Клейма европейского фарфора

Фарфор

Клейма европейского фарфора

Знакомство с клеймами европейского фарфора правильнее всего начинать с немецких производителей. Они наиболее известны, служат образцом для подражания, больше других востребованы коллекционерами и, соответственно, чаще подделываются. Клеймо играет первоочередную роль в правильной атрибуции фарфора, но само по себе не может служить полной защитой от фальсификата. Необходимо обращать внимание и на другие факторы: стиль и качество изделия, тонкость проработки деталей, а также цветовое и пластическое решение.

Широко известно клеймо ведущей фарфоровой мануфактуры Европы – скрещенные мечи, которые были позаимствованы с герба курфюста Саксонии. Однако немногие знают, что в начале своей деятельности предприятие, копировавшее китайские и японские образцы, подражало им во всём, вплоть до маркировки. Мануфактура была основана в 1709 году в Дрездене, а год спустя переведена в укреплённый замок Альбрехтстбург – резиденцию саксонского правителя Августа Сильного, чтобы защитить свои секреты.

В 1710 году состоялось официальное открытие предприятия, которое в то время выпускало красный фарфор, напоминавший иссинскую глиняную посуду из Китая. Маркировка продукции тоже имитировала иероглифы Поднебесной, а иногда и прямо копировала их. Параллельно с этим использовался широкий набор букв и символов, не имевших систематизации. Они процарапывались непосредственно в тесте, без цветной составляющей.

В 1713 году мануфактура перешла на твёрдый белый фарфор, которому с тех пор не изменяла. Активно велись опыты по улучшению художественного вида изделий, созданию глазурей и пигментов, стойких к высокотемпературному обжигу. В 1719 году Бёттгер умер, а директором Мейсена стал живописец Иоганн Грегор Херольдт, привлечённый к работе венским арканистом Самюэлем Штольцелем. Уже год спустя были достигнуты существенные успехи в фарфоровом производстве, а «шпионские страсти» вокруг него накалились до предела. Европейским керамистам не терпелось узнать секреты Мейсена, чтобы в свою очередь заняться изготовлением прибыльного и прекрасного «белого золота».

Главными конкурентами стали небольшие дрезденские предприятия и Венская мануфактура Аугартен, основанная в 1719 году при содействии Штольцеля. Копировался не только начавший формироваться в те годы мейсенский стиль, но и маркировка, что до сих пор создаёт путаницу при атрибуции. Причём дрезденские мастерские, не имевшие собственного производства, в основном расписывали бракованную продукцию Мейсена, выдавая её за свою. Об этом факте необходимо помнить современным коллекционерам. В 1720 году было принято решение о единой маркировке мейсенской продукции. Два года спустя появился логотип в виде скрещенных мечей, нанесённых синей подглазурной краской, но официально он «вступил в силу» с 1731 года.

«Мечи» не были единственным видом маркировки Мейсена. В разное время использовались и другие клейма – их можно найти в каталогах фарфора Германии по годам.

K.P.M. – Königliche Porzellan-Manufaktur (Королевская фарфоровая мануфактура)

M.P.M. – Meissener Porzellan-Manufaktur (Мейсенская фарфоровая мануфактура)

K.P.F. – Königliche Porzellan-Fabrik (Королевская фарфоровая фабрика).

 

В европейской традиции не отмечается сортность фарфора, как например, это было в СССР. Есть только высшая категория и брак, который не пускается в производство. Тем не менее, Мейсен разработал свою систему контроля качества, выраженную в чёрточках на маркировке. Это было необходимой мерой защиты от домашних художников, которые забирали на фабрике бракованное «бельё», расписывали и продавали под видом оригинальной продукции.

Чёрточки наносились на мечи. В разные годы они отличались по количеству и значению.

В 1740 – 1938 гг. на «бельё», которое продавалось без росписи, ставилась одна черта. Две косые линии с 1852 по 1870 гг. свидетельствовали о низком качестве предмета. Три наклонных чёрточки наносили на несортовые изделия с трещинами, сколами и другими видами брака с 1852 по 1870 гг.

В 1740 – 1938 гг. на «бельё», которое продавалось без росписи, ставилась одна черта. Две косые линии с 1852 по 1870 гг. свидетельствовали о низком качестве предмета. Три наклонных чёрточки наносили на несортовые изделия с трещинами, сколами и другими видами брака с 1852 по 1870 гг.

Помимо официальной маркировки существовали всевозможные подвиды, применявшиеся очень короткий период времени. Поэтому при коллекционировании, лучше изучить полный и подробный каталог клейм мейсенского фарфора, например, на сайте «Антикварчик» или ему подобных. Здесь же можно найти список предприятий, так или иначе копировавших маркировку ведущей европейской мануфактуры. К ним относятся фабрики из Нассау, Берлина, Арнштадта, Бристоля и так далее.

Вторая по старшинству фарфоровая мануфактура Германии была основана в 1747 году герцогом княжества Брауншвейг-Вольфенбюттель – Карлом I. Предприятие прославило не отличавшиеся большим доходом и высоким уровнем жизни земли, получив немало уникальных привилегий. В частности, только его продукцию разрешали продавать в Берлине, наряду со столичной фабрикой KPM.

Фарфоровая мануфактура в Фюстенберге до сих пор выпускает великолепного качества посуду с ручной росписью в классическом стиле. Отличительной чертой предприятия считается ажурная резьба и золочение. Помимо роскошных сервизов, в ассортимент входят статуэтки, отлитые по формам XVIII века. Изначально они применялись для сервировки центральной части стола во время торжественных обедов высшей знати.

С 1753 года, официальным указом герцог учредил маркировку изделий синим вензелем «F», нанесённым подглазурно. Дизайн буквы незначительно менялся со временем. В 1758 году к ней добавлялась датировка.

Фарфоровую мануфактуру в Мюнхене создал курфюст Баварии, Максимилиан III Иосиф в 1747 году, однако регулярное производство здесь началось только 7 лет спустя. До настоящего времени предприятие работает преимущественно в стиле рококо, выпуская эксклюзивную продукцию люксового сегмента. Каждая деталь изготовливается вручную по старинным технологиям. Таких производителей, как Нимфенбургская фарфоровая мануфактура в мире насчитываются единицы. Особенно ценится скульптура производителя, в том числе и серия белых, не расписанных фигурок животных.

Маркировку Нимфенбурга легко выделить среди других клейм европейского фарфора. Это – силуэтное изображение герба Баварии с ромбическим шахматным рисунком. Знак отдавливался в тесте или наносился подглазурной синей краской. В 1895 – 1921 гг. использовался зелёный пигмент. На ранних изделиях изображалась также шестиугольная звезда – гексаграмма, синей подглазурной краской.

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине (КРМ) производит продукцию с 1751 года. Однако почти на старте она пережила банкротство, спровоцированное семилетней войной и только 10 лет спустя, в 1761 году заработала в полную силу. А ещё через два года фабрику выкупил король Пруссии – Фридрих II Великий, страстный поклонник фарфора. Он привлёк ведущих мейсенских мастеров, благодаря чему в короткие сроки удалось добиться высшего качества продукции.

Фридрих II, приобретавший посуду и предметы сервировки исключительно на Берлинской мануфактуре, пожаловал ей право использовать королевскую эмблему – синий скипетр, наносившийся поглазурной краской. В 1830 году к основному клейму добавили изображение державы и подпись КРМ. Однако позднее эта разновидность применялась лишь в особых случаях для обозначения эксклюзивности продукции.

С 1751 по 1757 гг. изделия маркировались буквой «W» по фамилии первого владельца фабрики – торговца шерстью Вильгельма Каспара Вегели. А в 1761 – 1763 гг. вензелем «G», принадлежавшим промышленнику Иоганну Гоцковски, возродившему мануфактуру после краха и банкротства.

Антикварам и коллекционерам хорошо знаком город Франкенталь, где с 1755 по 1799 гг. работала Курфальцская фарфоровая фабрика. За свою недолгую историю предприятие успело прославиться малой пластикой, за которой до сих пор «охотятся» ценители. Основатель производства – Карл Хэннонг переехал с семьёй из Страсбурга после того, как Людовик XVI установил государственную монополию на фарфор для поддержки Севра. Французский керамист привнёс в продукцию Франкенталя утончённый шарм и яркую цветовую палитру, характерную для своей родины.

В 1760 году фабрика отошла к сыновьям Хэннонга – Йозефу Адаму и Полю Антону. Возникшие между братьями разногласия, касавшиеся состава сырья, привели к банкротству, после чего предприятие выкупил курфюст Баварии Карл Теодор. В этот период фабрика достигла расцвета. Её отличал не только изысканный декор, но и редкий для немецких производителей нежно-кремовый оттенок бисквитного черепка. По некоторым сведениям, рецепт сырья Франкенталя был продан Севру наследниками Хэннонга и позволил флагману французской индустрии перейти с фриттового на более прочный твёрдый фарфор.

Маркировка продукции фабрики тесно связана с её владельцами:

В разные периоды дополнительно использовался личный вензель Карла Хэннонга, обоих его сыновей, а также управлявшего фабрикой в 1800 году Франца Бартоло.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Клейма европейского фарфора"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация