Сервизы из костяного фарфора

Фарфор

Сервизы из костяного фарфора

Ценители традиций считают, что пить чай нужно из фарфоровых чашек, потому что этот материал раскрывает аромат и вкус хорошего чая. Чайные сервизы из фарфора костяного и обычного появились в гостиных европейских аристократов еще в 18 столетии – в числе первых предметов из «белого золота». Это не значит, что до 18-го века посуды для чаепитий у европейцев не было. Она была в изобилии: столы знати украшали серебряные, фаянсовые, а иногда и золотые чашки и блюдца. С появлением китайского, а затем и европейского фарфора наборы из драгоценных металлов перестали использоваться.

Мода на чаепития рождала спрос на сервизы – мастера европейских мануфактур стремились его удовлетворить, экспериментируя с формами и объемами. У первых чашек не было ручек – визуально они напоминали пиалы, но пить горячий напиток из них было неудобно, потому что стенки быстро нагревались и обжигали руки.

Декор европейские специалисты заимствовали у китайских мануфактурщиков: чашки и блюдца украшали распускающиеся лотосы, парящие диковинные птицы, растительные орнаменты. Белые наборы для чаепитий появились в Европе позднее – в этом заслуга Джозайя Веджвуда, англичанина, которого историки назвали «отцом английской керамики».

Посуда в китайском стиле скоро перестала удовлетворять мастеров и владельцев фабрик – они понимали, что путь к успеху и признанию невозможен без экспериментов с сырьем, материалами, цветами в поисках идеальной формы. Понимал это и Веджвуд, с детства работавший в отцовской мастерской и видевший грубую фактуру и низкое качество сырья. Веджвуд искал универсальный рецепт недорогой, но качественной фарфоровой массы, из которой получались бы роскошные чайные наборы.

В 1762 году ему это удалось. Первый кремовый сервиз для чаепития был покрыт голубоватой глазурью, но не расписан. Владелец мастерской понимал, что мягкий светлый цвет привлечет внимание и решил играть ва-банк. Веджвуд презентовал свою работу королеве Шарлотте – она была в восторге от изысканного сервиза и позволила назвать кремовую линию «Queen’s Ware». С того момента белый фарфор стал светской привилегией, признаком хорошего вкуса и высокого статуса.

Производство столовых, чайных и кофейных наборов из фарфора наращивало обороты в Европе. Аристократы быстро поняли, что в чашках из этого материала чай дольше остается горячим, и больше не хотели пить из стеклянной и металлической посуды.

Теперь перед мастерами стояла задача повысить практические характеристики изделий, сделать их более прочными, пригодными для ежедневного использования. При этом предметы должны были сохранить прозрачность, остаться тонкостенными. Так появились сервизы из костяного фарфора, отвечавшие всем перечисленным требованиям.

Костяные изделия – особый вид твердого фарфора, в состав которого добавляются пережженные измельченные кости животных. Костяная мука придает чашкам, блюдцам и тарелкам дополнительную прочность с сохранением белизны и прозрачности.

Базовую формулу материала европейские специалисты вывели экспериментальным путем в конце 18-го столетия. Сырье состояло из следующих компонентов:

Изделия обжигались дважды:

  1. В первый раз при температуре 1200-1300 градусов;
  2. Повторно – при температуре 1050-1100 градусов.

В процессе обжига из разогретых костей испарялся клей, сгорали органические вещества, структура приобретала необходимое состояние. На выходе получались заготовки, на которые легко наносились красители и другой декор, устойчивые к воздействию влаги и других внешних факторов.

Отличительная особенность чайных наборов из костяного фарфора – отсутствие эффекта яичной скорлупы. Поверхность всех изделий гладкая, однородная, белоснежная или с приятным кремовым оттенком. Такой результат получается за счет того, что пустоты, образующиеся в каолине, заполняет костяной пепел.

Сервизы из костяного фарфора выпускают многие известные производители:

В Англии классический чайный сервиз состоит из 31 наименования:

В каждой коллекции есть отдельные предметы той же серии. Их можно купить, если нужно расширить сервиз или заменить разбившуюся тарелку или кувшин.

В классическом чайном сервизе каждое наименование соответствует определенным характеристикам:

Интересный факт: заварочные чайники появились позднее, чем чай. В первое время напиток заваривали в пиалах и других открытых емкостях. В Европу первые чайники путешественники привезли из Китая – вместе с диковинным напитком. Образцы тех лет были тяжелыми, с прямым коротким носиком, форма имитировала хищных животных.

С годами дизайн изменился, усовершенствовался: чайники увеличились в размерах и объемах, форма округлилась, носик удлинился, в комплекте появилась сеточка, чтобы листья чая не попали в чашку.

Гурманы убеждены, что для каждого вида чая должна быть своя посуда, потому что материал, из которого она изготовлена, может подчеркнуть и раскрыть вкус напитка или, наоборот, испортить его. Для заваривания желтого, белого, зеленого и цветочного чая идеально подходят сервизы из тонкостенного фарфора. Они долгое время поддерживают температуру и дают напиткам настояться.

Костяной фарфор высокого качества позволит полностью раскрыться вкусу улуна. Этот напиток средней ферментации, его нужно заваривать дольше большинства традиционных сортов. Пуэр и черный чай эксперты рекомендуют заваривать в фарфоровых чайниках и пить из фарфоровых чашек летом, а в другое время года использовать фаянсовые или керамические наборы.

Почему так? Просто в холодное время года нужна посуда с толстыми стенками, чтобы не нарушить температуру заваривания. Элитный тонкостенный фарфор может пострадать при частом контакте с горячей водой. А вот пить напиток из фарфоровых чашек можно в любое время года и наслаждаться его благородным вкусом.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация