Фарфор
Был в советское время период, когда на заводе в Южноуральске фарфор отбраковывали особым способом. Старожилы говорят, что сотрудница ОТК брала две чашки и легко стучала одной о другую. Если звук был глухой или недостаточно чистый, значит, изделие бракованное, можно отправлять в утиль. За год такого «утиля» набиралось больше двух железнодорожных вагонов. Возможно, это вымысел.
Единственное, что не вызывало сомнения, — высокое качество и соответствие государственным стандартам фарфоровой продукции из Южноуральска Челябинской области. Этот завод начал работать в числе первых на территории СССР. 23 июля 1954 году Совет Министров принял решение о строительстве Южноуральского фарфорового завода. Это должно было отчасти покрыть дефицит посуды, который в то время составлял 400 миллионов единиц.
В 60-х предприятия Советского Союза выпускали всего 2 тарелки на человека – критический показатель, ниже, чем в Африке. Казалось бы, построить отраслевые фабрики, поставить выпуск посуды на поток и обеспечить народ тарелками, чашками, блюдцами – это просто. В реальности дела обстояли хуже: дизайн любого изделия должен был утвердить художественный совет, качество каждой чашки – строго соответствовать всем требованиям. Технический контроль был почти таким же жестким и всесторонним, как на предприятиях оборонного комплекса.
Новый завод должен был выпускать 12 миллионов изделий в год, но в профильном министерстве вовремя пересмотрели расчетную мощность, усовершенствовали производственные технологии, чтобы увеличить объемы до 15 миллионов. Осенью 1961 года работы по возведению завода начались – их курировало Министерство строительства. В 1962 году Ленинградский ГИКИ представил Совмину всю проектно-сметную документацию в окончательном варианте. Полная стоимость работ оценивалась в 33,7 миллиона рублей – на высшем уровне ее утвердили. С этого момента предприятие возводилось рекордными темпами. 23 декабря 1963 года завод был введен в эксплуатацию.
Запуск Краснодарского и Южноуральского заводов был для Советского Союза экспериментом, первым шагом в развитии отечественного фарфорового производства. Предприятие на Урале занималось выпуском хозяйственного фарфора и очень быстро стало лучшим в регионе.
В 1975 году объемы производства выросли до 27 миллионов единиц ежегодно. По самым скромным подсчетам, количество кофейных и чайных сервизов, пиал, фигурок животных и жанровых скульптур, выпущенных за годы работы, приблизилось к 600 миллионам изделий.
В качестве сырья для производства фарфоровых изделий использовали тонкие смеси каолина, кварцевый песок, огнеупорную глину, пегматит и еще несколько алюмосиликатов. Такой состав обеспечивал готовой продукции необходимую прочность. Способ отделки зависел от формы изделия. Для плоских предметов использовали зеркальную технологию: сначала декор изготавливали из гипса, а затем гипсовую форму копировали на внутреннюю поверхность фарфоровых тарелок и блюд.
Вазы, графины, чашки декорировали вручную, а затем начали использовать механизированную внутреннюю фасовку. Для этого мастерам необходимо было равномерно распределить мягкую глину по стенкам гипсовой формы.
У фарфора Урала есть собственный узнаваемый стиль, благодаря которому он прославился не только в Союзе, а и за его пределами. Во многом это заслуга скульпторов и художников, в разное время работавших на предприятии. В этом почетном списке много известных фамилий: Федяев, Орлов, Панова, Костромина и другие.
Наряду с традиционным декором завод выпускал композиции, расписанные по сюжетам сказок Бажова. Это были популярные уральские истории о Даниле-мастере, хозяйке медной горы, серебряном копытце оленя, а также образы популярных уральских красавиц. В каждой такой работе чувствовался авторский стиль, детально выстроенная композиция и тщательно подобранные сочетания цветов, соответствующие сюжету.
Фарфоровые коллекции по мотивам сказок достать было сложно, так как выпускались они ограниченными партиями. Некоторые из них хранились в музее творчества, открытом на территории предприятия. Гости, посещавшие производственные цеха в Южноуральске, обязательно заходили в музей и знакомились с экспонатами. Некоторые авторские работы участвовали в международных выставках и получали престижные награды и дипломы.
Помимо посуды, на предприятии был налажен выпуск фарфоровых статуэток. Ангелы, голубки, собаки, олимпийский мишка, рыбы, Маша и медведь и многие другие жанровые композиции присутствовали в постоянном ассортименте завода. Единственный фарфоровый бюст Владимира Путина выпускал Южноуральский завод. Фигурку российского президента можно было купить в местных магазинах за 300 рублей.
Южноуральский фарфоровый завод четырежды менял товарный знак:
На этом эксперименты с торговыми знаками закончились. Серебряная косуля, устремившаяся вверх к совершенству, украшает и флаг города.
В 2008 году выпуск фарфора на Урале прекратился, предприятие остановилось, не выдержав конкуренции с дешевой китайской продукцией. Теперь на производственных площадях работает новый завод – он выпускает керамические изделия для металлургической отрасли.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: