Фарфор
Чтобы купить фарфоровую вазу, не нужен особый повод. Это – всегда достойное украшение интерьера и отличный подарок на любое торжество. А ещё качественный фарфор станет выгодным вложением капитала, которое со временем обязательно окупит себя. Причём речь не только об антиквариате, авторские художественные изделия ценятся не меньше.
Прототипом современной вазы можно считать сосуды для хранения зерна, напитков и благовоний. Аналогичную форму – расширенную внизу с более узким вытянутым вверх горлышком имели и погребальные урны, которые щедро украшались росписью, лепкой и резьбой. Постепенно из чисто функционального предмета, изящные сосуды превратились в декоративный. Известно, что первые вазы для цветов были изготовлены ещё в Древнем Египте, затем эту традицию переняли греки, а после них – римляне.
Возраст самых древних ваз датируется бронзовым веком. С изобретением гончарного круга примерно в 3000 г. до н. э., они стали приобретать знакомые и привычные в настоящее время черты. Представители античного мира – греки и римляне довели разнообразные сосуды: амфоры, кратеры, пелики, килики до совершенства. Изделия лепили из красной глины и покрывали либо расписывали чёрным лаком. Позднее римляне заменили рисунок рельефным изображением.
Пока в I-II вв. на. э. римские гончары оттачивали мастерство на небольших интерьерных сосудах и огромных садовых вазонах из терракоты, в Китае стали изготавливать первые изделия из прото-фарфора. Для него использовалась не цветная, а исключительно белая глина – каолин, с добавками полевого шпата и кварца.
Появление такого уникального материала, как фарфор, с его тонкостью, прочностью и ослепительной белизной, позволило превратить вазы в произведения искусства, чья красота не поддаётся разрушительному влиянию времени. Несмотря на свою хрупкость, изделия из каолиновой массы, обожжённые при высоких температурах, способны «пережить» жару и холод, чрезмерную сырость и другие неблагоприятные условия, уничтожающие менее стойкую керамику.
Открытие фарфора позволило китайским мастерам перейти на совершенно новый уровень декорирования глиняных сосудов. Уже в эпоху династии Тан (VII-IX вв.) применялось сразу несколько вариантов украшения, том числе многоцветная роспись глазурями и лепка с тончайшей деталировкой.
Для каждого периода в китайской истории характерны свои формы ваз, что значительно облегчает работу коллекционеров и экспертов. Достаточно беглого осмотра, чтобы определить подлинность сосуда по его принадлежности к той или иной эпохе. И только после того как идентификация состоялась, специалисты приступают к более детальному исследованию.
Отдельного внимания заслуживают уникальные вращающиеся вазы Zhuanxinping, которые были особенно популярны в период правления императора Айсиньгёро Хунли (1711-1788 гг.). У моделей было два корпуса, вставленных один в другой словно матрёшки. Внутренне «тело» покрывалось искусной росписью, а внешнее декорировалось резными медальонами. Когда верхний подвижный корпус вращался, сквозь его прорези можно было рассмотреть рисунок.
Несмотря на развитое производство и разнообразие художественных приёмов династии Цин, фарфоровые предметы декора предыдущей эпохи Мин считаются самыми ценными и востребованными среди коллекционеров.
Роскошные декоративные сосуды из фарфора в стиле барокко, рококо и ампир производились начиная с XVIII века фабриками Мейсена, Веджвуда и Аугартена. Но особенно интересны севрские вазы-попурри в виде изящных кораблей, которые были изготовлены в 1750-х годах по заказу мадам де Помпадур.
Изделия с ажурными крышками, напоминающими снасти, предназначались для ароматизации помещений. В них закладывались сухие травы и специи с приятным сладким запахом, модным в то время среди французской аристократии. Красота севрских шедевров настолько потрясала воображение, что вазы-попурри быстро распространились по всей Европе и оставались востребованными вплоть до конца XIX века.
Предназначение декоративного фарфора сегодня практически не изменилось. Вазы из тонкостенной керамики подразделяются на:
Требовательнее всего к обстановке массивные напольные модели. Их следует выбирать только для просторных помещений, не загромождённых мебелью или аксессуарами. Что касается стиля интерьера, то он может быть любым, главное, не ошибиться с соответствующей формой и декором изделия.
Вазы-скульптуры – актуальное направление дизайна. Важно помнить, что они не терпят конкуренции и должны быть единственным аксессуаром, на котором будет концентрироваться внимание. Их стараются выделить подсветкой и тщательно подобранным фоном.
Сосуды для букетных композиций, в первую очередь, призваны подчёркивать красоту цветов. Здесь предпочтительна нейтральная форма и расцветка. Хороши однотонные глазурованные изделия, либо покрытые изысканной кобальтовой росписью. Полихромные рисунки на керамике начнут «соперничать» с букетом, в результате чего «дуэт» будет выглядеть дисгармонично.
Фруктовницы обычно представляют собой широкую, почти плоскую ёмкость на высокой ножке или без неё. Раньше они применялись исключительно для сервировки стола, но сегодня могут находиться в любом месте – вдруг кому-то захочется угоститься аппетитными плодами. Иногда их используют и не по назначению, например, как подставки для шариков из мха.
Какую бы функцию не выполняла ваза из фарфора – это, прежде всего, значимый аксессуар, влияющий на дизайн помещения. Она придаёт обстановке утончённый шарм, служит той самой «изюминкой», без которой дом теряет свою самобытность.
Стиль сосуда должен соответствовать интерьеру, но иногда можно сыграть и на контрасте, особенно в эклектичных направлениях: лофте, ретро или бохо. Чтобы искусственно созданное противостояние не нарушало гармонию, необходимо обладать тонким вкусом и художественным чутьём. Если же есть хоть малейшие сомнения, лучше следовать установленным канонам:
Что касается актуальных дизайнерских решений, то сегодня особым вниманием пользуются крупные вазоны, напоминающие амфоры или собранные в группу небольшие настольные сосуды.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: