Фарфор
Тем, кто всерьёз увлекается керамической флористикой, наверняка знакомы МК по холодному фарфору от Риты Шледе – художницы русского происхождения из Германии. Она не только создаёт потрясающе реалистичные цветы, но и щедро делится со всеми желающими секретами своего мастерства. Благодаря эксклюзивным рецептам мастерицы, даже у новичков с первого раза получается идеальная масса для лепки, ничем не уступающая лучшим фабричным образцам.
Рита Шледе (Rita Schlede) в настоящее время проживает с семьёй в земле Северный Рейн – Вестфалия на западе Германии. С 2010 года она занимается керамической флористикой и, если судить по её работам, добилась потрясающих успехов. В своём блоге мастерица призналась, что больше всего любит лепить розы, поэтому возвращается к ним снова и снова, каждый раз совершенствуя технику.
По словам Риты, для создания шедевров из холодного фарфора не требуется быть гениальным художником, важна практика, усидчивость и внимание к деталям. Также необходимо найти «свой» рецепт материала, который бы максимально отвечал требованиям и пожеланиям конкретной мастерицы. Начинать знакомство с керамической флористикой лучше с простых элементов: ягод, а также цветочных бутонов, которые создаются методом разрезания «капли» на четыре части с последующим раскатыванием лепестков. И только затем переходить к более сложным изделиям: розам, ранункулюсам и так далее.
Не стоит сразу обзаводиться множеством рекомендуемых сегодня инструментов, в процессе работы постепенно выяснится, чего не хватает, его и стоит покупать в первую очередь. Особенно не советует Рита увлекаться молдами, считая, что можно обойтись минимальным их количеством без потери качества.
Качество холодного фарфора во многом зависит от выбора компонентов. Рита Шледе проживает в Германии, поэтому использует материалы, которые вряд ли купят рядовые российские мастерицы. Например, это касается клея – основы любой самоварной пластической массы. Рита предпочитает ПВА американских, французских и немецких производителей, поэтому, опираясь на её рекомендации, придётся подбирать другие, более доступные марки. Автор рецептов советует приобретать нужные позиции через интернет-площадки, например, Amazon.
Тем не менее, большинство рецептов отлично «работают» и позволяют добиться впечатляющих результатов. Главное, что после видео немецкой художницы появляется желание творить и экспериментировать. А некоторые её подсказки просто бесценны.
Задачей Риты в данном случае было создание очень пластичного холодного фарфора и после высыхания не теряющего своей гибкости. Цветы из него имеют совершенно натуралистичные бутоны, которые изменяют форму при воздействии извне и вновь возвращаются в исходное состояние.
Главный секрет – смешивание клея с уксусом и содой, которые, взаимодействуя, придают фарфоровому тесту нежность и зефирную воздушность. Но здесь также нет готовых советов. Далеко не каждый клей позитивно реагирует на уксус и соду, он может «створаживаться», делая массу непригодной для лепки. Рита не рекомендует брать ПВА с маркировкой Д3, только Д2 и Д1, а ещё лучше канцелярский, для детского творчества или виниловый. Не подходит и дисперсия, на это следует обратить внимание, чтобы не разочароваться в результате.
Рецепт состоит из главных и второстепенных (не обязательных к использованию) ингредиентов. К первым относится:
Добавки необязательные, но улучшающие свойства холодного фарфора:
Альгинат натрия – пищевая добавка Е 401, используемая для увеличения пластичности фарфорового теста. Это один из важнейших компонентов, авторская находка Риты, как и смесь уксуса с содой. Тегольмус относится к эмульгаторам для ухаживающей косметики. Раствор тетрабората натрия в глицерине продаётся в аптеках и применяется для лечения дерматитов.
Уже на этой стадии фарфоровое тесто получается качественным. Его можно оставить на ночь, а на следующий день лепить цветы. Однако Рита предлагает добавить в холодный фарфор масло-эликсир для волос от Garnier Fructis, в составе которого есть силикон. Средство нужно нанести на руки и вымесить ими тесто. После этого фарфор можно завернуть в пищевую плёнку и отправить на хранение. Приступать к лепке лучше через некоторое время, чтобы целлюлоза полностью растворилась.
Масса на выходе не «резиновая», полупрозрачная, с матовым (сатиновым) блеском, раскатывается очень тонко, отлично держит форму в изделиях. Если полежав она становится жёсткой, нужно добавить немного клея. Вырезать каттером формы из такого фарфорового теста не стоит – края будут рваться, но обработка стеками и молдами получается прекрасной. Рецепт подходит для клея, который не пригоден для варки. Как уверяет Рита, уксус и сода способствуют растворению ворсинок целлюлозы, отчего консистенция получается удивительно однородной.
Если клей можно варить, стоит изготовить на основе тех же ингредиентов немного другой вариант теста. Он проще и менее затратен, но не подходит аллергикам, поскольку горячий ПВА выделяет токсичные вещества. Помещение во время работы необходимо тщательно проветривать, нежелательно пускать в него маленьких детей.
Состав массы:
Рита не всегда экспериментирует, иногда она адаптирует для себя уже существующие рецепты. А поскольку художница точно знает, какой результат хочет получить, ориентироваться на её выбор бывает очень полезно. По данному рецепту получается масса, которую невозможно переварить или недоварить, что порадует многих мастериц, особенно начинающих. Состав максимально прост, ингредиенты доступны, а качество материала способно приятно удивить.
Проверить, насколько ПВА подходит для изготовления холодного фарфора, можно простым способом: вылить несколько капель на плоскую поверхность и оставить на ночь. Образуется плёнка, по качеству которой легко судить о пригодности клея. Образец должен быть эластичным, если же он крошится при изгибании, придётся искать другую марку ПВА.
Нагреваем клей в микроволновке несколько раз, в промежутке перемешивая его, чтобы не образовались комки. Масса должна подняться шапкой и загустеть.
Извлекаем клей из микроволновки, добавляем крахмал и вымешиваем до однородности. Прогреваем ещё несколько раз и вводим в состав глицерин. Его должно быть чуть меньше чайной ложки, иначе фарфор очень долго застывает. Вымешиваем тесто смазанными кремом руками, пока оно не перестанет прилипать. Помещаем в герметичный контейнер и оставляем на несколько часов.
Художница советует использовать для придания цвета изделиям масляные краски. Берётся небольшой кусочек холодного фарфора и на него точечными движениями наносится пигмент нужного оттенка. Затем тесто тщательно вымешивается для равномерного распределения колера. Убрать прозрачность материала можно добавлением цинковых белил.
Не следует добиваться нужной насыщенности окрашиванием в массе – избыток масляной краски приведёт к высушиванию фарфора, отчего он станет хрупким. Также нет смысла делать на этом этапе градиентные растяжки. Тончайшие цветовые переходы получаются только при окончательном тонировании готовых изделий масляной пастелью или краской. При введении колера создаётся основной тон, «подложка», по которой затем прописываются детали лепестков и листьев.
Но можно добиться для цветов с пышными бутонами градиента от центру к периферии. Достаточно сделать самый тёмный кусочек теста, а затем постепенно добавлять в него неокрашенный фарфор. Затем из фрагментов разного тона лепят лепестки и размещают их слоями. Разрешается смешивать несколько оттенков краски, создавая сложные, близкие к природным цвета.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: