Фарфор
Среди самых востребованных лотов на любом аукционе – антикварные фарфоровые статуэтки из Германии, ставшие образцом высокого художественного вкуса и безупречного исполнения. Пионер европейской тонкостенной керамики – Мейсенская мануфактура, первой выпустила утончённые фигурки для коллекционеров из высшей знати. В середине XVIII века было модным дополнять подобной скульптурной миниатюрой сервировку парадных обедов, особенно при подаче десерта.
По мнению историков, прототипом статуэток из фарфора послужили сахарные скульптуры эпохи Возрождения. Это были настоящие произведения искусства, которые часто изготавливались знаменитыми художниками. Скульптурные композиции из самозатвердевающего сахарного раствора, называемые «триумфами», располагали в центре стола во время важных банкетов и дипломатических приёмов.
С открытием фарфора мануфактура Мейсена предложила более долговечную и роскошную альтернативу художественным сладостям. Вначале статуэтки из тонкостенной керамики были белыми, но затем стали применяться надглазурные и подглазурные краски, не уступающие по яркости и богатству палитры восточным образцам. Фарфоровые фигурки служили символом престижа и богатства, поэтому вскоре из столового предмета декора они превратились в интерьерный, прочно заняв место на каминных полках, этажерках и письменных бюро.
Вслед за Мейсеном, так и не сумевшим сохранить секрет производства фарфора, открывались мануфактуры в других землях Германии. Почти все они включали в ассортимент мелкую пластику в стиле барокко, отдавая предпочтение пасторальным многофигурным композициям.
Начало богатому скульптурному наследию Мейсенской мануфактуры положил художник-график Иоганн Якоб Киршнер. Его авторству принадлежат крупномасштабные фигуры библейской тематики и небольшие статуэтки, выполненные по образцам итальянского Возрождения. Через 13 лет Киршнер подал в отставку, а должность главного модельмейстера занял его ученик – талантливый скульптор Иоганн Иоахим Кендлер. Он начал с великолепной анималистической серии, поражавшей тонкостью проработки и реалистичностью.
Затем интерес Кендлера привлекли персонажи итальянской комедии дель арте с их красочными костюмами и выразительной гротескной пластикой. Скульптор создал серию статуэток, посвящённых уличному театру, которые, вместе с не менее известной композицией «Обезьяний оркестр», предназначенной для маркизы де Помпадур, до сих пор воспроизводятся на фабрике.
Работы Кендлера приобретали всё большую известность и, вместе с доходами, рос его социальный статус. Вращаясь в светском обществе, скульптор воплотил в фарфоре немало изысканных галантных сцен, раскрывая лучшие качества и безграничные декоративные возможности материала. Период сотрудничества Кендлера с мануфактурой – с 1730 по 1775 гг., принято называть скульптурным. В это время был сформирован неповторимый мейсенский «почерк», пронесённый сквозь века и позволяющий предприятию оставаться неизменным лидером элитного сектора керамической индустрии.
Следующее важное открытие, принёсшее мировую славу немецкому фарфору, сделал в XIX веке ещё один модельмейстер Мейсена – Эрнст Август Лютериц. Он стал украшать статуэтки в силе рококо пышными кружевами, изготовленными по уникальной технологии. Полоски настоящего ажурного текстиля окунались в разведенную до состояния густой сметаны фарфоровую массу (шликер), а затем приклеивались к основному костюму модели. При обжиге ткань выгорала, а тончайшие фарфоровые кружева запекались, превращаясь в фантастической красоты наряд.
Также Лютериц добавил в художественную палитру мануфактуры объёмные цветы для украшения посуды и скульптурных композиций. Английские коллекционеры используют термин «дрезденский фарфор», чтобы описать этот стиль, в особенности «кружевниц».
В 1924 году на Мейсенскую мануфактуру пришёл скульптор Пауль Шойрих, которого впоследствии окрестили «Кендлером XX века». Его любимой тематикой был театр, а работы отличались характерной для модерна пластикой и динамичностью линий. Шойрих сотрудничал с фабрикой до 1950 года. Именно его творчеством следует завершить обзор антикварных фарфоровых статуэток, выпущенных легендарным Мейсеном.
Старейшее фарфоровое предприятие Тюрингии составляет достойную конкуренцию Мейсенской мануфактуре. Его основал в 1760 году в Рудольштадте керамист Георг Генрих Махеляйд, до того работавший на заводе по производству стеклянных изделий в Глюкстале. Как утверждают немецкие историки, талантливый мастер путём долгих поисков открыл собственный рецепт твёрдого фарфора, несколько отличавшийся от беттгеровского. Привилегированная фабрика Махеляйда размещалась в аристократическом районе Фолькстедт, где в то время находился замок местных правителей.
Славу предприятию принесла фарфоровая скульптура, производство которой было доведено до совершенства. Основной тематикой стали сюжеты из греко-римской мифологии в барочной интерпретации, балет и сценки из жизни представителей высшего общества. Выпускала фабрика и знаменитых «кружевниц», применяя благородную отделку для нарядов придворных дам. От Мейсена художественные шедевры Фолькстедта отличала насыщенная палитра, сложность композиций и удивительная чёткость мельчайших деталей.
Сегодня восстановленное усилиями фарфорового концерна Seltmann Weiden предприятие продолжает выпускать статуэтки в духе XVIII века, используя богатое наследство, оставленное прежними мастерами. В запасниках хранится свыше 40 000 форм и великолепные образцы готовой продукции, по которым работают современные художники Фолькстедта. Но для коллекционеров наибольший интерес представляют антикварные статуэтки, которых сохранилось не так уж мало, к тому же их стоимость выгодно отличается от мейсенских аналогов.
Сегодня восстановленное усилиями фарфорового концерна Seltmann Weiden предприятие продолжает выпускать статуэтки в духе XVIII века, используя богатое наследство, оставленное прежними мастерами. В запасниках хранится свыше 40 000 форм и великолепные образцы готовой продукции, по которым работают современные художники Фолькстедта. Но для коллекционеров наибольший интерес представляют антикварные статуэтки, которых сохранилось не так уж мало, к тому же их стоимость выгодно отличается от мейсенских аналогов.
В XIX веке мануфактура Фолькстедт привлекала к сотрудничеству мелкие предприятия Рудольштадта, выпускавшие продукцию под её торговой маркой. В их числе оказалась и фабрика Фридриха Карла Энса – потомственного художника по фарфору, сумевшего выработать свой индивидуальный почерк в создании малой керамической скульптуры. В 1861 году мастер приобрёл часть акций Фолькстедта, а его сыновья создали акционерную компанию Karl ENS Volkstedt. Под этой маркой великолепная продукция фабрики известна коллекционерам антикварного фарфора.
Карл Энс, как и продолжатели его дела, полностью отказался от производства утилитарных предметов, сосредоточившись на изготовлении штучной художественной керамики. Он изображал жанровые сцены и охоту, религиозные и бытовые сюжеты. Однако славу бренду Karl Ens принесла серия «Птицы», отличавшаяся живостью и виртуозностью исполнения. Подделать этот стиль невозможно, любая фальшивка сразу выдаст себя отдельными «огрехами». Предприятие перестало существовать в 1990 году, но его прекрасные изделия до сих пор пользуются успехом среди поклонников настоящего искусства.
Кружевным «дрезденским» фарфором прославилось ещё одно тюрингское предприятие, основанное Германом Йостом в небольшом городке Унтервейсбах, в 1882 году. Вначале фабрика выпускала посуду, однако вскоре переключилась на скульптурные композиции сельской и пасторальной тематики, а также галантные сценки в барочном стиле. В декоре часто использовались кружева и миниатюрные лепные розы – излюбленный мотив немецких керамистов. Продукция Унтервейсбаха этого периода занимает лидирующее положение на рынке антикварных фарфоровых статуэток Германии и ценится очень высоко.
В 1920-х годах предприятие сменило стиль, выпуская малую пластику направления модерн и ар-деко. Ещё 10 лет спустя наступило банкротство, но в 1940 году известный предприниматель Хайнц Шаубах возродил производство под маркой Heinz Schaubach Unterweißbach и возглавлял компанию вплоть до её экспроприации властями ГДР в 1943 году. В художественном арсенале появились статуэтки современного стиля на тему балета, моды, молодежной жизни, анималистки и так далее. Сегодня фабрика входит в концерн Seltmann Weiden, а её производственные площади находятся на территории реконструированного здания Фолькштедта.
Коллекционеры редко могут пройти мимо очаровательных детских фигурок из фарфора производства W. Goebel Porzellanfabrik. Прелестные создания вызывают неизменную улыбку радости, служат не только великолепным подарком, но и выгодным вложением капитала. Их цена на антикварном рынке постоянно растёт.
История фигурок, совершенно непохожих на классический немецкий фарфор, началась в 1935 году. Монахиня францисканского ордена – сестра Мария Иннокентия Хаммель, до ухода в монастырь обучавшаяся в мюнхенской Академии прикладного искусства, нашла своё призвание в изображении пасторальных сценок с детьми. Её работы послужили образцами для поздравительных открыток, которые быстро приобрели популярность и выпускались большими тиражами.
В одном из магазинов Мюнхена работы Хаммель увидел владелец фарфоровой фабрики Франц Гебель, как раз искавший новые идеи для своего производства. Заключив контракт с художницей, владелец W. Goebel Porzellanfabrik выпустил первую серию статуэток по её рисункам, имевшую большой успех. «Малыши Хаммель» привлекли внимание посетителей Лейпцигской ярмарки и на фабрику посыпались заказы, в основном от американских дистрибьюторов.
Но ещё большую популярность за океаном фигурки приобрели после Второй мировой войны. Фабрика Гебеля находилась на территории, оккупированной армией США, и солдаты с удовольствием увозили на родину трогательных фарфоровых малышей в качестве сувениров. Статуэтки превратились в предмет коллекционирования частично из-за вызываемых ими ностальгических воспоминаний, частично из-за своего вида, созвучного сформированной Уолтом Диснеем американской культуре.
В 1970-х годах и европейский рынок пережил настоящий бум детской серии W. Goebel Porzellanfabrik. Ажиотажный спрос вызвал заметный рост цен. Стоимость одной фигурки или композиции варьировалась от $100 до $1000, с учётом состояния и сложности изготовления. Тогда же был создан международный Клуб коллекционеров фигурок Хеммель, для которых предприятие на протяжении многих лет ежегодно выпускало по два новых эксклюзивных экземпляра и один подарочный.
В 2017 году фабрика обанкротилась и была передана новому владельцу – предпринимателю из Кульмбаха, Бернду Фёрчу. Он взялся за глобальную реконструкцию и пообещал несколько изменить концепцию коллекционных серий Хаммель. Во-первых, сократится объём выпуска: с прежних 55 000 до 20 000 фигурок в год. Кроме того, из производства будут исключены экземпляры, ниже 10 см и стоимостью менее €100.
В 1879 году художник по фарфору Филипп Розенталь открыл семейное предприятие в городе Зельб, Бавария. Постепенно его компания стала разрастаться за счёт соседних фарфоровых фабрик, превратившись в 1936 году в концерн Rosenthal Group, выпускавший столовую посуду и предметы декора. С приходом к власти нацистского правительства семья Розенталей пережила трудные времена и была отстранена от управления своим «детищем» из-за еврейского происхождения.
Лишь в 1950-х годах вернувшийся из Великобритании сын Филиппа Розенталя вновь возглавил компанию, приложив немало усилий для её возрождения и расцвета. Благодаря ему, бренд Rosenthal стал пользоваться известностью среди ценителей немецкого фарфора. Коллекционерам в первую очередь интересны лимитированные серии, выпущенные в сотрудничестве с ведущими дизайнерами и художниками мира. Среди наиболее известных имён:
Статуэтки Rosenthal всегда актуальны и, благодаря стилистическому разнообразию, легко вписываются в любой интерьер. Если добавить к этому высочайшее качество и либеральные цены, становится понятным, почему они неизменно востребованы на антикварных аукционах. Среди наиболее популярных тематик:
К теме "Фарфоровые статуэтки из Германии" рекомендуем прочитать:
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: