есть ли на нём сколы, трещины, дарственные надписи. Фаянсовые изделия тем дороже, чем меньше рисунок на них. Исключение из этого правила – старинные работы китайских мастеров.
Важный параметр – известность автора или изготовителя. Изделия фабрики Попова, Гарднера, царские сервизы ИФЗ, редкие экземпляры завода Батенина – все они представлены в дорогих коллекциях. Одна из самых больших коллекций в мире, находящаяся в частных руках, принадлежит адвокату Добровинскому. Она выставлялась в Пушкинском музее, и экспозиция заняла пять залов.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: