Фарфор
Датский фарфор занимает значимое место в истории европейского прикладного искусства. Он отличается яркими художественными особенностями и высоким качеством.
В середине 1770 года появилась Копенгагенская Королевская Мануфактура под покровительством королевы Юлианы-Марии. Ее основал датский фармацевт и специалист в области минерологии Франц Генрих Мюллер. Он проводил многочисленные опыты по изготовлению твердого фарфора. Использовал в качестве материалов каолин, полевой шпат и кварц. Первые годы предприятие терпело только убытки. Шло активное привлечение рабочей силы, обучение, оснащение фабрики оборудованием и сырьем. Продаж практически не было. Но постепенно капитал рос, и на складе скопилось около 40 тысяч готовых изделий.
Первым образцом столового сервиза стал Blue Fluted. Это рифленый фарфор с синей росписью. Модель быстро стала популярной в Европе. В 1779 году появился еще один сервиз—Blue Flower. В росписи в полной мере отражен европейский стиль той эпохи. Он выпускается до сих пор.
Модные тенденции постепенно менялись, расширялся ассортимент предприятия. В производстве фарфоровых изделий использовались новые технические и художественные возможности. Но вся продукция неизменно сохраняла благородство королевского стиля. 1790 год считается расцветом Копенгагенской мануфактуры. Фарфор в основном заказывали аристократы. Часто изделия презентовались иностранным монархам. Иметь фарфоровые вазы, чайные и кофейные сервизы было символом высокого социального положения.
Именно в это время появился уникальный парадный сервиз «Флора Даника». Он представлял собой иллюстрацию к энциклопедии «Дикие растения Дании». В нем присутствовало больше 1800 предметов: салфетницы, соусницы, супницы и другие вещи. Набор был задуман как дипломатический подарок для российской императрицы Екатерины Великой. К сожалению, произведение искусства так и не получилось вручить ей, потому что кропотливая работа затянулась почти на 30 лет. К тому времени императрица скончалась.
Позднее сервиз изготовили еще раз в качестве подарка на свадьбу принцессе Александре Датской и английскому королю Эдуарду Седьмому. «Флора Даника» производится до сих пор и считается одним из самых дорогостоящих наборов. Это действительно высочайшее достижение фарфорового мастерства. Цена одного изделия равняется нескольким тысячам евро.
В 1820 году художественным директором завода назначили немецкого архитектора Густава Фридриха Хеца. Произошло обновление производства, пришел период французского стиля «ампир». Фарфор стали декорировать полихромными изображениями пейзажей и цветов, а также пышным золотистым орнаментом.
В 1868 году предприятие было приватизировано. Его возглавил купец Фальк Г. А. Ему удалось значительно повысить прибыль мануфактуры. С тех пор оно стало частным предприятием.
В 1885 году на фабрику пришел Арнольд Эмиль Крог. Он приступил к освоению новых художественных приемов и организовал экспериментальную мастерскую. Была придумана новая техника, согласно которой краску наносили при помощи пулеверизатора. Цвета стали монохромными, но не утратили выразительности. Такой стиль получил название «копенгагенский».
В 1885 году на фабрику пришел Арнольд Эмиль Крог. Он приступил к освоению новых художественных приемов и организовал экспериментальную мастерскую. Была придумана новая техника, согласно которой краску наносили при помощи пулеверизатора. Цвета стали монохромными, но не утратили выразительности. Такой стиль получил название «копенгагенский».
В 1890 году появились новые цвета подглазурных красок. Это были оттенки серого, коричневого, синего и зеленого. Краски, наносимые на фарфоровые изделия, великолепно передавали датскую природу и пейзажи. Авторская роспись стала узнаваемой.
В конце 19-го века компания начала выпускать миниатюрные фигурки животных. До сегодняшних дней при их производстве используется оригинальный дизайн. Авторами часто являются известные художники. Цены на изделия соответствующие. На протяжении 20-го века датский фарфор пользовался огромной популярностью и лидировал на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства.
Тематика растений и окружающей природы сохраняла популярность для датского фарфора на протяжении всего времени. Палитра художественной росписи постепенно обогащалась и становилась более разнообразной.
В 1853 году молодой художник и скульптор Фредерик Вильгельм Грондаль основал предприятие «Бинг и Грондаль». Ему помогли братья Якоб Херманн Бинг и Мейер Херманн, предоставив стартовый капитал. Это настоящий пример содружества предпринимательского замысла и оригинальной художественной идеи. Компания успешно продолжила традиции королевского бренда.
Она начала создавать фарфоровые фигурки, копирующие работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Фабричные произведения сразу имели необычайный успех. Производство начало развиваться стремительными темпами. Вскоре был налажен выпуск столовой посуды и кофейных сервизов высокого качества. Все изделия отличались оригинальным стилем. Этому поспособствовало использование глянцевой подглазурной росписи. Цветовая гамма выбиралась спокойной—в зеленоватых, сероватых и голубых тонах. Это были фигурки животных, птиц, рыб, детей.
Через год после открытия фабрики Вильгельм Грондаль умер. Для предприятия настало тяжелое время. Качество изделий снизилось в разы. Главной же бедой стала потеря художественного гения. Но братья Бинг не отчаивались и искали новые оригинальные технологии росписи и обжига.
В 1889 году компания представила столовый сервиз Heron. Именно он позволил бренду выйти из кризиса и стать лидером на международном рынке. В этот период утвердили клеймо завода, на котором красовалось изображение трех башенок.
В 1987 году произошло слияние фабрики «Бинг и Грондаль» с заводом Роял Копенгаген. Акции компании в настоящий момент принадлежат потомкам братьев Бинг. Изделия этого бренда есть в королевских домах Великобритании, Швеции и Дании. Некоторые коллекционные вещи выставлены в крупнейших мировых музеях.
Датский фарфор по достоинству завоевал мировую славу. Он представляет большую ценность для коллекционеров со всего света.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: