«Кукольный» фарфор из Гревенталя

Фарфор

«Кукольный» фарфор из Гревенталя

Производство фарфора в Гревентале не пользуется такой известностью, как другие бренды Тюрингии: Хутшенрейтер, Фолькстедт, Кала или Валлендорф. С момента своего создания, местным предприятиям приходилось выдерживать жесточайшую конкуренцию, поэтому большое внимание уделялось поиску индивидуального стиля и ассортимента продукции. В Гревентале почти одновременно работали две фабрики, основатели которых сделали ставку на мелкую пластику, в том числе кукол и полукукол, что сразу привлекло внимание ценителей. Среди коллекционеров пользуются спросом многофигурные композиции XIX века в стиле рококо от Carl Schneider’s Erben, а также анималистика и жанровые сценки 1935 – 1950-х годов, выпускавшиеся мануфактурой Carl Scheidig KG.

В 1861 году на месте старой молотковой мельницы в городке Гревенталь (южная Тюрингия) был построен небольшой фарфоровый завод. Инициаторами его создания стали два предпринимателя из Валлендорфа – Герман Хутшенрейтер (из влиятельной северо-баварской династии) и Карл Шнайдер, при поддержке модельмейстера Карла Унгера. Завод получил название «Unger, Schneider and Hutschenreuther». Первое время он специализировался на производстве сервизов, кухонных принадлежностей и кукольной посуды. В декоре изделий преобладали популярные кобальтовые узоры – «луковый» и «цветочный», а также позолота, что в целом характерно для тюрингского стиля.

Хутшенрейтер и Шнайдер были женаты на близких родственницах фарфорового магната Карла Магнуса Хаманна, семье которого принадлежала крупная фабрика в Валлендорфе. Промышленник оказывал покровительство и молодому предприятию, поставляя сырьё и помогая с реализацией продукции. Завод в Гревентале работал на готовой фарфоровой массе и глазурях, что позволило сразу добиться высокого качества. В основном использовался богемский каолин, дававший после обжига тонкий, белоснежный черепок.

В 1885 году Унгер покинул предприятие, а год спустя, его примеру последовал и Хутшенрейтер, основавший фарфоровый завод в Пробсцелле. Гревентальское производство полностью сосредоточилось в руках Карла Шнайдера. В поисках ниши, не заполненной конкурентами, он изменил ассортимент, выпуская все известные в то время виды скульптуры. Среди них:

Предприятие ориентировалось на востребованный средним классом стиль бидермейер, отличавшийся сентиментальностью с лёгким провинциальным налётом. Здесь ценились простота и практичность в сочетании с высоким качеством и добротностью. Для аристократии и тех, кто стремился ей подражать, предлагалась рокайльная скульптура с галантными сценами.

В 1895 году Карл Шнайдер умер, а завод перешёл к его сыну – Паулю. Стремясь расширить производство, новый владелец пригласил к партнёрству известного промышленника и химика д-ра Вильгельма Веделя. Через год завод сменил название на Carl Schneider’s Erben – «Наследники Карла Шнайдера», подтвердив, таким образом, преемственность поколений. К 1900 году начался стремительный подъём производства. Пауль Шнайдер продолжал заполнять ниши, показавшиеся невыгодными более крупным компаниям.

Продукция завода приобрела известность не только в окрестностях Гревенталя, но и за пределами Тюрингии. Ещё при Шнайдере-старшем появилась традиция регулярно представлять бренд на Всемирных выставках. Гревентальский фарфор был отмечен призами в Сантьяго (1875 год), Мельбурне (1879 год) и Брюсселе (1888 год). На рубеже XX века в число экспортёров Carl Schneider’s Erben входили Северная и Южная Америка, Австралия, Индия и некоторые страны Европы. Заводской коллектив пополнился молодыми художниками и скульпторами, привлечёнными возможностью творческих экспериментов.

Часть новоприбывших была специально подготовлена в «Школе рисования, живописи и моделирования», организованной в Лихте при фарфоровой мануфактуре Wallendorf.

В это время окончательно сформировался так называемый «стиль Гревенталя»: с выраженной динамикой фигур, реалистичными пропорциями, скрупулёзной деталировкой и выдержанной в спокойных пастельных тонах цветовой гаммой. Скульптуры с изящной ручной росписью выполнялись как в бисквите, так и с глазурным покрытием или в смешанной технике. При этом в отличие от служившего общенемецким эталоном Мейсена, пластика гревентальских мастеров имела более мягкие, плавные очертания.

В 1912 году Пауль Шнайдер умер и предприятие возглавил Вильгельм Ведель. При нём объёмы производства увеличились, а число сотрудников выросло до 220 человек. Ведель также повёл структурную реорганизацию и модернизацию завода.

Предприятие сильно пострадало в годы Второй мировой войны, однако было восстановлено и, впоследствии, национализировано властями ГДР. В 1972 году завод стал частью государственной структуры VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal, сохранив прежнюю специализацию. При этом вплоть до своего закрытия в 1974 году, Carl Schneider’s Erben выпускал продукцию под собственным товарным знаком. Творческое наследие предприятия перешло к VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal.

Следует отметить, что после национализации, качество фарфора ухудшилось. От сложных композиций, где требовался большой процент ручного труда, пришлось отказаться для увеличения объёмов производства. К тому же дорогостоящие скульптуры не пользовались спросом ни у населения ГДР, ни в соцстранах, куда экспортировался фарфор. Часть модельных форм отправили в подвал, другие – уничтожили. Оставшиеся в ассортименте фигурки выполнялись в упрощённой манере, без проработки деталей. Как следствие, высокой художественной ценности для коллекционеров они не представляют.

Второе по значимости фарфоровое производство Гревенталя возникло в 1906 году. Его основатель – предприниматель Карл Шейдиг, не сомневался в успехе, несмотря на наличие в городе двух мануфактур того же профиля и ещё одной – в соседнем Райхмансдорфе. Расположение фабрики было выбрано очень грамотно: рядом с железнодорожным вокзалом, что позволяло дёшево доставлять сырьё и отправлять в другие города Германии готовый товар.

В отличие от своего предшественника и тёзки – Карла Шнайдера, Шейдиг не стал искать новые пути и пошёл уже проторённым. Тщательно изучив ассортимент конкурентов, он выбрал позиции с ограниченным предложением и взялся за их выпуск. Поставщики, объезжавшие фарфоровые мануфактуры Гренветналя в поисках новинок, в конце обязательно обращались к Шейдигу, чтобы добрать недостающий товар. Постепенно круг покупателей расширялся. Поэтому новое предприятие, несмотря на конкуренцию, процветало. В 1913 году его штат составляли 160 человек.

Шейдинг первым из производителей стал предлагать поставщикам бесплатные образцы новой продукции. Убедившись в её качестве и оценив прогрессивный дизайн, торговцы заключали контракт на крупные партии. Так в короткие сроки фабрика Carl Scheidig KG выбилась в лидеры местной фарфоровой отрасли и обошла остальные предприятия. В 1925 году Шейдиг выкупил завод Steinbrenner & Co в Райхмансдорфе, чтобы увеличить производственные площади. Большая часть продукции поставлялась на экспорт, в первую очередь, в США.

Фабрика Carl Scheidig KG специализировалась на жанровой скульптуре. В её тематике легко выделить три основных направления:

Почерк предприятия был чётко выражен и хорошо узнаваем. Единичные статуэтки и композиции отличались реалистичностью, лаконичной пластикой и почти монохромным колоритом. Эта тенденция в полной мере проявилась после 1935 года. Если в анималистике сохранялось богатая цветовая гамма, то для человеческих фигурок использовалась ограниченная палитра из 3 – 4 оттенков: голубого, бежевого, белого и чёрного.

К 1930-м годам на фабрике Carl Scheidig KG работало 250 человек. Она сравнялась по мощности и значимости со своим главным соперником – заводом Carl Schneider’s Erben. Однако после Второй мировой войны в Гревентале начался спад фарфорового производства. С 1949 года фабрика Шейдинга, оставаясь частной собственностью, перешла под контроль государства. В первую очередь, это сказалось на экспортных поставках, которые ограничили только социалистическими странами.

Политика ГДР, направленная на демонстрацию преимуществ нового строя, оказалась разорительной для фарфоровой отрасли. Низкие цены на продукцию предприятий, даже таких элитных и уникальных как Мейсен, вынуждали производителей выпускать только простые, бюджетные изделия. Кроме того, власти контролировали дизайн и тематику, предлагаемые художниками, что препятствовало поиску новаторских решений. Тем не менее, качество немецкого фарфора оставалось традиционно высоким.

К 1970-м годам ситуация изменилась. Социалистический режим нуждался в притоке иностранной валюты, а фарфор – легко узнаваемый и ценимый во всём мире, был одним из наиболее надёжных её источников. Осознание этого факта послужило толчком к возрождению отрасли. Однако, чтобы частные производители не контактировали с зарубежными покупателями напрямую, их компании были национализированы.

Аналогичным образом поступили и с фабрикой Шейдинга. Её, одновременно с другими фарфоровыми предприятиями Гревенталя, включили в производственное объединение VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal. Из названия понятно, что компания занималась исключительно выпуском малой пластики. Фигурки из ГДР, выполненные в знакомом «шейдиговском» стиле, но упрощённые, по сравнению с довоенным периодом, часто встречались в домашних коллекциях советской эпохи. Они преобладают и на современном антикварном рынке. Отличить фарфор Гревенталя этого периода по клейму не удастся, поскольку оно оставалось неизменным с 1935 года.

С 1970-х годов ассортимент фарфоровых заводов практически не обновлялся. Использовались прежние формы и паттерны, знакомые ценителям того или иного немецкого бренда. Однако плановое производство, завязанное на масштабном выпуске однотипной продукции, приводило к максимальному её упрощению. Всё, что нельзя было унифицировать, отправлялось в архивные фонды. Фигурки лишались мелкой деталировки и лишь по характерным, выразительным позам можно было узнать почерк фабрики Carl Scheidig KG.

Отличительные особенности фарфора периода ГДР:

Всё сказанное в полной мере относится к любой мелкой пластике периода ГДР, за исключением нескольких ведущих производителей, составлявших элитный сектор индустрии.

Комбинат VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal включал также завод Wagner & Apel, расположенный в соседнем с Гревенталем местечке Липпельсдорф. Это предприятие прославилось в 1901 – 1938 годах очаровательными фигурками детей, созданными по мотивам иллюстраций художников Хиллы Пейк и Бертрама. В эпоху социализма бывший завод Шейдинга частично использовал формы, принадлежавшие Wagner & Apel. На таких изделиях ставилось двойное клеймо с товарным знаком обеих фабрик. В настоящее время прежнее здание фабрики Wagner & Apel восстановлено, здесь производятся в основном рождественские игрушки и сувенирный фарфор.

В конце 1989 года условия труда на фарфоровых фабриках Гревенталя резко ухудшились. Приближающийся распад социалистической системы, выражался в протестах рабочих, их нежелании следовать плану, спущенному сверху. Устные протесты выливались в стычки и, чтобы не накалять ситуацию, руководство VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal приняло решение остановить производство.

В 1990 году предприятие вновь возобновило работу, как частная компания с ограниченной ответственностью. Новые владельцы взялись за восстановление былой славы фабрики. В архивах обнаружили образцы скульптур, а также рецепты фарфоровой смеси, красителей и глазурей. Из фондов извлекли старые формы, очистили от пыли и мусора, после чего вновь ввели в производство. Сегодня ассортимент единственной оставшейся в Гревентале фарфоровой компании включает свыше 1000 наименований продукции. Фабрике возвращено прежнее название – Carl Scheidig KG, что свидетельствует о стремлении хранить и преумножать традиции её основателя. «Кукольный» фарфор Гревенталя продолжает жить и развиваться.

Клейма фарфора Carl Scheidig KG в Гревентале легко разделить по годам. Никакой путаницы при атрибуции здесь возникнуть не может. Метки с короной говорят о том, что в производстве использованы формы Wagner & Apel.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "«Кукольный» фарфор из Гревенталя"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация