Фарфор
Знаменитое клеймо Лиможского фарфора – нанесённая оксидом хрома надпись «Limoges France», не менее известна ценителям, чем кобальтовые скрещенные мечи Мейсена. В настоящий момент бренд объединяет 12 предприятий, работающих в департаменте Верхняя Вьенна и защищённых по географическому признаку. «Лимож» имеет легко узнаваемый стиль, с преобладанием классических форм, изящной ручной росписи и красочной цветовой палитры.
С XII века город Лимож в регионе Лимузен (сегодня департамент Верхняя Вьенна) славился своими медными изделиями, декорированными перегородчатой эмалью. Также здесь изготавливали прекрасные гобелены и художественное стекло. В 1730-х годах приобрели известность местные производители фаянсовой и керамической посуды. Но особенно ярко звезда Лиможа засияла с началом эпохи фарфора – знаменитого «белого золота», секрет которого был позаимствован у китайцев, а затем дополнен и усовершенствован европейскими мастерами.
О тонкостях производства тонкостенной керамики лиможцы узнали в 1712 году из двух писем своего земляка – иезуитского миссионера Франсуа Ксавье д’Антреколя. Французский монах несколько лет прожил в фарфоровой столице Поднебесной, Цзиндэчжене и досконально изучил секреты китайских гончаров. Он также отправил на родину несколько книг с подробными иллюстрациями этапов производственного процесса – от замешивания сырья до обжига. И хотя некоторые историки классифицируют действия д’Антреколя как промышленный шпионаж, европейские фарфористы почитают его наравне с Иоганном Бёттгером и Эренфридом Чирнхаусом.
Между 1765 и 1770 годами в окрестностях Лиможа были обнаружены залежи каолиновой глины, близкой по составу к знаменитым саксонским аналогам. О первом месторождении в небольшом поселении Сен-Ири-ла-Перш стало известно благодаря случаю. Отставной военный хирург Жан Батист Дарне как-то рассказал бывшему сослуживцу – аптекарю из Бордо Марку-Илеру Виларису о своей жене, которая использовала в качестве отбеливателя глину, найденную неподалёку в горах.
Как выяснилось позднее, земли вокруг селения, расположенного на стыке двух тектонических плит эпохи палеозоя, богаты высококачественным каолином и полевым шпатом – двумя главными компонентами, без которых немыслим фарфор. Виларис, долгие годы изучавший свойства минералов, заинтересовался рассказом друга. Взяв несколько образцов местных глин, он сделал химический анализ, позволивший установить их пригодность для производства тонкостенной керамики, подобной мейсенской и китайской. Усилиями предприимчивого аптекаря в 1766 году был открыт карьер Марконьяк, где добывался прославленный лиможский каолин, дававший после обжига очень тонкий, белый и прозрачный черепок.
В 1769 году месторождение выкупил король Людовик XV, взяв керамическое производство в регионе под свой контроль. Тогда же начались поставки каолинового сырья на мануфактуру Севра, где до того производили не твёрдый, а мягкий фриттовый фарфор, более хрупкий и не такой белоснежный. В этот период регион переживал настоящую лихорадку, сродни золотой. Только речь шла о «белом золоте». Цены на земельные участки, где был обнаружен каолин, стремительно росли.
Водоёмы буквально оккупировались мельницами для перетирания каолина, пигматита и полевого кварца – сухих компонентов фарфоровой массы. Многие ведущие европейские мануфактуры, привлечённые уникальным качеством сырья, закупали его для собственных нужд. Среди импортёров лиможского «белого золота» значился санкт-петербургский Императорский фарфоровый завод, датская мануфактура Royal Copenhagen, голландские Делфты, а также немецкие фабрики в Дрездене, Хёхсте и Франкентале.
В 1761-774 годах Лиможем управлял один из самых просвещённых французских чиновников – Анн Роббер Жак Тюрго. В открытии фарфорового производства он увидел прекрасную возможность поправить финансовое положение края, которое в те времена было бедственным. Тюрго обратился к владельцу крупной гончарной мастерской, Андре Масье, предложив отказаться от толстостенной керамики в пользу «белого золота» и пообещав всестороннее покровительство. Финансово проект поддержали братья Грелле, а молодой алхимик и учёный Николя Фурнера обеспечил техническую сторону процесса.
Так, в 1771 году открылась первая лиможская фарфоровая мануфактура, которую некоторое время спустя взял под опеку внук Людовика XV – граф д’Артуа, будущий король Карл X. С 1784 года предприятие стало называться Royale de porcelaine de Limoges и превратилось в филиал Севра.
В период Французской революции фабрику национализировали. Ещё шесть лет спустя её владельцем стал крупный местный промышленник Франсуа Аллю, который затем открыл собственное предприятие, сегодня известное как Haviland. С 1926 по 1986 год бывшая королевская мануфактура работала под вывеской Sociеtе Porcelainiere, пока не произошло её слияние гигантом современной фарфоровой индустрии – Bernardaud.
Сегодня под восстановленным брендом Royale de porcelaine выпускается посуда класса «люкс» с ручной росписью уникального стиля. Часть коллекций копирует лучшие образцы XVIII-IX века, сохраняя преемственность поколений. Другие предметы создаются в сотрудничестве с ведущими современными дизайнерами, например, есть серия, разработанная Такадой Кендзо.
Наивысшего подъёма производство лиможского фарфора достигло в XIX веке, когда по завершении революции и правления Наполеона I была на некоторый период восстановлена монархия. Эпоха Реставрации (1814-1830 годы) благотворно сказалась на фарфоровой индустрии, вернув моду на предметы роскоши и возродив интерес к утончённому искусству. К 1827 году открылось 16 фарфоровых мануфактур, обеспечивавших основную занятость населения края.
Важную роль в производстве играли поставки древесины, которую сплавляли по реке из соседнего департамента Крёз или восточных областей Верхней Вьенны. Корпорация лесозаготовителей в этот период была одной из самых мощных в Лиможе, так же, как и предприятия подготовительного цикла, добывающие и обрабатывающие каолиновое сырьё. С отменой пошлин на ввоз древесины в города большинство фабрик строилось ближе к индустриальным центрам, а не в сельской местности, как прежде.
Переломный момент в лиможской фарфоровой индустрии наступил с появлением торговца посудой из Нью-Йорка, Дэвида Хевиленда. Он переехал во Францию в 1842 году, когда промышленный кризис на родине вынудил его искать новые источники поставок качественной тонкостенной керамики. Собрав образцы продукции нескольких лиможских фабрик, Хевиленд отправил их в США своему брату, продолжавшему семейный бизнес. Фурор, произведенный среди нью-йоркской клиентуры и высокий спрос на французское «белое золото» подтолкнул американца к созданию собственного предприятия в Лиможе. Хевиленд как никто другой знал вкусы американских потребителей и ориентировался на них при выпуске во многом уникального для Европы фарфора.
Усилиями американского предпринимателя экспорт в США за период между 1842 и 1853 годом увеличился с 753 до 8594 партий. А число фабрик-производителей в Лиможе выросло до 40. Уже к тому времени самый известный французский фарфор за океаном прозвали «президентским». Его предпочитали Авраам Линкольн, Улисс Грант, Ратерфорд Хейс, а позднее и Франклин Рузвельт.
С началом XX века экономическое положение Франции стало постепенно ухудшаться. Страна пережила Первую мировую войну, затем нацистскую оккупацию. Однако предприятиям Лиможа удавалось справляться с нестабильной обстановкой и общий объём производства оставался на прежнем уровне. «Лицом» французской керамической индустрии становятся две фабрики: Bernardaud и Haviland, выпускающие посуду и предметы декора для мировой элиты. В 1950-х годах стало модным создавать авторские коллекции. Виднейшие дизайнеры, архитекторы и художники эпохи оставили свой след в истории Лиможа. Среди них Оливье Гарньер, Раймонд Лоуи, Марк Хельд, Андре Путман, Андреа Бранци и другие.
С ростом популярности участились подделки оригинальной продукции, негативно влияющие на имидж «фарфоровой столицы Франции» в целом. С 1962 года по решению Лиможского арбитражного суда маркировка специальным клеймом была разрешена только для изделий, произведенных в пределах региона. Это положение приобрело особое значение после кризиса 1980-х годов, когда часть мощностей была переведена на территорию Китая, что негативно сказалось на качестве продукции.
В XXI веке оригинальный лиможский фарфор из Франции окончательно закрепился в мировом премиум-сегменте. Только 12 предприятий имеют право маркировать свою продукцию зелёным клеймом с семиконечной звездой и надписью: «Limoges France». Дополнительно на штампе указываются символы, идентифицирующие каждую фабрику. В 2008 году Лимож был включён в Инвентаризацию нематериального культурного наследия Франции. А с 2017 года его непревзойдённый фарфор получил статус охраняемого по месту происхождения.
В 1900 году лиможский промышленник Леонард Бернардо выкупил у своего партнёра – Реми Делиньера фарфоровую фабрику, которую превратил в семейное предприятие. Прежняя мануфактура была основана в 1863 году, но впоследствии стала неконкурентоспособной. Леонард Бернардо переориентировал производство на американский рынок и в 1911 году открыл офис в Нью-Йорке, чтобы экспортировать товар без посредников.
При сыновьях основателя компании – Жаке и Мишеле, Bernardaud приобретает известность на родине. Его продукция в стиле ар-деко занимает первые места на международных выставках, в частности Парижской, проводившейся в 1925 году. Сразу после Второй мировой войны была проведена глобальная модернизация предприятия, установлены первые в регионе туннельные печи на газовом, а не на дровяном топливе, дающие существенную экономию. Следующее поколение семьи Бернардо привносит свои новшества. Бренд первым воспользовался услугами телевидения для продвижения своей продукции. Кроме того, сотрудничая с ведущим промышленным дизайнером Раймондом Лоуи, предприятие выпустило коллекции современного стиля, что было настоящей революцией для свято чтившего классические традиции Лиможа.
В 2002 году правнук Леонарда Бернардо – Мишель, нынешний владелец компании, создал корпоративный фонд, призванный заботиться об обновлении фарфоровой индустрии, внедрении прогрессивных методов и технологий. Структура проводит культурные мероприятия, цель которых – познакомить общественность с историей керамики не только во Франции, но и во всём мире. С 2012 года Мишель Бернард возглавляет национальный комитет Colbert, занимающийся продвижением предметов роскоши. Его предприятие также входит в ассоциацию, предлагая потребителям не только эксклюзивные серии, но и профессиональный фарфор для ресторанов высшей категории.
Фабрика была основана нью-йоркским предпринимателем Дэвидом Хевилендом в 1864 году, на базе мастерской лиможского керамиста Франсуа Аллю. Взяв курс на внедрение инновационных технологий, американец смог быстро добиться выдающихся результатов. Продукция Haviland стала одним из национальных символов Франции, ассоциируясь с присущей жителям этой страны тягой ко всему прекрасному и утончённому. С фабрикой сотрудничали Сальвадор Дали, Василий Кандинский и Сюзанна Лалик – представители основных течений в искусстве XX века.
Семья Хевилендов привнесла в скованный традициями мир Лиможа немало инноваций. Среди них:
После Второй мировой войны фабрика сменила владельца, сохранив уникальный стиль. Сегодня Haviland формирует мировые тенденции в сервировке стола, значительно расширив сферу деятельности – под тем же брендом выпускаются столовое серебро, хрусталь и сувенирная продукция.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: