Кисловодский фарфор

Фарфор

Кисловодский фарфор

В магазинных каталогах цены на кисловодский фарфор традиционно высоки – это объясняется большим процентом ручной работы и уникальным качеством. Тонкостенная керамика выпускается на крупнейшем бальнеологическом курорте Кавказа с середины прошлого века и пользуется неизменным спросом у многочисленных туристов. Фарфор из Кисловодска легко узнать по лепному декору, преимущественно растительному, который щедро покрывает сервизы, вазы и сувенирную продукцию. Реалистичные цветы с тончайшими лепестками требуют такой тщательной проработки, что над некоторыми изделиями мастерицы трудятся не менее месяца.

Главное преимущество продукции Кисловодского фарфорового завода «Феникс» – в эксклюзивности. Вылепленные и расписанные вручную изделия не повторяются, даже если создаются по единому шаблону. Об их штучности говорят и авторские подписи, которые стоит практически на всей продукции завода.

Второе важное достоинство – добротность. Современные мастера придерживаются отработанных десятилетиями технологий, которые позволяют добиваться прочности, долговечности и эргономичности продукции. Кисловодский фарфор вызывает приятные тактильные ощущения, прост в уходе и стойко выдерживает все «тяготы» повседневной эксплуатации.

Художники завода используют широкую палитру декоративных приёмов, сочетая подглазурную роспись пигментами и ангобами с надглазурной – цветными эмалями. Это обеспечивает тончайшие цветовые переходы и ювелирную проработку деталей. Часто применяется отводка жидким золотом и люстрирование – нанесение специальных составов, которые после обжига придают изделиям перламутровый блеск. Обе техники были особенно популярны в 1990-х годах, благодаря им, даже новый фарфор приобретает лёгкий налёт винтажности.

Доступная цена тоже относится к преимуществам продукции «Феникса». Помимо дорогостоящих эксклюзивных предметов, завод выпускает шкатулки, вазочки, сувениры и даже сервизы, которые «по карману» большинству покупателей. Бюджетный фарфор, в первую очередь привозной – китайский, далеко не всегда безопасен для здоровья. Но тонкостенная керамика из Кисловодска абсолютно экологична, независимо от стоимости. И в этом ещё одно её достоинство.

Продукция под торговой маркой «Феникс» несколько отличается от классического фарфора. В ней нет характерной для материала тонкости и просвечиваемости, отчего посуда и предметы декора напоминают очень качественный фаянс.

Также минусом можно считать хрупкость мелких лепных деталей, которые скалываются при ударе. Больше всего объёмных элементов на вазах, шкатулках и колокольчиках, то есть на вещах не утилитарных. Ими пользуются далеко не каждый день, поэтому при бережном обращении, сколов и других повреждений можно избежать.

Выбирая малую пластику, следует обращать внимание на проработку лиц, она бывает недостаточно скрупулёзной. Зато скульптуры анималистического жанра – на высоте и станут гордостью любой фарфоровой коллекции.

На официальном сайте Кисловодского фарфора «Феникс» представлено свыше 700 наименований продукции. Отдельного внимания заслуживают вазы – в ассортименте предприятия около 200 моделей, которые отличаются по форме, размеру и способу декорирования. Завод не выпускает массовую продукцию, раз и навсегда выбрав своим приоритетом художественное направление фарфористики.

В коллекции производителя:

Уникальным направлением стали фарфоровые украшения: броши, серьги, кольца и браслеты в виде цветов. Их предлагают отдельно или гарнитуром. Ещё одна находка завода – корзины с цветами для декорирования интерьеров. Изделия обеих категорий можно смело отнести к произведениям искусства, мимо которых не пройдёт ни один ценитель.

Специальные кружки с носиком, предназначенные для минеральной воды, завод выпускает с первых дней существования. Из них пьют известный кисловодский нарзан, который может быть опасен для зубной эмали. Бюветница – изобретение карлсбадских медиков, сделанное ещё в XVII веке. На курортах Кавминвод она появилась в начале XIX века, а популярность приобрела только в 1960-х годах, когда лечебный туризм превратился в массовое явление.

Тогда же в Кисловодске приступили к выпуску кружек из фарфора. Этот материал оптимально подходит для минеральной воды, поскольку не вступает с ней в химическую реакцию и долго удерживает нужную температуру. Плоскую форму, напоминающую флягу, бюветнице придавали изначально – так отдыхающим было удобнее носить её в кармане во время оздоровительных пеших прогулок. А вот над дизайном носика поработали кисловодские дизайнеры. Он одновременно служит и ручкой, чтобы не обжечься о кружку с горячим нарзаном.

История завода

В 1952 году на базе кисловодской артели, занимавшейся художественной резьбой по кости, было создано фарфоровое предприятие. Оно производило бюветницы и памятные кружки для отдыхающих в местных здравницах. Первая фарфоровая продукция отличалась простым дизайном – функциональность в ней явно преобладала над декоративностью. Однако традиции, доставшиеся в наследство от косторезной мастерской, побуждали художников предприятия искать свой стиль, который вывел бы молодой завод в лидеры фарфоровой индустрии.

В 1952 году на базе кисловодской артели, занимавшейся художественной резьбой по кости, было создано фарфоровое предприятие. Оно производило бюветницы и памятные кружки для отдыхающих в местных здравницах. Первая фарфоровая продукция отличалась простым дизайном – функциональность в ней явно преобладала над декоративностью. Однако традиции, доставшиеся в наследство от косторезной мастерской, побуждали художников предприятия искать свой стиль, который вывел бы молодой завод в лидеры фарфоровой индустрии.

Реализация новаторских идей осложнялась полным отсутствием сырьевой базы. Высококачественный каолин поставляла соседняя Украина и Мурманская область, а гипс для литьевых форм – уральские производители. Нигде в мире не практиковалось создание фарфоровых фабрик вдали от источников сырья. Однако в советское время подобные кластеры были призваны объединить регионы, сделать их взаимозависимыми друг от друга. Сегодня замысел партийных функционеров «аукнулся» Кисловодскому заводу производственными трудностями – приходится искать новые сырьевые базы с каолином определённого состава. Иначе придётся отказываться от прежних технологий и знаменитый фарфор «Феникс» утратит своё неповторимое «лицо».

Первую продукцию, украшенную лепными цветами, завод представил в 1975 году. Туалетный набор «Декоративный» сразу привлёк внимание покупателей и специалистов – его отметили серебряной медалью на промышленной выставке ВДНХ. Сделав ставку на лепной декор, предприятие заняло нишу, где у него практически не было конкурентов. Развиваясь в этом направлении, завод полностью отказался от поточного производства, сосредоточившись на эксклюзивных предметах ручной работы.

В 1985 году на предприятие пришёл новый директор – Павел Лобжанидзе, которого можно назвать «добрым гением» кисловодского фарфора. Он инициировал глобальную модернизацию производства, ввёл такие декоративные приёмы, как люстрирование, роспись ангобами и золотосодержащими красками, что расширило выразительные возможности художников. Появилась эффектная кобальтовая посуда, которую полюбили не только в стране, но и за рубежом, в частности, в Германии.

Вплоть до распада СССР в 1991 году, завод активно развивался и завоёвывал всё большую популярность. В 1988 году его продукцию включили в категорию народных промыслов, как обладающую самобытностью и высокой художественной ценностью. Тогда же предприятие до того называвшееся ПО «Сувенир», переименовали в «Феникс».

В годы перестройки процветающий завод оказался в трудном положении. Он потерял статус градообразующего предприятия, а из штата в 2000 человек не осталось и половины. Ушли профессиональные художники и скульпторы, проходившие специальную подготовку и получившие право ставить на изделиях собственную подпись – свидетельство высшей квалификации. Из 150 ведущих дизайнеров осталось 5 и они не работали на постоянной основе, а лишь время от времени привлекались к сотрудничеству.

Тем не менее, завод не сдался и не пошёл по пути выпуска штампованной продукции, приносившей гарантированный доход. В 2011 году встал вопрос о банкротстве, однако кисловодский «Феникс» смог возродиться и вновь занять своё место среди самых популярных отечественных производителей.

Перестройка и массовое открытие кооперативов привели к созданию в Кисловодске целой серии небольших мастерских, копирующих продукцию «Феникса». Большинство из них сохранилось до настоящего времени. Нужно ли говорить, что качество полукустарных изделий значительно уступает оригиналу. Тем не менее, и заводская, и фальсифицированная продукция часто продаётся в магазинах под общим названием «кисловодский фарфор».

Стоимость подделок ниже, поскольку нелегальным цеховикам не приходится оплачивать дорогостоящее сырьё и энергетические ресурсы. Но не стоит спешить с приобретением подобного фарфора. Из-за несоблюдения технологии обжига, он быстро теряет внешний вид и разрушается. Чтобы избежать фальсификата, лучше покупать кисловодский фарфор на официальном сайте предприятия. Здесь при доступных ценах от производителя, подделки точно не встретятся.

Коллекционеры, приобретающие эксклюзивные предметы декора, в первую очередь хотят защититься от фальшивок. Представители «Феникса» советуют обращать внимание на клеймо – цеховики не имеют права ставить на свою продукцию заводскую маркировку.

За свою относительно недолгую историю, производитель фарфора из Кисловодска несколько раз менял название и, соответственно, маркировку. Ранние изделия относятся к винтажным и представляют интерес для собирателей антиквариата. Особенно ценны авторские экземпляры, на которых обязательно стоит подпись художника.

Клейма по периодам:

Горизонтальная надпись КХПК, вертикальная – ФЗ.

Клеймо ставится красной надглазурной краской.

В 1992 году в Кисловодске официально открылась ещё одна фабрика, выпускающая художественный фарфор. Это – ООО «Дельта-Х», которая, в отличие от полуподпольных мастерских, не претендует на лавры «Феникса». Тем не менее, из-за схожей тематики росписи и обилия цветочного лепного декора, продукцию обоих предприятий часто путают не только покупатели, но и торговые представители.

Следует понимать, что «Дельта-Х» – марка пока малоизвестная и молодая, поэтому не подходит для целевого коллекционирования. Следует обращать внимание на клеймо, чтобы избежать ошибки.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация