Фарфор Корниловых

Фарфор

Фарфор Корниловых

Художественная ценность фарфора Корниловых

История знаменитого фарфора Корниловых началась в Санкт-Петербурге в 1835 году, когда предприимчивая купчиха решила организовать собственный фарфоровый завод. Место локации фабрики, расположившейся в деревне Полюстрово на Выборгской стороне города, было выбрано не случайно. Хорошая транспортная развязка была удобной как для поставки сырья, так для и сбыта готовой продукции.

Мария Васильевна Корнилова привлекла к делу своих пятерых сыновей, аккумулировав весь финансовый капитал в кругу семьи. Каждый из членов команды выполнял свои определенные функции, что позволило четко структурировать все этапы производственной деятельности и системы продаж. Поскольку ранее двое братьев уже имели опыт торговли привозным фарфором, то процесс погружения в бизнес был непродолжительным. Подготовка предприятия к работе заняла всего год.

Исходные материалы доставлялись в основном из-за рубежа. К примеру, кварц и полевой шпат завозились из Финляндии, белая глина из Англии. Остальное сырье бралось по месту — из Черниговской и Новгородской губернии. Краски для росписи готовых изделий изготавливались собственными силами, а также частично покупались во Франции.

За восемь лет своего существования фабрика Корниловых вошла в четверку ведущих фарфоровых предприятий России, шагая в одну ногу с Императорским фарфоровым заводом, а также мануфактурами Гарднера и Попова. В числе его клейм появился государственный герб России, что стало признанием выпускаемой продукции на государственном уровне.

На завод поступало много заказов из Императорского двора, не говоря уже об активных экспортных поставках. Фирменные магазины корниловского фарфора были открыты в Европе, Канаде и Америке. Доказательством высочайшего качества товаров стали контракты с именитыми торговыми марками уровня «Тиффани». Именно на изделиях завода Корниловых впервые появилось клеймо «Made in Russia».

Братья не боялись экспериментировать, тестировали новые техники обжига и росписи, внедряли автоматизированные способы обработки сырья. Так, в 1885 году был опробован и запущен в работу электромагнитный метод очистки массы, что позволило улучшить качество фарфорового черепка. Следующим ноу-хау стала механизация росписи изделий. Оптимизация технологического процесса помогла стать на конкурентный уровень с мануфактурой Кузнецова — одного из лидеров производства фарфора того времени. Использование деколи для украшения готовых изделий — также дело рук Корниловых.

Помимо усовершенствования внутренней операционной системы, предпринимались попытки работы и с другими видами керамики. Не все они увенчались успехом, но упорству и деловой жилке братьев нужно отдать должное. Они хватались за любую возможность расширить границы своего бизнеса и упрочить позиции профессиональной репутации.

В середине 19 века им пришла в голову затея арендовать завод барона Корфа, производившим фаянс достаточно неплохого качества и по умеренной цене. Желаемых результатов достигнуто не было, и примерно через год сотрудничество закончилось. Сегодня корниловский фаянс считается редкой удачей для коллекционеров из-за ограниченного количества изделий, выпущенных в продажу.

Приблизительно такая же история случилась и с присоединением фарфорового завода Бенуа. На протяжении 2-х лет осуществлялся выпуск различных «безделушек» вроде украшений, игрушек, фигурок и прочих декоративных предметов, которые в результате не принесли ощутимого финансового дохода и были сняты с производства.

На завод Корниловых приглашались только лучшие мастера, ранее получившие практику на фабриках Кузнецова, Гарднера, Императорском фарфоровом заводе. Помимо экспериментов с разными типами росписи, братья стали еще и первооткрывателями переводных картинок, достигнув на этом поприще больших результатов.

Корниловскую продукцию можно было не только купить в магазинах, но и изготавливать по индивидуальному заказу. Причем речь шла не исключительно о частных элитарных заказах, но и оптовых продажах для ресторанов, гостиниц, кондитерских и прочих заведений сферы обслуживания. Параллельно шла реализация товаров и других фабрик, производящих майолику, опак, фаянс, хрусталь. Тесное сотрудничество велось с заводами Гарднера, Ауэрбаха, Нечаева-Мальцева, а также зарубежными фирмами Wedgwood, Villeroy$Boch.

Корниловскую продукцию можно было не только купить в магазинах, но и изготавливать по индивидуальному заказу. Причем речь шла не исключительно о частных элитарных заказах, но и оптовых продажах для ресторанов, гостиниц, кондитерских и прочих заведений сферы обслуживания. Параллельно шла реализация товаров и других фабрик, производящих майолику, опак, фаянс, хрусталь. Тесное сотрудничество велось с заводами Гарднера, Ауэрбаха, Нечаева-Мальцева, а также зарубежными фирмами Wedgwood, Villeroy$Boch.

Ежегодно проводились распродажи бракованной и низкосортной продукции по бросовым ценам. Также велась практика реализации так называемых «полуфабрикатов» — глазурованного, но не расписанного фарфора. Его скупали частные мастерские, специализировавшиеся на живописи, поэтому часто на готовых изделиях можно было увидеть двойные эмблемы — корниловскую и «конечного» производителя.

На начальном этапе своей «биографии» корниловский фарфор оформлялся в духе историзма с узнаваемыми формами художественного изображения. Приемы росписи базировались на так называемой картинной живописи, окаймляемой золочеными узорными рамками. Стилистика рисунков заимствовалась из прошлых столетий, но адаптировалась под современное время.

Например, самой распространенной формой ваз считалась амфорообразное тулово и четырехгранное основание. В декоративном оформлении использовалась обильная лепка с множеством мелких деталей, что позволяло отойти в сторону от строгой классики. В качестве идей для росписи брались цветочные букеты, природные пейзажи, различные сюжетные сценки из модных литературных произведений.

В период 1870-1880 гг. вводится новая тематика декорирования, основанная на византийской и древнерусской орнаментике. На посуде появляются иллюстрации русских народных сказок, а также сценки из крестьянского быта. Хорошие отзывы получает и следующий художественный прием — имитация национальной вышивки. «Расшитые» крестиком тарелки украшаются принтами с надписями в духе «хлеб всему голова» и «когда я ем, я глух и нем» (современная интерпретация).

Далеко не каждый фарфоровый завод мог предложить такой разнообразный ассортимент продукции, как предприятие Корниловых. Поскольку основной потребительской аудиторией были люди среднего уровня достатка, то главный упор делался на выпуск удобных и практичных в использовании утилитарных вещей: чайных и кофейных сервизов, столовых приборов на разное количество персон, салатниц, вазонов, конфетниц и так далее.

Направление скульптуры практически не развивалось, за исключением периода с 1840 по 1850 гг. Однако и те «пробы пера» не отличались оригинальностью, повторяя в своем большинстве заезженные европейские мотивы: фигуры садовников, цветочниц, животных, балерин. Впоследствии к ним добавились еще и миниатюры народной тематики: ремесленники, торговцы, уличные музыканты, крестьяне и т.д.

Достаточно активно велось производство предметов интерьерного декора. Популярностью пользовались подсвечники в виде человеческих фигур, часы в мушкетерском стиле, флаконы духов, имитировавших тела восточных танцовщиц, различные оригинальные чернильницы и прочие письменные принадлежности. Эффектно смотрелись аски, поверхность которых напоминала фактуру серебра. Цена на такие изделия была высока, но и массового выпуска их не предполагалось.

Для среднестатистических потребителей выпускались тарелки, кружки и сервизы простой формы, украшенные не ручной росписью, а печатными рисунками. В основном это были деревенские мотивы, иллюстрирующие крестьянскую пашню, рубку леса, рыбалку и другие жанровые сценки из народной жизни. Чтобы картинки выглядели максимально реалистично, их сначала контурировали вручную, а затем репродуцировали на фарфор. Борта оформлялись позолочено каймой, а на обороте изделий ставилась подпись художника.

Отдельным направлением шло производство медицинского фарфора. Для аптек и лабораторий был издан даже специальный справочник с перечнем изделий, выпускаемых для специализированного использования. Начиная с 1880 года, братья Корниловы запускают линейку сувенирных товаров, приуроченных к различным государственным праздникам, историческим событиям и прочим знаковым датам. Так родилась еще одна традиция — раздавать участникам торжественных мероприятий памятные кружки, стопки, тарелки.

К началу 20-го века предприятие переквалифицировалось на производство фарфоровых изоляторов, а выпуск художественной продукции было сведено к минимуму. Помимо этого, процветало направление огнеупорного фарфора — кастрюли, котлы, формы для выпечки. Дальнейшему процветанию завода помешала революция. В 1918 году он был национализирован, сменив название на «Пролетарий», а через три года переоборудован под изготовление электротехнических фарфоровых изделий.

В 1989 году фабрика стала частью объединения «Энергомаш» и впоследствии снова сменила название на «Корниловский фарфоровый завод», с трудом держась на плаву в перестроечный период. Не выдержав давления времени, предприятие было окончательно ликвидировано в 2003 году.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация