Легендарный синий фарфор Делфт

Фарфор

Легендарный синий фарфор Делфт

Известный голландский фарфор с кобальтовой росписью стал «первой ласточкой» в попытке европейцев скопировать китайские образцы. Он послужил вдохновением для мастеров из других стран, в частности под его влиянием создавался русский промысел Гжель. Сегодня синий фарфор из города Делфт является национальным достоянием Нидерландов и одним из самых привлекательных сувениров для туристов. Хотя стоимость оригинальной посуды, а не продукции сегмента масс-маркет, весьма высока.

Состав производимого в Делфте фарфора, а также технология его изготовления ближе к высококачественному, очень тонкому фаянсу. Прочность и водонепроницаемость изделий достигались за счёт покрытия двумя видами глазури – белой матовой с примесью олова и свинцовой прозрачной, а также многократного обжига, повышающего спекаемость черепка.

Истоки уникального дельфтского фарфора следует искать в майолике XV-XVI вв., которая производилась на севере Италии. Изразцы и посуду из цветных глин покрывали оловянной глазурью для придания им белизны, а затем расписывали до обжига оксидами металлов: железа, меди, кобальта, марганца, сурьмы. Таким образом, получалась белая керамика с полихромным рисунком, независимо от того, какие сорта глины для неё использовались. В 1500 году в Антверпене, который в то время принадлежал Нидерландам, поселился итальянский гончар Гвидо да Савино. Он-то и познакомил местных мастеров с основами майоликового производства.

После антверпенской резни, устроенной испанскими войсками в 1576 году, часть фламандцев мигрировала на север Нидерландов, унося с собой секреты расписной итальянской керамики. Гончарные мастерские, выпускающие майолику с покрытием оловянными глазурями, появились в Харлеме, Амстердаме, Роттердаме и Дордрехте. Но самым крупным центром производства стал Делфт, где кроме простой столовой посуды, выпускались высокохудожественные декоративные изделия.

В начале XVII века Голландская Ост-индская компания в числе прочих товаров из восточных стран, привезла на родину китайский фарфор с изысканной кобальтовой росписью. Никогда ранее невиданная посуда из тончайшего, пропускающего свет материала вызывала восхищение нидерландской знати и не шла ни в какое сравнение с толстостенными с изделиями отечественных умельцев.

Позволить себе такую роскошь, как привозной китайский фарфор, стоивший целое состояние, могли немногие. Тем более, что доставка восточных товаров была сопряжена с большими трудностями. Например, один из принадлежавших Ост-Индской компании парусников налетел на мель и затонул с грузом фарфора почти у самого входа в гавань.

Голландцы стали искать пути производства собственной керамики с похожими свойствами. Делфт был одним из шести городов, где располагалось представительство Ост-Индского торгового гиганта. Неудивительно, что китайский фарфор поставлялся сюда в больших количествах и вызывал желание создать более доступную по цене и массовости производства альтернативу.

К тому моменту дельфтские гончары перешли на глину с добавлением мергеля – горной породы с высоким содержанием кальция. Это позволило изготавливать более тонкие и прочные изделия. К местной глине добавляли сырьё из бельгийского города Турне и Рейнской области, чтобы добиться светлого, малопористого черепка. Мастера покрывали прошедшие утильный обжиг изделия оловянной глазурью, а затем расписывали кобальтом. Сюжеты и технику рисунка заимствовали у «коллег» из Поднебесной. На заключительном этапе посуду глазуровали прозрачным составом, дававшим эффект глубины и делавшим поверхности идеально гладкими. Получались точные копии фарфора из Китая, которые пользовались большим успехом.

Однако оригинальные восточные изделия расписывали по «бисквиту» (обожжённому один раз черепку), в то время как голландские мастера наносили пигмент на толстый слой глазури. Кобальтовый краситель слегка растекался, впитываясь в основу, что придавало керамике голубоватый оттенок. Отсюда и её название – «синяя».

Развитие морской торговли в начале XVII века сделало Делфт одним из самых процветающих городов в Нидерландах. Керамическое производство здесь также оказалось на подъёме. Особенно после того, как ухудшение качества питьевой воды привело к массовому закрытию пивоварен, приносивших городской казне основной доход.

Если раньше в Делфте действовало всего 10 гончарных мастерских, то к 1640 году в гильдии Святого Луки, куда входили все представители художественных ремёсел, было зафиксировано уже 33 предприятия. Большинство из них располагались в помещениях бывших пивоварен и даже не сменили прежние названия, оставаясь то «Двойной кружкой», то «Тройным колоколом». Каждая мастерская работала под своей торговой маркой, зарегистрированной городским советом. Начиная с 1650 года, гончары стали использовать и личные клейма в добавление к заводским.

Со смертью императора Ваньли в 1620 году, Китай погрузился в междоусобные войны и поставки фарфора на запад прекратились. Дельфтские мастера воспользовались ситуацией, чтобы увеличить объёмы производства и завоевать не только внутренний, но и общеевропейский рынок. Первые фарфоровые изделия, привезённые Ост-Индской компанией, относились к эпохе Мин. Впоследствии, вплоть до конца XVIII века голландцы копировали характерную синюю роспись по белому фону, хотя в самом Китае уже пришла к правлению следующая династия – Цин и декор тонкостенной керамики изменился.

В начале 1700-х гг. в Нидерланды была завезена японская посуда «имари», как альтернатива китайской продукции. Она также расписывалась кобальтом по белому фону, а дополнительно украшалась цветными эмалями и золотом. Дельфтские гончары скопировали один из сюжетов «имари», для чего им пришлось изменить методы декорирования. Чтобы закрепить эмаль и позолоту на оловянной глазури, стал применяться дополнительный низкотемпературный обжиг.

В начале XVIII века Китай не только возобновил экспорт в Европу, но и снизил цены на фарфоровые изделия. Мастерские Делфта, во избежание конкуренции, отказались от подражания восточным мотивам и перешли на изображение жанровых или библейских сцен, а также легко узнаваемых голландских пейзажей с ветряными мельницами и рыбацкими лодками. Росписи в новом стиле были так безупречны, что приобрели небывалую популярность. Дельфтская посуда с «национальным колоритом» экспортировалась в Китай и Японию, где её в свою очередь копировали для поставок в европейские страны.

В самих Нидерландах большой любовью пользовались десертные тарелки с текстами и нотной записью популярных песен. После того, как сладкое было съедено, сидящая за столом компания приступала к исполнению музыкальных номеров, услаждая, таким образом, не только желудок, но и слух.

В самих Нидерландах большой любовью пользовались десертные тарелки с текстами и нотной записью популярных песен. После того, как сладкое было съедено, сидящая за столом компания приступала к исполнению музыкальных номеров, услаждая, таким образом, не только желудок, но и слух.

Ассортимент предприятий Делфта существенно расширился. В него входили:

Облицовочная плитка была востребована не меньше посуды. В домах жителей Нидерландов до сих пор сохранились печи с изразцами XVII-XVIII вв., изготовленными в дельфтских мастерских. Согласно подсчётам специалистов, всего за 200 лет гончары выпустили 800 млн. шт. «синей» плитки.

Художественный уровень изделий того периода был очень высоким, в их создании принимали участие виднейшие мастера эпохи: Исаак Юний, Фредерик ван Фритом и Арье де Мильде. Новые технологии изготовления сырья, обжига, росписи вплотную приблизили дельфтский фаянс к тонкостенной керамике, дав ему право называться особым «синим» фарфором.

«Золотой век» длился 1650 по 1750 гг. Затем в гончарном производстве великих Делфт начался застой. Европейский фарфоровый рынок стремительно развивался, в то время как голландские мастера не могли предложить ничего нового всё более искушённому потребителю. Элитный сегмент был занят продукцией Мейсена и Севра, а бюджетный захватили англичане с их недорогой и очень качественной посудой приятного кремового оттенка.

Некоторые коллекционеры интересуются только дельфтской керамикой, изготовленной до конца XVIII века, считая более поздние образцы недостойными внимания. К 1794 году в городе осталось всего 10 мануфактур. До настоящего времени сохранилась одна из них – завод Royal Delft, по-прежнему выпускающий продукцию по традиционным старинным технологиям.

В 1653 году дельфтский предприниматель Давид Антонис ван дер Пит на волне «золотого века» гончарного производства, открыл в собственном доме фабрику «синей» глиняной посуды. Но семейным предприятие так и не стало. Не найдя поддержки у сына, Пит вскоре продал фабрику сторонним лицам и какое-то время она процветала.

К 1840 году, несмотря на застой в керамической отрасли, бывшее производство дер Пита, известное как De Koninklijke Porceleyne Fles, продолжало работать. Оно стойко выдерживало конкуренцию со стороны Веджвуда и других европейских мануфактур, а также снижение цен на оригинальный китайский фарфор. Чтобы как-то выжить, De Koninklijke Porceleyne Fles перешёл на изготовление дешёвой посуды ежедневного пользования. Знаменитые изделия с кобальтовой росписью, известные как Delft Blue, казалось, навсегда остались в прошлом.

Но в 1876 году фабрику приобрёл живописец и керамист Джуст Тофт, который хотел возродить традиции дельфтского гончарного производства. Новый владелец заменил устаревшее оборудование и перешёл на более качественное белое сырьё, позволившее отказаться от дорогостоящей оловянной глазури. Теперь кобальтовая роспись наносилась непосредственно на обожжённый черепок, что снижало затраты, никак не влияя на внешний вид изделий.

Кроме того, Тофт полностью обновил ассортимент, оставив только лучшие первоначальные образцы и добавив к ним немало новых. В 1916 году несколько мастерских, находившихся в разных частях Делфта, были собраны под крышей одного здания, где и сегодня находится завод.

Принятые Тофтом меры по сохранению уникального промысла Delft Blue, высоко оценило голландское правительство. В 1919 году фабрика сменила название на Royal Delft – признак особого отличия и привилегий. До сих пор члены голландской королевской семьи являются неизменными покупателями «кобальтовой» продукции, таким образом, свидетельствуя её принадлежность к элитной керамике класса люкс. Фабрика, со своей стороны, отмечает каждое важное событие в жизни коронованных особ специальной серией фарфора.

Каждое изделие фабрики Royal Delft подписывается вручную синей надглазурной краской либо внизу, либо на тыльной стороне. Клеймо – аптекарская круглая колба, под которой стоит вензель с инициалами Джуста Тофта и подпись Delft.

Помимо этого, указывается в закодированном виде номер декоративного предмета, имя художника и дата изготовления. Право ставить фирменное клеймо на своей продукции мастера получают только через 10 лет обучения. Все изделия проходят строжайший контроль и будь на них даже незаметный глазу дефект, знаменитый на весь мир «знак качества» они не получат.

Фабрика Royal Delft является мировым образцом уникальной «синей» керамики, сохранив не только традиции, но и секреты производства. Продукция изготавливается в несколько этапов:

Оригинальная продукция Королевской керамической мануфактуры «по карману» далеко не каждому. Для многочисленных туристов дочерние предприятия завода выпускают небольшие сувениры в стиле Delft Blue – очень стильные и привлекательные, но не имеющие коллекционной ценности.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация