Гравировка на фарфоре

Фарфор

Гравировка на фарфоре

Нанесение надписи или изображения на фарфоровой посуде — ремесло, которое появилось много столетий назад и до сих пор не утратило своей актуальности. При помощи гравировки на фарфоре можно изготовить именной подарок или сувенир, и с течением времени он будет только увеличивать свою ценность. Такие изделия подходят как для личных коллекций с историей семьи, так и для профессиональных коллекционеров.

Технология была заимствована из ювелирной отрасли, а также – из техник обработки по металлу, которые применяли оружейники для декора мечей, сабель и прочих доспехов.

Для тех, кто только начинает свой путь в коллекционировании таких изделий, необходимо научиться понимать разницу между обычной росписью и нанесением гравировки. Роспись выполняется намного проще, но при этом она недолговечна. Реальная стоимость таких работ намного меньше, а новички, которые не видят различий, могут ошибиться и заплатить за рисунок дороже его реальной стоимости.

При гравировании присутствует обязательный этап – резание или нанесение насечек с повреждением глазури. Гравировка может быть выпуклой с определённым рельефом или углублённой. Таким образом могут выполнять рисунки, эмблемы, вензеля, орнаменты, подписи и любые другие изображения.

Чтобы сделать гравировку на фарфоре, необходимо специальное оборудование. Основной инструмент – резец. Он может быть в виде бора или фреза, штихеля, пуансона и т.д. В современной гравировке роль резца чаще всего выполняет лазер. Таким методом можно осуществлять обширные работы по конвейерному принципу, поэтому современное гравирование на фарфоре намного уступает в цене работам мастеров, которые занимаются этим по классическим технологиям. Даже сложные гравюры легко переносятся на посуду или фарфоровые изделия с любым рельефом благодаря специальным компьютерным программам.

Нанесение рисунка или надписи на фарфоре требует особого подхода. Это связано с тем, что у материала низкая пористость по сравнению, например, с фаянсом, и небольшое водопоглощение.

Для коллекций чаще всего востребованы такие изделия:

Для изделий, которые готовят на подарок или в качестве сувенира, выбирают такие варианты:

Антикварные предметы после поломок или повреждений на отдельных участках нередко подвергаются реставрации или полномасштабному ремонту. Выполняют тонирование на месте нанесения гравировки, если она попала в область восстановления. Подобная реставрация должна проводиться мастерами высшего класса, способными подобрать такие средства, чтобы оригинал не отличался от зоны поломки. Места склеек или наращивания не должны выделяться на основном фоне оригинала, поскольку это может существенно ударить по стоимости коллекционного экземпляра.

Для коллекционеров, приступающих к скупке гравировки на фарфоре, или для тех людей, которые хотят заказать такое изделие себе или на подарок, важно знать особенности разновидностей этих работ. Дело в том, что не все из них применимы для фарфоровых изделий. Например, гравирование с протравливанием кислотой подходит только для металла. Алмазная гравюра тоже не используется для керамики. Она применяется для нанесения изображений на стекле и зеркалах.

Именно эта технология сейчас встречается в подавляющем числе гравёрных мастерских. Для выполнения приобретают углекислотные лазерные системы, которые дают изображение высокого разрешения. Это позволяет наносить гравировку любого уровня сложности с огромной точностью. Возможно изображать мельчайшие детали и миниатюрные буквы.

Лазерная гравировка даёт возможность обрабатывать фарфор бесконтактно, закрепив единицу в держателе. Это избавляет от риска повреждения посуды с максимально бережным нанесением.

Основные преимущества гравировки на углекислотном лазере:

Основные преимущества гравировки на углекислотном лазере:

При этом стоимость лазерного нанесения по фарфору намного ниже, чем ручного, а качество таких рисунков будет выше. Цена остаётся стабильной, ведь износа оборудования в ходе работы нет, смена деталей и ремонт необходимы чрезвычайно редко. К тому же при эксплуатации не появляется стружка, и уборка в обычных масштабах не нужна.

Технология ручной гравировки по фарфору доступна только настоящим мастерам. В первую очередь это связано с капризностью и сложностью материала. Только приобретя значительный опыт, специалист может выполнять работу разного уровня сложности. Таких мастеров – единицы, и найти их можно не в каждом городе. Важно не испортить изделие, а придать ему изящество. Специалист даст совет по месторасположению гравюры, размеру и цветовой гамме.

Очень важно не спутать гравирование с обычным нанесением надписей в технике рисования. Надписи серебристой или золотой краской без насечек очень быстро теряют цвет, могут тускнеть, слущиваться. Уже через несколько лет такое изделие выглядит неопрятно и теряет свою ценность. Чтобы посуда осталась эффектной даже через десятилетия, нужно обратить внимание на технику выполнения. Не последним фактором является цена: гравировка не может быть дешёвой, так как мастер проходит длительное обучение в процессе становления.

Ручная техника по фарфору выполняется двумя методами:

На первом этапе в верхнем слое глазури вырезанием делают эскиз. Толщина насечек должна быть такой, чтобы краска, которую будут наносить, проникала до пористой структуры фарфора. Именно туда ложится пигмент.

В полученный рельеф наносят краску. Традиционно используют серебристые и золотистые пигменты. Все классические изделия выполняют в этой палитре на белом фоне. На цветном участке наносят только некоторые маркировки, отличительные знаки именитых фарфоровых мастеров и пр.

Один из параметров, на котором всегда акцентируют внимание – скорость выполнения таких заказов. Специалисты рекомендуют не гнаться за быстротой исполнения, так как качественная работа не терпит суеты и торопливости.

При покупке начинающим коллекционерам нужно обращать внимание на то, чтобы надпись была оригинальной. В первую очередь следует просмотреть шрифт, так как гравировка на поверку может оказаться обычной надписью. Дать оценку подлинности может только специалист. Он проведёт сличение оригинала с имеющимся экземпляром, ведь иногда авторскую надпись полностью копируют. Именно мастер скажет, действительно ли изображение нанесено в тот период, которым датируется. Подделки иногда касаются сувенирной продукции, подаренной известным людям, особенно – советского периода.

Бывает так, что нанесённая надпись удешевляет предмет из коллекции. Она может быть выполнена некрасиво или расположена таким образом, что портит внешний вид. В таких случаях владелец может убрать гравировку.

Важно понимать, что этот процесс непростой, так как пигмент попал под глазурь и заполнил поры фарфора. В первую очередь нужно обратить внимание на цвет. Серебристые наносились при помощи алюминиевых насадок на бормашину, а золотые – насадками из сложных сплавов. Алюминий – более мягкий металл, поэтому можно попытаться вывести такие гравировки. С золотистыми, увы, не справиться самостоятельно. Дело в том, что после восстановления толщина глазури, сила блеска и оттенок фарфора могут не совпадать с фоном, а это снизит стоимость изделия.

Иногда серебристые надписи из-под алюминиевых насадок можно удалить составами для удаления ржавчины с сантехнической керамики, среди компонентов которых есть соляная кислота. Советуют применять ватные палочки, чтобы область нанесения была точечной. Рекомендуется предварительно опробовать способ на маленьком участке. Наносить состав необходимо несколько раз, оставляя на 30 минут, после чего протирать шершавой стороной губки для посуды. Иногда достаточно 3 нанесений, но в отдельных случаях жидкость должна работать 5-7 раз.

Все манипуляции обязательно проводить в резиновых перчатках. Брать голыми руками использованные ватные палочки нельзя.

Любые химикаты могут вызвать изменение цвета фарфора, поэтому для восстановления рекомендуется отдать изделие высококвалифицированному специалисту.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Гравировка на фарфоре"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация