Собрание фарфора в Дрездене

Фарфор

Собрание фарфора в Дрездене

Более 20 тысяч артефактов насчитывает собрание фарфора в Дрездене. Эта крупнейшая в мире коллекция изделий из керамики занимает один из выставочных павильонов Цвингера и является частью Государственного художественного собрания Дрездена. Собрание уникально не только количеством произведений искусства, а и их принадлежностью. Среди экспонатов есть: ранний мейсенский фарфор, а также китайские и японские изделия, датируемые 17-18 столетиями.

Музей фарфора в Дрездене появился усилиями Августа Сильного. Монарх был одержим фарфоровыми предметами, коллекционировал и обменивал их. Его зависимость была настолько сильна, что сам Август называл ее «фарфоровой болезнью». Больше трех десятилетий он потратил на то, чтобы его собрание стало крупнейшим в Европе. В 1721 году в коллекции курфюрста Саксонии было более 23 тысяч экземпляров мейсенского, японского и китайского фарфора, а еще через 10 лет их уже было почти 35 тысяч. До сегодняшнего времени сохранилась лишь треть.

Август Сильный приобрел роскошный японский дворец – в нем он планировал открыть музей фарфора. Планам не суждено было осуществиться – в 1733 году курфюрста не стало, а сменивших его правителей фарфоровые изделия не интересовали.

Бесценные образцы перенесли в подвалы японского дворца, где они и хранились почти 100 лет. Интерес к дрезденскому собранию фарфора возродился лишь в 1834 году – тогда напечатали первый путеводитель по экспонатам. Прошло еще 42 года, и коллекция переехала в залы, которые раньше занимала картинная галерея.

В годы Второй Мировой произведения искусства вывезли в пригороды Дрездена на временное хранение. В 1945 году по приказу Генштаба ценности перевезли в СССР. На родину их вернули в 1958 году, а через 4 года в здании бывшей оранжереи в Цвингере открылся тематический музей. С тех пор каждый желающий может увидеть и оценить эксклюзивные предметы коллекции.

Экспонаты занимают 3 галереи и 2 зала Фарфорового павильона. В них собраны:

Высокую художественную ценность представляют экспонаты раннего мейсенского фарфора – по ним можно судить об эволюции мануфактуры. В самом начале ее истории мастера копировали работы азиатских мастеров, но со временем у Мейсенской фабрики сформировался собственный стиль. В нем преобладают элементы европейского барокко.

Каждый экспонат, представленный в галереях и залах музея, по-своему интересен и необычен. В экспозиции китайского и японского фарфора заслуживают внимания:

Китайские символические предметы

  1. Сосуд для воды кенди, изготовленный в 1600 году.
  2. Сосуд с длинным горлышком, в декоре которого преобладает зеленый цвет, внешнюю поверхность украшают цветочные орнаменты и рыбы, появляющиеся из морской пены, а горлышко – изображение дракона. Сделан этот предмет в 1700 году.
  3. Заварочный чайник в форме листьев лотоса и посуда для чаепития того же года, что и сосуд.
  4. Шоу Син – фигурка старца, олицетворяющая долгую жизнь. На старце надето одеяние с триграммами и мифическими животными, каждая деталь проработана тонко и тщательно. Год изготовления – 1600.
  5. Чаши, форма которых повторяет половину персика. В Китае этот плод символизирует бессмертие.

Эта коллекция считается экспортной и относится к периоду Канси. Император Канси правил Китаем с 1662 по 1722 год. Главная ценность кувшинов, ваз и другой посуды, входящей в собрание, – подглазурная роспись. Она выполнена в виде сюжетных охотничьих сцен, фигурок людей, отдыхающих на природе, цветочных орнаментов.

Еще одна уникальная коллекция, изначально состоявшая из 1200 предметов. Все они изготовлены из белоснежного полупрозрачного фарфора в печах Дэхуа. Европейцы ценили эти изделия из юго-восточной китайской провинции именно за белизну цвета и сравнивали его с гусиным пером.

Изысканный Blanc-de-Chine изначально выпускался для внутреннего рынка. На экспорт поставлялись фигурки, декорированные красным, черным или золотым лаком. Европейские потребители быстро устали от яркости – благородство и сдержанность победили. Не все экспонаты уцелели – сохранилась лишь половина.

Под фигурки животных в музее в Цвингере отведен целый зал. У посетителей часто создается впечатление, что они попали в фарфоровый зоопарк. Среди его обитателей – львы, павлины, обезьяны и десятки других животных, многие из которых выполнены в натуральную величину. Первые скульптуры из анималистической серии изготовил выдающийся скульптор Иоганн Кендлер по распоряжению Августа Сильного. Некоторое время Кендлер работал с другим выдающимся моделистом Кирхнером, а когда тот ушел на пенсию, продолжил начатый совместный проект.

В качестве образцов использовались гравюры, живые животные и чучела из королевской галереи. Мастера создавали фарфоровые копии домашних и диких животных: слонов, носорогов, волков, зубров, овец, собак, петухов.

Экспонаты удивляют реалистичными выражениями лиц и типичными движениями. Анималистическая серия в большом размере стала испытанием для мастеров Мейсенской мануфактуры, которое они успешно выдержали. Ведь до них никто не изготавливал столь масштабные скульптуры из фарфора. В музее фарфора в Дрездене сегодня хранится их 90 штук.

Уникальность экспоната в том, что он выглядит как настоящий. Благородный букет, украшенный медью и позолоченной бронзой, французские мастера изготовили по заказу Марии Жозефы Саксонской – в подарок ее отцу. Год изготовления – 1749.

В то время французскую мануфактуру в Венсене возглавляла мадам Граван. Получив сложнейший заказ, она подыскала и наняла художников для его выполнения. В букете первоначально было 470 цветов, не считая ювелирных листьев и стеблей. Два женских силуэта в композиции – это Музыка и Поэзия.

Дрезденский музей открыт для посещений каждый день, кроме понедельника. Часы работы: с 10 утра до 6 вечера. Цена билета – 6 евро, для льготных категорий – 4,50 евро. Посетителям, которым нет 17 лет, вход бесплатный.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Собрание фарфора в Дрездене"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация