Фарфор
Тема аллегории была одной из излюбленных форм художественного выражения у живописцев и скульпторов 18-го века. Вполне закономерно, что фарфоровые мануфактуры тоже попали под это «модное» течение. В частности, речь идет и о знаменитой фабрике Meissen, выпускавшей помимо посуды и фигурки ангелов, героев народного эпоса, балерин и т.д. Частым заказчиком статуэток в стиле аллегории была русская императрица Екатерина Вторая, которая была очарована этой темой и не упускала возможности обновить интерьеры своих дворцовых апартаментов.
Направление аллегории получило широкое распространение в эпоху Возрождения и Классицизма. Самое слово означает в переводе «иносказание», то есть выражение какого-нибудь чувства, понятия или мысли с помощью определенных образов. Причем главную скрипку в этой образной ассоциации играют конкретные символы, которые окружают человека в реальной жизни.
Это могут быть предметы домашнего быта, музыкальные инструменты, книги, небесные тела, животные. Из-за того, что фантазия людей безгранична, трактовка аллегоричных символов всегда разнопланова и многозначительна. Неудивительно, что такая техника в прикладном искусстве стала безумно популярной, открыв новые возможности для выражения художественных идей.
Пожалуй, самым символическим образом, использовавшимся в искусстве вплоть до 20-го века, был амур. Не обошел стороной этот классический мотив и фабрику Мейсена. Фигурки «amoretti», изображавшие ангелочков с крыльями и детскими лицами, можно было часто встретить в качестве декоративной детали на вазах, каминных часах, шкатулках, подсвечниках и прочих предметах интерьерного убранства.
Образ Амура имеет мифологические корни, ведя к древнегреческому богу Эросу, который считался покровителем любви. У сына Марса и Венеры уже с рождения не было другого выбора, как иметь непосредственную принадлежность к делам любовным. Начиная с эпохи Эллинизма, визуальная «внешность» Эроса претерпела определенные изменения. Статный юноша трансформировался в маленького амура или путти (дословно «младенец») с ангельским личиком и крыльями на спине. Нередко он изображался с луком и стрелами в руках.
Выбрав себе жертву, шаловливый бог пускал свои стрелы ей прямо в сердце и заражал всепоглощающей страстью любви. Фигурки ангелов из фарфора смотрелись очень нежно и трогательно, поэтому ими часто изображали образы влюбленных или использовали в качестве дополнительных элементов для создания различных скульптурных аллегорий. В римской интерпретации Амур получил еще одно имя — Купидон.
Выбрав себе жертву, шаловливый бог пускал свои стрелы ей прямо в сердце и заражал всепоглощающей страстью любви. Фигурки ангелов из фарфора смотрелись очень нежно и трогательно, поэтому ими часто изображали образы влюбленных или использовали в качестве дополнительных элементов для создания различных скульптурных аллегорий. В римской интерпретации Амур получил еще одно имя — Купидон.
В 1764 году мануфактура Мейсена заполучила себе в «штат» талантливого французского скульптора Мишеля Виктора Асье, который впоследствии заменил Йоахима Кендлера на должности главного скульптора. Именно он становится главным новатором и проводником стиля сентиментализма и классицизма, пришедшего на смену пышному и вычурному рококо. В своей работе Асье достиг совершенства, выпустив несколько скульптурных серий, одна из которых была посвящена ангельской теме.
В промежутке 1775-1778 гг. в свет вышла коллекция «Devisenkinder», состоявшая из фигурок купидонов, созданных по мотивам рисунков Иоганна Элизара Цейссинга. В образе амуров были завуалированы различные добродетельные аспекты любви, обыгранные в легкой и шутливой форме. Каждый ангелок наделен определенным атрибутом, в котором заложена аллегорическая мысль, а на боковой цокольной поверхности статуэток выгравированы французские афоризмы. Слоганы не повторяются.
Еще одна серия была создана на основе эскизов художника Франсуа Буше. Именитый живописец стал вдохновителем и творческой точкой отсчета для многих скульпторов 18-го века, а в числе его любимых художественных образов, как нетрудно догадаться, были именно амуры. Фигурки полнолицых и кудрявых ангелов выполняли роль аллегорий архитектуры, астрономии, истории, искусства, времен года, стихий природы.
Генрих Швабе, работавший независимым скульптором на фабрике Мейсена, также часто обращался в своей работе к теме амуров. Профессор Нюренбергской Школы Прикладного Искусства, уроженец Висбадена, стал последователем классического стиля в изображении скульптурных композиций, не потерявшего свою актуальность с 18-го века. За период с 1877 по 1903 гг. создал 48 моделей фарфоровых фигур, большая часть которых была посвящена именно купидонам. Идея выразить через образы ангелов чувство любви в различных вариациях нашла глубокую поддержку среди любителей мейсенского фарфора.
Каждая фигурка была наделена каким-то индивидуальным атрибутом, символизировавшим тот или иной оттенок страсти. Каждая деталь имела свое особое значение — выражение глаз, положение тела, форма лица, улыбка, жесты. С их помощью автор выражал всю многогранность любовного чувства: страдание, ожидание, надежду, радость и т.д. Один амур, словно факел, зажигает пламя в сердце, другой, наоборот, безжалостно с ним играет, третий топчет его ногами — все идеи предельно понятны и имеют четкую философскую нагрузку.
К теме ангелов и купидонов обращались и другие скульпторы, имевшие причастность в разное время к мануфактуре Мейсена. Пухлые херувимы проходят длинной чередой в творчестве таких мастеров, как Август Ринглер, Кристиан Готтфрид, Йоган Шонхайт, но, так или иначе, все идеи и исполнения «грешили» схожестью к работам Швабье и Асье.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: