Разновидности польского фарфора

Фарфор

Разновидности польского фарфора

История польского фарфора началась в 1790 году, когда в Корце открылась первая мануфактура. Позднее производство появилось в Болеславце, Томашове, Прушкове и других городах Польши. Некоторые фабрики успешно работают и сегодня, выпуская продукцию, востребованную в Европе и России.

Болеславец по праву называют столицей керамики. Нижняя Силезия, где он расположен, богата глиняными запасами, поэтому гончарное производство здесь начало развиваться еще в Средневековье. В 16 столетии в Болеславце открылся первый цех по производству керамики, а в 1753 году слава об этом регионе выходила далеко за пределы Польши.

В этом прямая заслуга мастера Иоганна Готлиба, изготовившего огромный сосуд. Кувшин высотой больше 2-х метров и объемом 2000 литров стал символом города: его печатали на открытках, выпускали копии в миниатюре. Иоганн первым отказался от использования вредной свинцовой глазури и ввел в состав сырья белую глину, чем облегчил задачу фарфоровым фабрикам, появлявшимся в дальнейшем.

В 1897 году в Болеславце открылась Профессиональная школа керамики. Ее возглавил Вильгельм Пукало, управлявший Королевской мануфактурой фарфора в Германии.

Производство фарфора в Валбжихе началось с небольшого предприятия. Его основал профессиональный ткач Рауш в 1820 году. Мануфактура специализировалась на выпуске «гигиенического фарфора» — термин подразумевал, что посуда, изготавливаемая из каолина, чище и безопаснее оловянной и деревянной.

В 1829 году в том же городе появилось аналогичное производство. Своим успехом обе фабрики обязаны художнику-керамику Карлу Кристеру, переехавшему в Валбжих в 1823 году. К тому времени у него за плечами были месяцы стажировки на фарфоровых фабриках Швейцарии, Германии, Франции. Кристер арендовал обе фабрики и уже в 1831 году подписывал продукцию своей фамилией. Польская посуда из фарфора славилась высоким качеством и не уступала немецким изделиям.

В 1869 году, после смерти Карла Кристера, фабрика отошла к его наследникам, а в 1920 году стала частью концерна Розенталя. Экономический кризис 30-х годов серьезно повлиял на производство, но оно выстояло и продолжало развиваться.

Основу ассортимента все это время составляли сервизы для завтраков и обедов. Узкая специализация позволяла мастерам сосредоточиться на качестве. Для декора активно использовали технику калькомании, а ручная роспись была привилегией сервизов, изготавливаемых под заказ.

В годы Второй мировой фабрика не работала, но в 1945 году выпуск фарфоровых изделий возобновился – теперь уже предприятие называлось «Кшиштоф». Вскоре у фабрики выработался собственный стиль – ее посуда узнается по современной форме, над созданием которой тогда и сейчас работают известные дизайнеры и художники. Продукция «Кшиштоф» выделяется белизной и прозрачностью. Такие характеристики объясняются особой фарфоровой массой, используемой на фабрике с 1968 года.

Изюминка и гордость марки «Кшиштоф» — сервиз «Фридерика», оформленный в стиле барокко. Завод выпускает его с 1936 года, но спрос и сейчас превышает предложение.

Прушков

В 19 веке Прушков считался промышленным центром, где наряду с другими производствами был налажен выпуск фарфоровой галантереи. Фабрика открылась в 1872 году и выпускала скромную посуду, украшенную штампованными цветочными и растительными орнаментами. В 1946 году предприятие национализировали, а еще через 10 лет оно стало называться заводом «Прушков». Специализация – выпуск столового фарфора. В разное время над оформлением изделий работали известные польские художники. В 2001 году предприятие обанкротилось и закрылось.

В 19 веке Прушков считался промышленным центром, где наряду с другими производствами был налажен выпуск фарфоровой галантереи. Фабрика открылась в 1872 году и выпускала скромную посуду, украшенную штампованными цветочными и растительными орнаментами. В 1946 году предприятие национализировали, а еще через 10 лет оно стало называться заводом «Прушков». Специализация – выпуск столового фарфора. В разное время над оформлением изделий работали известные польские художники. В 2001 году предприятие обанкротилось и закрылось.

Фабрика «Фарфор Богучице» принадлежит корпорации BGH Network и специализируется на выпуске эксклюзивных сервизов из фарфора, посвященным знаменитым музыкантам и другим выдающимся деятелям. История бренда началась в 1922 году, когда два брата-энтузиаста открыли небольшую мануфактуру в Катовице. Изначально она выпускала лабораторный и технический фарфор.

В 1939 году производство купили немецкие фабриканты – через год основной ассортимент состоял из праздничных сервизов и столового фарфора. Посуда не редко украшала столы дипломатических представительств. В то время завод назывался «Giesche». После войны его национализировали, но основная линия осталась прежней – столовые приборы. В начале 90-х завод закрывался: производство возобновилось в 1995 году.

Мастерская «Стеатит» — одна из тех единичных частных фабрик, которой удалось избежать национализации в период существования Польской народной республики. Мастерская открылась в Катовице в 1947 году и работала до 1994-го. Изначально она копировала изделия у известных европейских фабрик, но в 60-е годы «Стеатит» представил первую дизайнерскую коллекцию, определившую дальнейшее направление и стиль компании. Это были блюда, тарелки и другая посуда ассиметричной формы. Вычурности и динамики ей добавляли яркие орнаменты и смелые сочетания цветов.

Чайники и кофейники больше напоминали скульптуры, а тарелки – произведения искусства. Фактурный декор был «ноу-хау», прославившим «Стеатит».

Польский фарфор «Carmani» известен далеко за пределами страны. Его основал меценат и большой ценитель искусства Престон Кармани в 19 столетии. Он запомнился своими прогрессивными идеями и стремлением воплотить их в форме и цвете.

В посуде, выпускаемой фабрикой «Кармани», удачно сочетаются практичность, изысканный дизайн и яркий декор. В качестве декора используются картины известных художников: Ван Гога, Моне, Леонардо да Винчи, Климта и других.

После смерти Престона дело унаследовала дочь Ванесса. Она не только его продолжила, но и сумела расширить ассортимент, разбавить его дамскими зеркальцами, тарелками в форме сердца или квадрата, другими оригинальными изделиями. Они особенно ценятся коллекционерами. В конце прошлого века семейный бизнес Кармани приобрела компания Hanipol – сейчас она является единственным владельцем бренда.

История польского фарфора не будет полной без объединения «Цмелев» и «Ходзеж», образовавшегося в результате слияния двух старейших заводов Польши. Это объединение является крупнейшим европейским производителем тонкостенного фарфора.

История бренда началась в 1790 году – с фаянсовой мануфактуры, основанной городским гончаром. Выпускать классический фарфор фабрика начала спустя 50 лет. Наибольшим спросом пользовались ажурные корзинки, изделия, украшенные сценами из мифов и Библии, деревенскими видами.

Фарфоровые предметы с клеймом «Cmielow» уникальны, часто украшают столы монархов, дипломатов, государственных деятелей высокого ранга. Гордость производителя – 11 исторических коллекций, в том числе Рококо, Львов, Болеро.

Изделия представляют не только художественную ценность. В современном производстве используются инновационные технологии, но посуда получается такого же качества, что и 200 лет назад – высокопрочная, с элегантными рельефами, рассчитанная на столетия.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация