Фарфор
Сегодня на официальном сайте Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно увидеть новые имена дизайнеров и современные модели, которые сложно назвать классикой в чистом виде.
Старейшее предприятие Европы идёт в ногу со временем, оставаясь образцом высокого стиля и непревзойдённого качества исполнения.
При этом оно всегда на шаг впереди, определяя моду в такой сложной и утончённой сфере, как индустрия фарфора.
В 1708 году молодой немецкий алхимик – Иоганн Фридрих Бёттгер под руководством видного учёного-физика Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса, смог вывести формулу твёрдого фарфора, схожего по свойствам с китайским прототипом. Материал стали называть «белым золотом», поскольку до него Бёттгер, подобно другим собратьям по профессии, долго и тщетно пытался получить из ртути золото настоящее. Через два года после этого открытия, при содействии саксонского курфюрста Августа Сильного в небольшом городке Мейсен под Дрезденом открылось первое европейское производство тонкостенной керамики.
Фабрика называлась «Королевская польская и саксонская фарфоровая мануфактура». Свой официальный день рождения она отпраздновала 23 января 1710 года, когда Август Сильный издал соответствующий официальный указ. Страстный поклонник и коллекционер фарфора, курфюст мечтал остаться единственным в Европе производителем «белого золота», поскольку это сулило баснословные доходы, а казна саксонского правителя была пуста.
С момента основания и до 1863 года, мануфактура располагалась в резиденции курфюста – крепости Альбрехтсбург. На ней в строжайшей секретности работало всего несколько человек. Совершенствование рецепта фарфоровой массы продолжалось ещё несколько лет. Параллельно Бёттгер работал над созданием глазурей и пигментов для росписи. В первых образцах сырьевой массы отсутствовал полевой шпат, обладавший свойствами природного пластификатора. Поэтому изделия обжигались относительно быстро, без плавного повышения температуры, что приводило к большому проценту брака.
Мейсенские художники начали с копирования китайских образцов, однако уже к 1740 году у предприятия появился свой стиль, на века определивший «лицо» европейского фарфора в целом. Лишь с открытием Севрской мануфактуры во Франции, наметилось ещё одно направление, отличавшееся более активным использованием цвета и пышным, порой даже чрезмерным рокайльным декором. Самым популярным мотивом, оставшимся от «китайского периода» Мейсена, считается «луковый» узор – подглазурная роспись кобальтом по белому полю.
Путём многочисленных проб и ошибок была выведена формула фарфоровой массы с полевым шпатом и созданы уникальные надглазурные эмали, рецепт которых до сих держится в секрете. Несмотря на жёсткие меры предосторожности, Мейсен недолго сохранял монополию на керамическом рынке. В 1717 году арканист Самуэль Штёльцель сбежал из-под охраны и направился в Вену, где при его содействии была основана королевская мануфактура Аугартен – главный конкурент саксонского фарфорового пионера. Затем и в Германии стали одна за другой открываться фабрики тонкостенной керамики, однако они лишь копировали нововведения Мейсена. Это позволило ему оставаться лидером индустрии и диктовать не только художественную, но и ценовую политику.
Параллельно с выпуском изысканной посуды, фабрика стала заниматься разработкой малой скульптурной пластики. Наибольший вклад в развитие этого направления внесли модельмейстеры Иоганн Готлиб Киршнер и его приемник – Иоганн Иоахим Кендлер. В период с 1727 по 1775 годы был создан «золотой фонд» предприятия, многие формы которого используются и сегодня. Особенно следует выделить скульптурные миниатюры и фигуры животных, покрытых белой глазурью без росписи в стиле рококо. В тот же период были выпущены уникальные церемониальные сервизы и декоративные вазы для королевского двора в Дрездене.
Второй расцвет производства приходится на 1774 – 1814 годы, когда фабрика находилась под руководством саксонского министра – графа Камилло Марколини, отвечавшего за развитие культуры и искусства. По его приглашению, на мануфактуре работали французский скульптор Мишель Виктор Асье и местный талантливый модельмейстер – Иоганн Карл Шенхайт. Их фарфоровые миниатюры в классическом стиле отличались филигранной проработкой деталей. Это как раз тот мейсенский фарфор, который так любят и ценят современные коллекционеры антиквариата.
Тогда же появились копии скульптур из Дрезденской коллекции в бисквитном фарфоре. Они заменили мраморные украшения для кабинетов и библиотек, открыв новую страницу в истории Мейсена. К периоду Марколини относится и возрождение некоторых барочных форм из запасов саксонской фабрики, а также лимитированные серии в подражание Севру и Веджвуду.
Фарфор Мейсена подделывали практически с первых дней производства. Чтобы защитить оригинальную продукцию, было разработано клеймо, наносившееся кобальтовой подглазурной краской. Недолгое время использовалась следующая маркировка:
В 1720 году был впервые использован знаменитый логотип в виде скрещенных мечей (или шпаг), которые позаимствовали с фамильного герба саксонского курфюста. Их добавили, когда Август для вступления на трон принял католицизм. После 1731 года скрещенные мечи стали официальным клеймом Мейсена. Некоторые изменения в дизайне логотипа позволяют точно датировать антикварные изделия.
До середины XVIII века маркировку не считали чем-то важным и наносили небрежно, одним движением руки. Однако с 1763 года, когда в дополнение к мечам появилась точка в нижней части между крестовинами, прорисовка стала более тщательной. С 1948 года Мейсен ставит клеймо на отдавленные в тесте годовые знаки.
Казалось бы, надпись «Meissen» служит лучшим свидетельством подлинности продукции. Однако здесь и кроется подвох: культовая мануфактура никогда не ставила на своих изделиях подобную маркировку. Исключение было сделано в 1972 году – на непродолжительный период под скрещенными мечами действительно появился курсив: «Meissen». Ценителям понятно, что фарфор того времени не может быть отнесён к антикварному и стоить он должен соотвественно. Если коллекционерам предлагают действительно старинную вещь, маркировка которой включает название мануфактуры – это подделка, пусть даже высочайшего качества.
Ещё один важный момент: в Германии выпускается фарфор, маркируемый «Meissen» и это – не фальсификат. Вполне реальное предприятие производит сервизы посредственного качества и расположено оно в том же городе, что и великий «однофамилец». Поскольку название географического места расположения разрешено использовать для клейма, предприимчивые владельцы ничем не нарушают закон. Да и копировать сервизы настоящего Мейсена им никто не запретит, ведь нигде нет указания, что это – оригинал. Ошибаются неопытные покупатели, привлечённые громким названием и узнаваемым дизайном, но неведение, как известно не избавляет от ответственности. Вот и расплачиваются доверчивые коллекционеры собственным кошельком. Клеймо с надписью Meissen в овале как раз принадлежит предприятию-двойнику. Его продукция годится разве что на сувениры, но никак не для серьёзного вложения капитала.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: