Японский фарфор

Фарфор

Японский фарфор

Несмотря на относительно короткую историю, японский фарфор, в частности посуда, успел прославиться исключительным качеством и уникальным декоративным стилем. Антикварные и современные изделия мастеров из Страны восходящего солнца всегда в приоритете у коллекционеров и просто ценителей красивых вещей. Только японские производители смогли добиться совершенной гармонии между функцией и эстетикой, не жертвуя ни одной из этих составляющих.

Утончённый и прекрасный японский фарфор обязан своим появлением 80 корейским гончарам, которые были захвачены в плен во время военных набегов 1592-1598 гг. Проводивший агрессивную политику правитель Тоётоми Хидэёси пытался расширить островную империю за счёт заокеанских соседей, организовав серию вторжений в страны Азии.

Считается, что именно порабощённые мастера с Корейского полуострова познакомили своих завоевателей с искусством создания тонкостенной керамики. Они же обнаружили в регионе Арита (префектура Сага, остров Кюсю) залежи каолина и фарфорового камня, необходимые в производстве. А кроме того, сложили первые туннельные обжиговые печи – ноборигаме, позволяющие обеспечивать равномерный нагрев изделий и температуру около 1400°С внутри камер. Сооружения располагали вдоль склона горы, создавая принудительную тягу за счёт перепада высот. Аналогичным образом работали знаменитые «драконовы печи» Китая.

В исторических источниках упоминается корейский гончар Ли Сампхён, которого называют «отцом фарфорового дела в Арите». Ему приписывают открытие каолиновых залежей и основание производства. Хотя, скорее всего, Ли Сампхён – это собирательный образ, созданный для красивой легенды позднее, уже в XIX веке.

Как бы там ни было, регион Арита действительно считается родиной японского фарфора. Он дал название целому направлению тонкостенной керамики, которая пользуется неизменной популярностью среди коллекционеров. Позднее было открыто производство в городах Сацума, Хаги, Карацу, Такатори и Агано. Первые фарфоровые изделия копировали корейские и экспортные китайские образцы с подглазурной кобальтовой росписью. В то же время на мастеров оказывала влияние местная традиционная керамика орибэ и сино, разработанная специально для чайной церемонии.

Середина XVII века оказалась неблагоприятным периодом для китайского фарфора. В 1640-х годах войны, спровоцированные маньчжурской династией Цин, привели в упадок производство, разрушив главные обжиговые печи. А ещё два десятилетия спустя новое правительство запретило все виды морского экспорта, создав дефицит тонкостенной керамики на европейском рынке.

Зато китайская война благотворно повлияла на фарфоровое производство Ариты. Беженцы из Поднебесной, среди которых было немало знатоков гончарного дела, внедрили здесь собственные рецепты сырья, а также техники росписи пигментами и эмалями. Начиная с 1658 года, регион стал активно сотрудничать с голландской Ост-индской компанией, искавшей замену полюбившейся европейцам сине-белой посуде из Китая.

В этот период производятся два типа фарфоровой продукции:

Второй важный фарфоровый центр образовался в соседней с регионом Арита провинции Хидзэн. Здесь производили посуду и предметы декора с надглазурной росписью цветными эмалями: коралловыми, голубыми, нежно-зелёными, жёлтыми, мятными. Технология также была позаимствована у китайских мастеров. Развивали стиль представители гончарной династии, основанной Сакаидой Какиэмоном – отсюда и название. С конца XVII века фарфоровые изделия Хидзэна составили главную конкуренцию Арите, вызывая восторг у европейских потребителей.

Характерные особенности стиля Какиэмон – большое незаписанное пространство, покрытое молочно-белой глазурью и декорирование ассиметрично расположенным изящным рисунком. У посуды часто украшался ободок и делались небольшие рельефные вставки. Позднее термином «какиэмон» стали обозначать всю тонкостенную керамику схожего стиля, независимо от места её производства.

Изысканную роспись полюбили и массово копировали европейские мануфактуры, в частности, Мейсен, Шантийи и Челси. После того, как в конце XVIII века Китай восстановил экспорт фарфора на запад, интерес к японской продукции заметно снизился. Стремясь «обезвредить» конкурентов, гончарные мастерские Поднебесной стали сами изготавливать посуду в стиле «имари» и «какиэмон», причём делали это весьма успешно.

Только в середине XX века легендарная керамика Хидзэна возродилась вновь, благодаря усилиям наследников династии-основательницы. В 1971 году фарфор «какиэмон» был признан нематериальным культурным достоянием Японии, а печи в Арите, где он долгое время обжигался, получили статус национального исторического места.

Третье по популярности и масштабности производства стилевое направление сформировалось позднее «ариты» и «какиэмона» – в начале XIX века, как бы отмечая завершение самурайской эпохи Эдо. Название Сацума происходит от исторической провинции на юге острова Кюсю, где вплоть до XVI века производили традиционную керамику для чайных церемоний. С появлением в регионе пленных корейских гончаров и открытием неподалёку от деревни Сэйгава месторождений фарфоровой глины здесь стали появляться и первые образцы изысканной тонкостенной посуды, ориентированной в основном на экспортный европейский рынок.

Нововведению активно сопротивлялись веками развивавшие своё ремесло производители чайных предметов. Они привыкли следовать дзенской философии «ваби-саби», превозносившей эстетику простых, повседневных вещей и чуждавшейся всякой роскоши. Тончайший белоснежный фарфор изысканной формы, с не менее изящной росписью, как раз относился к этой запретной категории. Однако, несмотря на противостояние приверженцев традиционной керамики, в трёх мастерских – Кагосима, Наэсирогава и Татэно начали изготавливать великолепные тонкостенные изделия стиля «сацума». В середине XIX века открылись новые производства, в том числе в столичном городе Киото. Фарфор «сацума» стал гордостью Японии и её «лицом» на международном рынке элитной керамики.

Стилевые особенности: кремово-белая посуда с «парчовой» росписью, напоминающей богато расшитую ткань. Очень сложные, многоцветные и многофигурные изображения, которыми покрывалась не только внешняя, но и внутренняя часть изделий. Использование жидкой позолоты – приём, позаимствованный у мастеров Мейсена. Среди основных сюжетов росписи: сценки из жизни японской аристократии, военные сражения, архитектурные и природные пейзажи, иллюстрации к литературным произведениям.

Популярностью у европейских покупателей пользовались мотивы «цветы и птицы», выполнявшийся как в росписи, так и в высоком рельефе «мориадзи». Вообще фарфор «сацума» больше других разновидностей был ориентирован на западного потребителя. В его формах, особенно в вазах и сервизах, чётко прослеживается влияние Мейсенской мануфактуры, слегка «прикрытое» ориентальными мотивами декора.

Коллекционеры выше всего ценят изделия «сацума», выпущенные до 1950-х годов. При этом они шутят, что покупать японский фарфор лучше всего на европейских аукционах, поскольку он практически полностью уходил на экспорт. В дальнейшем, из-за уменьшения спроса на свою продукцию, производители посуды стиля «сацума» стали снижать цены, а с ними и качество знаменитого на весь мир фарфора. Его возрождение началось лишь в начале XXI столетия, а расцвет приходится на конец XIX века, когда преобладала стилистика «никисидэ», сочетавшая щедрую «парчовую» роспись с ажурной резьбой и позолотой.

Кроме основных направлений, определивших облик японского фарфора на мировом рынке антиквариата, существовали и другие, менее известные разновидности. Мастерские по их производству сохранились до сегодняшнего дня и признаны высшей культурной ценностью государства.

В первую очередь, речь идёт о фарфоровой посуде «кутани» из префектуры Исигава на острове Хонсю. Мастера этого стиля, изучавшие тонкости производства в Арите, со временем выработали свой уникальный «почерк» с насыщенной полихромной росписью, где преобладали золотистые, киноварные, изумрудные и густо-синие оттенки. Второй разновидностью «кутани» стали изделия «иидая» и «эйроку», сплошь покрытые узором из красной эмали с золотой отводкой.

В период Мэйдзи появилась великолепная посуда «сёдза», по имени мастерской и художника, её создавшего. Изделия отличались искусной сюжетной росписью, приближавшейся к высочайшим образцам живописи. Они часто участвовали в международных выставках того времени. Неудивительно, что в Европе японский фарфор часто ассоциировали именно с «кутани сёдза».

Также следует упомянуть до сих пор производимую в регионе Арита белоснежную тонкостенную керамику «хакудзи», которая отличается чистыми, благородными формами и уникальной сквозной резьбой. Сформировавшийся в эпоху Мэйдзи, стиль продолжает развиваться и сегодня, вдохновляя современных производителей. С 1995 года «хакудзи» признан «Культурным наследием Японии».

Посуда «набэсима» из деревни Окаватияма, в отличие от продукции других регионов, предназначалась только для внутреннего пользования. Она украшала дома и столы сёгунов и японской аристократии, а потому полностью соответствовала их вкусам. Печи Окаватиямы с XVIII века принадлежали самураям из рода Набэсима. До начала эпохи Мэйдзи иностранцам их продукция была недоступна.

Неудивительно, что дизайн фарфора «набэсима» совсем не похож на экспортные варианты. Он копирует образцы деревянной лаковой посуды, которую издавна предпочитала японская знать. Сегодня все желающие могут посетить небольшой городок Окаватияма, неподалёку от Ариты, чтобы своими глазами увидеть, как появляется тонкостенная керамика для настоящих аристократов и приобрести понравившийся экземпляр. Сырьё для изделий «набэсима» отличается сероватым оттенком, после спекания оно даёт плотный, тонкий и очень прочный черепок.

Сегодняшние предприятия по выпуску посуды предпочитают работать с костяным фарфором, состав которого несколько отличается от зарубежных аналогов. Благодаря высокому содержанию костной муки, изделия обладают удивительной прочностью при минимальной толщине. Они хорошо сохраняют тепло, нетребовательны в уходе и соответствуют высшим современным стандартам. Что касается дизайна, то японские производители по-прежнему ориентированы на западные образцы, хотя в лаконичности форм и отточенном до мелочей декоре чувствуется неповторимый национальный колорит.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация