Фарфор
Саксонский фарфор входит в категорию предметов роскоши на протяжении уже добрых трехсот лет. Его коллекционируют, передают по наследству, выставляют в музеях и все для того, чтобы наслаждаться эстетикой безупречной глазури и росписи, отождествляя и себя с этой красотой. Вплоть до начала XVIII века фарфор завозился в Европу из Китая, своего производства не было. Сколько бы ни старались европейские мастера «расшифровать» состав материала, это им никак не удавалось. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда к работе приступил Иоганн Бетгерр — алхимик-ученый, одиозная личность в научных кругах того времени.
Король Польши и курфюст Саксонии Август, помимо своих царских регалий, обладал тонким вкусом и страстью к коллекционированию китайского фарфора. Именно его амбиции и послужили толчком к созданию собственной мануфактуры, которая впоследствии разместилась в Мейсене.
В компанию к Беттгеру Август Сильный добавил еще одного экспериментатора, геолога и математика в одном лице — Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса. Помимо своих ученых способностей, тот был еще и успешным фабрикантом и учредителем трех стекольных заводов в Саксонии. Также под его руководством проводились масштабные геологические исследования на предмет поиска материалов с огнеупорными свойствами для стеклоплавильных печей.
Целых десять лет понадобилось на то, чтобы распознать секрет изготовления фарфора. Почти весь этот период Беттгер провел в заключении, будучи фактически запертым в секретных лабораториях Дрезденской крепости и замке Альбрехтсбург в Мейсене. Таким образом Август Сильный хотел «подстраховаться» от побега или отказа продолжать исследовательскую работу главного «мозга» своего грандиозного проекта.
Сначала удалось получить красный фарфор, который впоследствии назвали яшмовым. Он до сих пор производится в Мейсене, а характерный оттенок ему придает высокое содержание оксида железа. В 1708 году Чирнхаус умирает, и Беттгеру приходится продолжать свои изыскания уже в одиночестве.
Добиться желаемого результата в виде тонкостенного фарфора идеально белого цвета никак не удавалось. Было перепробовано множество видов разной глины, но она не подходила для изготовления керамики. Разгадать головоломку, как всегда, помог случай. Таким «провидением» оказался обычный парикмахер, который обманывал своих клиентов и вместо пудры посыпал парики растертой глиной. Причем взятой из ближайшего карьера. Пазлы сложились в единую картинку, нужный компонент был найден, и маховик запустился на полную мощность. Позже была разработана рецептура глазури, техника изготовления которой используется и в наши дни.
Официальной датой основания мануфактуры в Мейсене считается 1710 год. Несмотря на стилистическую схожесть саксонского фарфора с китайским, продукция отличалась более ударопрочными свойствами из-за повышенного содержания в составе каолина. Спустя семь лет случилось еще одно открытие — техника росписи кобальтом. Нанесенная на сырую глину краска после обжига меняла свой первоначальный зеленый оттенок на ярко-синий.
Менялся и подход к самой росписи. Китайские мотивы сменились витиеватыми «луковичными» орнаментами уже в европейской тематике. Рецептура и технологический процесс изготовления фарфора держался в строжайшем секрете, и даже сами работники мануфактуры не знали всех тонкостей производства. После смерти Беттгера его дело продолжили ученики, а также приглашенные королем Августом художники и скульпторы.
Мода на саксонский фарфор не миновала и Россию. За период с конца XVIII по начало XX вв. на Мейсенской фабрике было произведено три крупных заказа. Все они выполнены четко в срок и по сей день сохранились в частных и музейных коллекциях Санкт-Петербурга и Москвы, а копии некоторых предметов выставлены в музее Мейсена.
Первый заказ был приурочен к свадьбе Софии фон Ангальт-Цербской, будущей императрицы Екатерины Второй, и Петра Федоровича, ставшего императором Петром Третьим. Подарок можно смело назвать тонким политическим ходом, так как в то время Россия входила в число важнейших союзников Саксонии, и лишний повод укрепить отношения между странами никогда еще никому не мешал. Презент состоял из кофейного, столового и чайного сервизов, а общее количество предметов равнялось тысяче. Помимо росписи, на посуде был изображен царский герб, а также эмблема ордена Андрея Первозванного.
Второй заказ поступил уже лично от Екатерины Второй, которая захотела украсить интерьер одного из павильонов Катальной горки в Ораниенбауме. По задумке императрицы это должна быть коллекция тематических фигурок, инсценирующих определенные направления искусства: живопись, точные науки, балет и так далее. Всего в наборе присутствовало 40 статуэток, а сама работа над проектом длилась три года — с 1772 по 1775 гг.
Год спустя Екатерина заказала мастерам еще одну «головоломку», возжелав сделать фарфоровую скульптуру своей любимой собачки Лизетты. Чтобы сходство с оригиналом было максимально достоверным, в Мейсен предварительно была отправлена картина животного, с которой и лепили конечный образ.
Третий заказ — группа балетных статуэток, застывших в танце и словно только что сошедших со сцены. Прообразом характеров стали танцовщицы из спектакля «Карнавал», с триумфом встреченного в Европе в рамках «Русских сезонов», которые устраивал Сергей Дягилев. Изготовил коллекцию фигурок в 1912 г. Пауль Шойрих.
Предприятие работает сегодня практически по тем же технологиям, что и 250 лет назад. Никакие кризисы и долларовые перепады не снижают интереса к фарфоровым произведениям искусства. Среди клиентов мануфактуры числятся практически все представители королевских семей Европы, а также политики, бизнесмены и богатые коллекционеры.
Основной штат сотрудников составляет около 600 человек, из которых 450 художников. Примерно 50-60% всей выпускаемой продукции составляют столовые сервизы, дальше идет художественный фарфор в виде статуэток и фигурных изображений, а остальное — индивидуальные заказы. Также в товарном ассортименте присутствует и плитка, из которой создаются различные настенные и декоративные панно.
Начиная с 1916 г., туристы могут посетить специально выстроенные салоны-мастерские, в которых отображен весь процесс производства саксонского фарфора: от работы гончара и обжига до росписи и глазировки. Чтобы посетителям было интересно ознакамливаться с историей фабрики, в комнатах присутствуют «живые» демонстраторы, которые трудятся прямо у всех на глазах.
На сегодняшний день в архивах мануфактуры содержится более 175 тыс. видов предметов, а если говорить об общем количестве произведенных моделей, то их число равняется примерно 20 тыс. изделий. На роспись одной вазы, например, уходит в среднем 120 часов, а крупные скульптуры могут создаваться неделями. Логично, что цена на такую красоту не может быть дешевой. Стоимость одного блюдца составляет 100 евро, а чашка по индивидуальному чертежу обойдется в 200 евро. Основным поставщиком фарфора в Россию является компания «Саксония-Фарфор».
Чтобы сохранить свое лицо и оградиться от подделок, подрывающих репутацию, фабрика Meissen вводит в 1722 году свой фирменный товарный знак. На фарфоре стали делать логотип в виде двух скрещенных шпаг, который с некоторыми изменениями сохранился и до наших дней.
В разные периоды времени он дополнялся определенными деталями — например, между шпаг появлялась и исчезала точка, шестигранная звезда, надпись Meissen. Сама эмблема наносится перед этапом обжига кобальтовой краской. Именно по наличию таких знаков можно определить возраст той или иной вещи, однако отличить оригинал от подделки способны только действительные специалисты.
Десятки мануфактур, разбросанных по всей Европе, пытались выдавать свою продукцию за мейсенский фарфор. В ход шли всевозможные «игры» с изображением перекрестных мечей — кто-то добавлял к ним буквы, кто-то наносил похожие знаки, кто-то откровенно копировал эмблему, не опасаясь правосудия. И только многочисленные и долгие судебные разбирательства помогли сократить нападки недобросовестных производителей и отстоять честное имя Мейсона.
Год выпуска изделий сначала обозначался цифровым номером, а после 1764 года буквенным кодом. С 1948 года стала использоваться символьная техника — геометрические фигуры и знаки сложной конфигурации. Лимитированные серии имеют золотой логотип, а также отметку с инициалами скульпторов и художников.
В уходе за фарфоровой посудой нет никаких сложностей, главное, соблюдать внимательность и предельную аккуратность. Последовательность действий:
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: