Ценный фарфор Страны Советов

Фарфор

Ценный фарфор Страны Советов

Знаменитый Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) в свое время был эталоном качества, но далеко не единственным производителем фарфора Страны Советов. В СССР этим занимались почти 300 фабрик – у многих были свои музеи, в экспозициях которых выставлялась фарфоровая продукция.

Музейные коллекции часто использовались как учебные пособия для учащихся ПТУ. Студенты сравнивали свои работы с коллекционными изделиями опытных мастеров, постигали их секреты, работали над ошибками. В Союзе была хорошо развита система ОТК – за соответствием готовых изделий ГОСТам следили тщательно, поэтому фарфор того времени характеризуется практически идеальным качеством, за что его и ценят коллекционеры. Особый интерес для них представляют довоенные изделия.

Довоенный (агитационный) фарфор лимитировано выпускался в СССР в 20-30-х годах в малом количестве – купить его проблематично, потому что практически весь он находится в частных коллекциях, а высокий спрос никуда не делся. После революции 1917-го года изделия из фарфора считались буржуазным наследием, мещанством. Большевики национализировали заводы и перепрофилировали – это в лучшем случае. В худшем – разрушали.

Через 3-4 года ситуация изменилась – только формировавшаяся советская культура должна была нести идеи пролетариата в массы, а для этого требовалась наглядная агитация. Частью такой агитации стали фарфоровые статуэтки для всех, а не только для избранных. Они выпускались, чтобы украшать дома советских граждан и укреплять в них «красную» идеологию.

Агитационные фигурки изображали красногвардейца, матроса со знаменем и работницу, вышивающую все то же знамя, других представителей рабочего класса. Сегодня стоимость довоенных статуэток стартует с 1,5-2 тысяч долларов, а послевоенный фарфор можно приобрести с рук за 5-10 тысяч рублей.

С началом Второй Мировой войны выпуск фарфоровых статуэток в Советском Союзе прекратился – не до того было. Возрождаться отрасль начала в 50-х годах, а на 60-70-е пришелся ее расцвет. Этот период стал своеобразным наследием той эпохи, частью истории. Заводы выпускали фигурки рабочих, пионеров, спортсменов – внешне они были выполнены настолько реалистично, что можно было сравнивать с фотографиями тех лет, искать отличия в одежде, жестах, других деталях и не находить их.

Наряду с отдельными героями предприятия выпускали тематические серии, посвященные национальному костюму республик, входивших в состав СССР, профессиям, счастливому детству. Статуэтки советских детей пользовались высоким спросом – заводы выпускали детскую серию несколько раз. Не менее популярны были и изделия спортивной тематики, что объясняется активной пропагандой физкультуры и здорового образа жизни в советском обществе.

Третье место в рейтинге популярности занимали балетные скульптуры. Балет в Союзе был не просто высоким искусством, а гордостью государства. Не удивительно, что на почетном месте в каждой квартире находились статуэтки хрупких девушек в пачках и пуантах. Конкурировать в популярности со спортом и балетом могли фарфоровые птицы и животные. Советские фабрики выпускали их в большом количестве.

В годы перестройки производство начало постепенно угасать, а в 90-е многие фабрики стали банкротами и закрылись. Так закончилась эра фарфора Страны Советов, но интерес к нему сохранился не только на постсоветском пространстве, а и за рубежом.

Заводы в те годы выпускали и фарфоровые изделия, и посуду. Экологические характеристики – ее безусловное преимущество, сегодня посуда такого качества не выпускается. По мнению экспертов, в современном производстве в качестве сырья используется глина, которая не вылежала необходимый срок, и химические красители.

Глина вылеживается в среднем 35 лет, очищаясь от тяжелых металлов, ртути, других вредных примесей. Срок долгий, поэтому производители используют более доступное сырье. Во времена СССР при производстве фарфора использовались натуральные красители – теперь их заменили химическими составами.

Каолин, из которого изготавливали советский фарфор, не содержал ни единого вредного компонента. Он обеспечивал готовым изделиям легкость, воздушность, белизну, был безопасен для здоровья, потому что не вступал в химическую реакцию с пищей. Некоторые выходцы из СССР и теперь едят и пьют чай, кофе только из фарфоровой посуды тех времен, зная о ее экологической чистоте.

Мастера, создававшие фарфоровые фигурки в Советском Союзе, трудились неделями над каждой из них, чтобы сделать ее реалистичной и узнаваемой. Одним из таких умельцев была Аста Бржезицкая, работавшая на Дулевском заводе. В ее личном активе – более 500 образцов, включая сказочных персонажей, литературных героев, детей. Аста называла свои работы «фарфоровым народцем» — все они были радостными, эмоциональными.

Герои басен Крылова и другие животные были любимой творческой темой Бориса Воробьева, долгие годы проработавшего на ЛФЗ. Была у мастера и серия по гоголевским произведениям.

Сегодня некоторые произведения искусства, созданные руками Бржезицкой, Воробьева и других знаменитых скульпторов, украшают коллекции Эрмитажа, Третьяковской галереи и других известных музеев мира.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Ценный фарфор Страны Советов"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация