Китайский фарфор

Фарфор

Китайский фарфор

История китайского фарфора неразрывно связана со стремлением к совершенству. Не будь его, керамика, изобретённая ещё в эпоху неолита, вряд ли превратилась бы в тончайшее, полупрозрачное чудо, настолько восхитившее мир, что на западе его часто называют china по месту происхождения. Уточённые фарфоровые изделия по праву считают вершиной декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Интересно, что на родине, их качество определяют не по внешнему виду, а исключительно по звуку. При ударе деревянной палочкой, посуда должна издавать протяжный мелодичный звон «я-а-о-о-о». Именно так и называли свою уникальную тонкостенную керамику сами китайцы – яо.

Первый образец китайской фарфоровой посуды – ажурную курильницу с рельефным декором привёз в Европу из долгих странствий по Азии венецианский купец Марко Поло. В 1291 году он вернулся на родину после двадцатилетнего пребывания в Поднебесной, захватив с собой немало редких ценностей, в том числе и красивую вещицу из неизвестного итальянцам материала.

Курильницу Марко Поло называл на китайский манер: «яо». Равно как и привезённые вместе с ней из путешествия ракушки-каури, которые в странах Азии нередко использовались вместо денег. Действительно, небольшие по размеру изящные «дары моря» по гладкости, молочно-белому оттенку и глянцевой поверхности напоминали фарфор из далёких восточных земель. В Италии эти ракушки известны как «порчелла». Отсюда и пошло европейское название тонкостенной керамики – porcelain. В России прижилось искажённое персидское слово «фарфур», что означает «императорский», то есть предназначенный только для высших слоёв общества.

Поскольку фарфор – разновидность керамики, невозможно проследить его истоки вне глиняного производства в целом. Тем более что сами китайцы изначально не делали чётких разграничений. Они обозначали фарфор двойным иероглифом, где нижняя часть, переводившаяся как «черепица», указывала на принадлежность к изделиям из обожжённой глины.

Подобная трактовка до сих пор путает западных исследователей, которые пытаются однозначно установить дату «рождения» одного из ценнейших изобретений человечества. Видный историк династии Сунн – Сыма Гуан в своих трудах именует фарфор «твёрдой и тонкой керамикой», отличающейся лишь температурой обжига и плотностью спекания черепка. Однако для получения подобного материала китайским гончарам пришлось пройти долгий путь, в поисках передовых для своего времени технологий.

В 2012 году археологи Гарвардского университета обнаружили в пещере Сяньжэнь на территории провинции Цзянси (юго-восточный Китай) фрагменты керамики, изготовленной около 20 тыс. лет назад. Считается, что это старшейшие образцы гончарного производства в мире. Примечательно, что открытие сделано неподалёку от города Цзиндэчжэнь, который до сих пор называют не иначе, как фарфоровой столицей Китая. Местность здесь богата каолином особого качества, обладающим пластичностью, прочностью при спекании и редкой белизной. Конечно, первые глиняные изделия были выполнены на примитивном уровне – неровно вылеплены, плохо обработаны и обходились без декора.

Однако в эпоху среднего и позднего неолита (5 000 – 1500 гг. до н. э.) внешний вид керамики существенно изменился. Китайские мастера научились изготавливать высокие и вместительные сосуды для хранения риса, горшки для готовки на огне, плошки и так далее. С развитием земледелия и переходом на оседлый образ жизни, подобной посуды требовалось всё больше.

Сначала использовалась техника наслаивания, когда длинные полоски глины укладывали по кругу друг на друга, а затем замазывали щели между ними. Примерно в 4 тыс. до н. э. появился гончарный круг, конструкция которого постоянно совершенствовалась. Равномерное вращение глиняных заготовок позволило изготавливать симметричные тонкостенные сосуды разной формы. Их украшали росписью, гравировкой, оттисками или лепным декором.

Для окраски применялись ангобы – смесь глины с жаростойкими красителями. Глазури на основе оксида металлов появились позже – во II тыс. до н. э. Они не только придавали посуде красивый блеск, но и существенно уменьшали водопроницаемость черепка. Главное внимание китайские гончары того времени уделяли обжиговым печам. От того, насколько равномерной и высокой была температура внутри камеры с гончарными изделиями, зависела их прочность, отсутствие деформаций и трещин.

В V-III вв. до н. э. появились печи с новой конструкцией – Маньтоу. Они были протяжёнными с расположением камеры в стороне от топки. Через специальные отверстия отводились газы, что обеспечивало равномерный нагрев внутреннего пространства. Сырые изделия находились в специальных тиглях, что защищало их от разрушения и позволяло устанавливать штабелями. До сих пор некоторые частные мастерские Китая используют в своей работе именно Маньтоу.

Изменение формы и планировки печей позволило повысить температуру обжига до 1260-1300 °С. Примерно в тоже время по мнению некоторых учёных появился первобытный фарфор или как его ещё называют, прото-фарфор. Пока это были разрозненные экземпляры, изготовленные в разных частях страны и отличавшиеся процентным содержанием каолина в сырьевой массе, что зависело от места добычи глины.

В больших масштабах прото-фарфор стали производить во времена Империи Хань между 206 г до н. э. и 220 г. н. э. Историки уточняют, что максимально приблизиться к современной тонкостенной керамике гончары смогли в первой четверти I в. н. э. – период, известный как поздняя или восточная Хань. Центром производства стала провинция Чжэцзян на востоке Китая.

Из прото-фарфора изготавливали преимущественно ритуальные и погребальные сосуды. Особой популярностью пользовались урны с едой, предназначавшейся для загробных странствий умерших. Названные «сосудами для души», эти изделия украшались сверху скульптурными изображениями домов, людей и животных. В целом, изделия из прото-фарфора копировали бронзовые аналоги и служили их «бюджетной» заменой.

Династия Тан

В VI-X вв. китайская культура находилась на подъёме: эстетическая сторона жизни приобрела особое значение для высшей знати. Неудивительно, что на этот период приходится расцвет многих искусств и ремёсел, в том числе и гончарного дела. Одновременно изготавливаются обе разновидности керамики: низко- и высокотемпературная с широким диапазоном характеристик спечённого черепка.

В VI-X вв. китайская культура находилась на подъёме: эстетическая сторона жизни приобрела особое значение для высшей знати. Неудивительно, что на этот период приходится расцвет многих искусств и ремёсел, в том числе и гончарного дела. Одновременно изготавливаются обе разновидности керамики: низко- и высокотемпературная с широким диапазоном характеристик спечённого черепка.

Самой знаменитой в то время была мастерская Синчжоу, поставлявшая фарфор для императорского двора. Формы изделий отличаются изяществом и разнообразием. Помимо изысканной посуды, изготавливались статуэтки как ритуального, так и светского характера.

Приобретает популярность Sancai – декорирование глазурями трёх цветов:

В южной провинции Хунань стала применяться подглазурная роспись по образцам, позаимствованным у персов. Однако в тот период она не приобрела большого распространения, поскольку технология не была до конца отработана. Параллельно с этим в северных провинциях Хэнань и Хэбэй начали изготавливать посуду сложной «цветочной» формы, покрытую белоснежной и полупрозрачной глазурью.

Период с 960 по 1279 гг. считается «звёздным часом» китайского фарфора. Благодаря строительству протяжённых тоннельных печей, прозванных Драконьими – Лун Яо, за один раз обжигался большой объём изделий с минимальным процентом брака. Печи располагали вдоль холма, используя перепад высот между нижней и верхней частью для создания естественной тяги. Их форма напоминала разлёгшегося на склоне дракона, отсюда и поэтичное название.

При династии Сун было создано «Пять великих печей», вокруг которых сконцентрировалось фарфоровое производство. Правящая императорская семья поддерживала эстетику традиционного конфуцианства, с её понятием «простоты» и отсутствия излишеств во всём, в том числе и в декоре. В ответ на подобную философию появились фарфоровые изделия с неброской, но до мелочей выверенной красотой, требующей такого же, утончённого восприятия.

Посуда и вазы украшались плоской резьбой с растительным орнаментом, которой полупрозрачная глазурь уникального нефритового оттенка придавала дополнительную объёмность. Так появился прославленный фарфор, в Европе получивший название «селадоновый», что возможно является производным от санскритского sila dhara – «зелёный камень».

Глазурь, созданная по особому рецепту на основе оксида железа и приобретавшая характерный колорит после восстановительного обжига, имела широкий диапазон оттенков – от голубоватого, светло-бирюзового и песочного до тёмно-оливкового. Из-за разницы в остывании черепка и глазурного слоя, на поверхности изделий появлялась мельчайшая сеточка трещин. Но поэтичные китайцы считали это не дефектом обжига, а своего рода «изюминкой», сравнивая ажурное кракле с «хрупким крылом стрекозы». Самый известный селадон производился на севере в области Яочжоу и на юге – в печах Лунцюаня, провинции Чжэцзян. Он экспортировался в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, где ценился очень высоко.

Монгольское правление 1271-1368 гг. ознаменовано сразу несколькими знаковыми для истории фарфора событиями:

В XIV-XVII вв. фарфоровое производство в Поднебесной достигает своего пика. Именно в это время Европа вплотную знакомится с заморским «белым золотом» и начинает активно искать секреты его производства.

В самом Китае тоже идут поиски инновационных декоративных решений, что приводит к совершенствованию техники кобальтовой росписи и появлению надглазурных полихромных рисунков эмалью. Сюжеты усложняются, превращаясь из орнаментальных узоров в тщательно прописанные изображения пейзажей, батальных сцен или жанровых зарисовок. Одним из виднейших художников эпохи стал Хэ Чао-Цзун – автор искусных статуэток из молочно-белого фарфора, которые впоследствии неоднократно копировались мастерами Мейсена.

При императоре Ваньли (1572-1620 гг.) объёмы продукции, выпускаемой печами Цзиндэчжэня, увеличиваются, чтобы удовлетворить не только нужды населения внутри страны, но и завоевать новый европейский рынок. При этом появляется инновационный состав сырья, с включением фарфорового камня – горной породы, выступающей в роли плавня и придающей изделиям удивительную тонкость, прозрачность и белизну.

Компонент также обеспечивал спекание черепка при более низких температурах, что было очень важно для огромных обжиговых печей. Они не могли нагреть до требуемых 1350°С расположенную на периферии керамику, но с применением фарфорового камня проблема теряла свою остроту. Фарфор династии Мин выше всего ценится западными коллекционерами. Он отлично сохранился и редко вызывает проблемы с атрибуцией.

Покорение Европы привело к взаимопроникновению западной и восточной культуры. А после того, как саксонский алхимик Иоганн Бёттгер разгадал секрет китайского «белого золота», у мастеров Поднебесной появились серьёзные конкуренты. Чтобы не потерять обширный экспортный рынок, бывшим монополистам приходилось искать пути для манёвра и создавать фарфоровые изделия, соответствующие вкусам европейской аристократии.

В керамическом производстве Китая, начиная с XVIII века, царила стилевая эклектика – монохромный декор почти полностью сменился цветным, появилась посуда группы «Famille», расписанная надглазурными эмалями с европейской палитрой оттенков: мятной, розовой, нежно-зелёной. Форма изделий тоже претерпела изменения, приблизившись к сервизам Мейсена и других западных мануфактур.

Технические стандарты Цзиндэчжэня были в ту пору очень высокими, но к концу XIX века, они несколько снизились. В целом, эпоха династии Цин не внесла радикальных изменений в развитие фарфоровой промышленности и принято считать, что художественная ценность большинства сохранившихся предметов несравнима с предыдущим периодом Мин.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация