Тарелки из костяного фарфора

Фарфор

Тарелки из костяного фарфора

Белоснежные, тонкие, полупрозрачные, мелодично звенящие при постукивании – тарелки из костяного фарфора по праву считаются королевскими, как и другие изделия из этого материала. Откуда такое название? Чем отличается костяной фарфор от обычного? В чем его ценность?

Главное отличие – состав. Для производства традиционного фарфора используются:

В костном фарфоре, как его иногда называют, почти половина состава приходится на обожженные и перемолотые кости животных. Отсюда и название. Состав придумали и первыми использовали в производстве англичане. Посуда быстро стала популярной в Англии, а затем и за ее пределами.

Впервые фарфоровую смесь с костной мукой использовал Томас Фрай — это было в 1749 году. Англичанина подталкивала к экспериментам китайская посуда из фарфора – белая, почти прозрачная. Он опробовал разные компоненты в надежде получить аналогичные.

Одним из компонентов стали измельченные в порошок крупные животные кости. Их поддавали высокотемпературной термической обработке и получали на выходе белую золу. Она использовалась как сырье, но качество готовой продукции не было совершенным.

Начатое Томасом Фраем закончил его соотечественник Джозайя Споуд. Работая над составом сырья, Джозайя уделил внимание пропорциям. Он смешал компоненты в таком соотношении:

Результат оправдал ожидания – первые изделия из нового сырья получились легкими, изящными, идеально белыми.

Технология производства костяной посуды у каждого производителя своя: состав, техника нанесения декора, количество обжигов и температура могут меняться, но алгоритм единый.

Сначала готовится фарфоровая масса. Затем готовое сырье заливают в формы и начинают их быстро вращать. Вращение необходимо для равномерного распределения массы на стенках формы. Когда мастера откроют формы, в них уже будут заготовки для изделий. Размер форм меняется в зависимости от размера заготовок.

В процессе производства посуда обжигается трижды:

  1. Первичный обжиг необходим для выпаривания влаги из фарфоровой смеси. Он проходит при температуре до 1250 градусов. Игнорировать этот этап нельзя, потому что влага внутри изделия приводит к его деформации.
  2. Вторичный обжиг проходит при температуре до 1100 градусов – после того, как мастера покрыли тарелки глазурью. После этого этапа посуда приобретает глянцевый белый оттенок.
  3. Заключительный обжиг проводится при температуре до 900 градусов после декорирования тарелок. Для оформления используются разные техники – от ручной росписи до переводных изображений. Задача термического воздействия на этом этапе – впечатать рисунок в глазурь, защитить его.

Далее – проверка качества тарелок и сервизов, маркировка и упаковка продукции, после чего она поступает в продажу.

Престижным считается купить тарелки из костяного фарфора от британских брендов Wedgwood и Royal Doulton. Английские компании – вне конкуренции, так как первыми освоили технологию, довели ее до совершенства.

Японцы не отстают от британцев. Больше того, японские изделия уникальны, потребители во всем мире ценят их за красоту и оригинальный внешний вид. Секрет в том, что японские специалисты изменили соотношение костного порошка в фарфоровой массе. Формулу они не разглашают. Японский костяной фарфор маркируется «CHINA. Made in Japan».

В России выпуск костяной посуды и декоративных изделий освоили намного позднее, чем в Европе. Императорский фарфоровый завод впервые выпустил его в 1968 году. Он и сегодня является единственным предприятием, выпускающим сувениры и посуду из костного фарфора.

Советские специалисты приступили к освоению технологии из-за дефицита минеральных материалов. Возможность заменить их костями воодушевила технологов. Первые чашки и блюдца получились слишком тонкими, покупатели скептически отнеслись к этому. Тогда технологи завода решили немного увеличить толщину – буквально на 0,3 мм. Сбыт увеличился.

Вскоре производитель столкнулся с очередной проблемой – дефицитом костей крупного рогатого скота, использовавшихся для производства сырья. Их заменили куриными костями, но готовые изделия получились сиренево-синего оттенка. В серийное производство сырье не пошло, зато ценится у коллекционеров.

Костяные тарелки маркируются как «Bone China» или «Fine Bone China», что указывает на посуду повышенного качества. Однако не все изготовители клеймят свои изделия.

Наличие надписи – не гарантия качества, потому что некоторые производители умышленно вводят в заблуждение потребителей. Они маркируют тарелки, если в их составе содержится хоть какое-то количество фосфата кальция.

Обычно фарфоровая масса для серийного производства включает не менее 30% золы, а изделия премиум-класса – не менее 50%.

У костяных тарелок есть несколько преимуществ:

Правила ухода и хранения просты, но владельцы посуды часто о них забывают.

Срок службы изделий из костяного фарфора – 100 лет и более при условии соблюдения всех рекомендаций, перечисленных выше.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация