Фарфор
В фильме «Женитьба Бальзаминова», снятом в 1964 году, стол купчихи Белотеловой украшает знаменитый сервиз «Красавица» из каталога фарфора Дулево времен СССР. Тот же сервиз мелькает в кадре в одной из серий «Следствие ведут знатоки» и в художественном фильме «Дни хирурга Мишина». У Дулевского фарфорового завода богатая история, включающая дореволюционный, советский и постсоветский периоды. У изделий каждого периода есть свой узнаваемый стиль и особенности.
Завод в Дулево появился благодаря Терентию Кузнецову. Кузнецов родился и вырос в Гжели, славившейся керамическими традициями больше 600 лет. При этом фарфоровых производств в той местности было не так много, как могло бы. Дед Терентия, Яков Кузнецов, в свое время основал небольшой завод керамики и положил начало семейному делу.
В 1832 году Терентий Кузнецов приобрел хорошо налаженное производство с мастерами и оборудованием у купца Сафронова. Покупка стала выгодной инвестицией, потому что сафроновские мастера хорошо знали секреты изготовления фарфорового сырья, а художники владели особыми техниками росписи. В то время они декорировали посуду, используя технику крытья. Цветовая гамма была яркой, в ней преобладали малиновый, синий, розовый цвета. Дорогие изделия украшали позолотой и агатовой гравировкой.
Новый собственник пригласил в Дулево и гжельских мастеров – с их появлением в цехах стало больше готовой посуды с подглазурным синим рисунком и яркими мазками. Простой и понятный дизайн пришелся по вкусу купечеству, но для массового сбыта одного купеческого интереса было мало.
Тогда Кузнецов решил сделать акцент на самобытности, традициях русского чаепития. Так появились чашки, чайники, сервизы с пестрыми розами с крупными лепестками – они нравились мещанам и ассоциировались с русским чаепитием. В народе дулевский декор прозвали «агашкой». Название «Агашка» появилось неслучайно – в середине 19-го века на фабрике преимущественно работали деревенские женщины, которых через одну звали Агафьями. Непритязательные рисунки на фарфоровых изделиях делались их руками, потому их и нарекли в честь работниц. «Агашка» стала той самой изюминкой, фирменным почерком предприятия.
Сегодня уже такие изделия – антиквариат, цены на который варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. В каталоге фарфора Дулево тех лет есть и другие образцы, декорированные в технике деколь или покрывающие поверхность сплошным цветочным ковром. Переводные картинки и «ситцевые» рисунки появились в период управления Матвея Кузнецова. Матвей запомнился не только этим – именно он инициировал модернизацию производства, укомплектовал цеха новым французским оборудованием.
Матвей Кузнецов входил в число поставщиков для двора императора, что само по себе являлось признанием его продукции. У фабриканта было много новых идей – для их реализации он сотрудничал с известными художниками того времени. Одним из них был Врубель.
Дулевский завод национализировали в 1918 году. Советская власть стремилась развить производство, нарастить объемы. Очень скоро предприятие вошло в число ведущих отраслевых в стране.
С началом Второй Мировой войны выпуск фарфоровой посуды и статуэток приостановился. После войны производство быстро восстановили – уже в 1950 году количество продукции вышло на довоенный уровень. Предприятие развивало два направления: изделия массового спроса и эксклюзивные изделия, многие из которых являются произведениями искусства.
Выпуск шедевров русского фарфора – заслуга талантливых живописцев и скульпторов, работавших в художественной мастерской при заводе: Петра Леонова, Владимира Яснецова, Павла Кожина, Алексея Сотникова, Асты Бржезицкой, Нины Малышевой и многих других. Фарфоровые фигурки и статуэтки, созданные ими, хранятся в музеях, картинных галереях и частных коллекциях. Предприятие и его работы удостоены многих престижных премий и наград, в том числе международных.
В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где «Сокол» Сотникова получил Гран-при. С тех пор сокол является символом и торговой маркой Дулевского завода.
Во времена перестройки производство переживало не лучшие времена, а после развала СССР трудовой коллектив приватизировал его и стал собственником. Дела шли с переменным успехом, но в 2000-х финансовое положение ухудшилось. В этой связи на общем собрании коллектива было решено продать Дулевский завод бизнесменам, которые предложат реальные пути его вывода из экономического кризиса и будут готовы к стратегическим инвестициям.
В 2012 году у предприятия сменился собственник – и начался новый этап развития. Сразу же стартовала масштабная модернизация производства – она идет и сейчас. Владельцы установили современные печи, выпускаемые во Франции и Чехии, заменили формовочное оборудование. Сейчас ДФЗ – крупнейшее профильное предприятие, продукция которого продается в 75 регионах России, 6 странах СНГ, а также в Америке, Канаде, Норвегии и других европейских государствах.
Одно из главных достоинств дулевских изделий – высокая прочность, не уступающая керамическим предметам. Эксперты долго не могли понять, в чем секрет – разгадали его только в 50-х годах прошлого века. Оказывается, мастера, работавшие у Кузнецова, использовали в качестве сырья пластичную глину. Для получения нужной пластичности глину год вылеживали в подвальных помещениях. Второе слагаемое прочности – торф, использовавшийся как топливо в обжиговых печах. Его собирали строго до 20 июля, чтобы он успел хорошо просохнуть.
Со дня организации на фабрике активно внедрялись передовые технологии росписи, формовки посуды. Работники перенимали опыт у лучших мастеров за границей, а затем воплощали его в русском фарфоре.
За всю историю на Дулевском заводе использовалось несколько техник росписи – производство развивалось в ногу с европейской модой. В конце 19-го века в Европе вошла в моду техника деколь, имитировавшая ручную роспись. Фабрикант Кузнецов в числе первых выпустил почти тысячу трафаретных изображений – в тех местах, где рисункам не хватало яркости и четкости, их подрисовывали вручную.
С организацией при заводе художественной мастерской появился национальный фарфор нового типа. Над его созданием активно работал главный художник предприятия Петр Леонов. Знаменитые сервизы «Красавица», «Жар-птица» и другие – его заслуга. В них четко прослеживается идея национального фарфора. Она выражается в контрастных сочетаниях декора и других деталях. Леонов искал идеи, путешествуя по России, а затем воплощал их в посуде и фарфоровых статуэтках.
Авторские техники были и у других художников, работавших в дулевской мастерской. В рисунках Владимира Яснецова присутствует драматический контраст. Его «Ивушка», «Розовая сирень» и некоторые другие работы мастера используют и теперь.
Скульптор Алексей Сотников создал много анималистических фигур – каждая была по-своему выразительна и реалистична. В ней чувствовалось глубокое знание темы, понимание природы. Не зря ведь эта птица используется как клеймо заводского фарфора с 1958 года. Как и предрекал поэт Владимир Манохин в своем стихотворении, дулевская гордая птица расправила над миром крыло.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: