Фарфор
Ведущие керамические заводы Европы известны не только роскошной посудой, но и не менее изысканной мелкой пластикой, имеющей высокую художественную ценность. Особенной красотой отличаются статуэтки и предметы декора из фарфора, непокрытого глазурью, так называемые бисквитные. Материал обладает нежным, сливочным оттенком и матовой, слегка бархатистой поверхностью, напоминающей полированный мрамор. Начиная с XIX века, появились и цветные разновидности «бисквита», которые окрашивались специальными составами на основе пигментов.
Бисквитным называется фарфор после первого, утильного обжига. На этом этапе происходит дегидратация каолиновой массы и разложение примесей, формируются основные качества черепка: плотность, водонепроницаемость, пористость и прочность. Утильный обжиг производится при температуре 900-1000°С в течение 10-12 часов. Такая продолжительность необходима, чтобы вода из сырой продукции испарялась постепенно и не возникали трещины.
Внешний вид бисквитных изделий зависит от состава керамической массы. Мягкий фарфор после обжига имеет пористую структуру, шероховатую поверхность и приятный тёплый тон, напоминающий оттенок человеческой кожи. Это – идеальный вариант для скульптурной пластики. Изделия получаются достаточно хрупкими, но при этом поражают скрупулёзной проработкой мельчайших деталей. Черепок из твёрдого (настоящего) и костяного фарфора, намного прочнее, твёрже и устойчивее к внешним воздействиям. При этом он тонкий и полупрозрачный, хорошо пропускает свет. Цвет изделий – чисто белый, поверхность гладкая, с лёгким «сатиновым» блеском.
Мягкий бисквитный фарфор использовали в основном итальянские и французские мануфактуры. Твёрдый характерен для немецких и австрийских предприятий, а костяной – для английских. «Бисквит» не покрывают глазурью. Он не пригоден для утилитарного использования, выполняя исключительно декоративную функцию. Отсутствие глазурного покрытия вынуждает с особой тщательностью обрабатывать поверхность изделий, что значительно повышает их стоимость.
Стадию «бисквита» проходят все фарфоровые изделия. Но остановиться на ней впервые пришло в голову мастерам Венсенской мануфактуры под Парижем. В 1751 году предприятие, впоследствии известное всему миру как Севрская фарфоровая фабрика, представило серию скульптурных миниатюр из неглазурованной керамики, имитирующей белый мрамор. Инициатива оставить фарфор на стадии утильного обжига, сделав технический приём обработки художественным, принадлежала директору Венсенской мануфактуры Жан-Жаку Башелье.
Триумфальному открытию «бисквита» предшествовали годы экспериментов, далеко не всегда удачных. Первая керамическая масса для производства посуды и предметов декора была изобретена мастерами Венсена ещё в начале XVIII века, но значительно отличалась по составу от китайского прототипа. Вместо каолина использовался каолинит – осадочный материал с многочисленными добавками, ухудшающими качество глины, а в роли присадок выступали мыльный камень, молотое стекло и кремень. Изделия из подобного сырья, известного как «мягкая паста», после первого обжига оставались очень непрочными и разрушались даже от слабого удара. Поэтому требовалось двойная обработка при высоких температурах, чтобы повысить плотность и спекаемость черепка.
Именно в то время возникло название «бисквит» от французского bis – «повторный». В 1745 году после открытия залежей каолина вблизи Лиможа, Венсенское предприятие перешло на мягкий фриттованный фарфор, значительно улучшив качество продукции. Необходимость в двойном обжиге отпала, остался лишь термин, вкратце описывающий процесс создания неглазурованной керамики.
Интересно, что кондитерский бисквит изначально тоже выпекался дважды. На первом этапе готовили пышные коржи из воздушного, хорошо взбитого теста, а на втором – частично подсушивали их. Полученная в итоге выпечка предназначалась для нужд военно-морского флота. Бисквитные сухари долго сохраняли свежесть, не плесневели и не черствели.
Венсенская фабрика, выпускавшая всё более изысканную продукцию, приближавшуюся к непревзойдённому Мейсену, пользовалась особым покровительством короля Людовика XV. Но настоящее процветание предприятия началось, когда им заинтересовалась небезызвестная маркиза де Помпадур – одна из самых влиятельных женщин и меценаток XVIII столетия.
В 1756 году по приказу могущественной фаворитки короля мануфактуру перенесли в Севр, а ещё год спустя её главным скульптором был назначен Этьен Морис Фальконе – автор многих всемирно известных статуй, в том числе «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Вступление на новый пост мастер отметил серией изящных путти – амуров в стиле рококо, выполненных из неглазурованного фарфора. Статуэтки входили в парадный столовый сервиз, выпускаемый мануфактурой. Фальконе привлекал к сотрудничеству видных скульпторов и художников, среди которых был Франсуа Буше, создавший эскизы для популярных многофигурных сценок-пасторалей.
Мода на миниатюрные настольные скульптуры быстро распространилась не только во Франции, но и в других странах Европы. Как следствие, крупнейшие фарфоровые заводы взялись за их выпуск в подражание Севру.
Когда в XIX веке на смену рококо пришёл классицизм, малая пластика из бисквитного фарфора оказалась востребованной как никогда. На Севрской мануфактуре под руководством художника Альберта-Эрнеста Карье-Беллёза, в дополнение к статуэткам начало развиваться производство декоративных вазонов с белыми лепными медальонами на цветном фоне. Аналогичные изделия выпускались и другой знаменитой фабрикой – Веджвуд, в английском графстве Стаффордшир, однако для них использовалась не фриттованная, а костяная фарфоровая масса. Там же изготавливали бисквитные вставки для мебели и плакетки.
Настольные скульптуры и портретные бюсты из непокрытого глазурью фарфора, как белого, так и цветного, производили Мейсен, Венская мануфактура Аугартен, неаполитанская фабрика Каподимонте и некоторые другие. Все перечисленные предприятия до сих пор выпускают лимитированные серии из «бисквита», копируя собственные старинные образцы и предлагая новые, актуальные предметы декора.
Настольные скульптуры и портретные бюсты из непокрытого глазурью фарфора, как белого, так и цветного, производили Мейсен, Венская мануфактура Аугартен, неаполитанская фабрика Каподимонте и некоторые другие. Все перечисленные предприятия до сих пор выпускают лимитированные серии из «бисквита», копируя собственные старинные образцы и предлагая новые, актуальные предметы декора.
В 1845 году стаффордширский гончарный завод Mintons – второй по важности после Веджвуда, стал выпускать ещё одну разновидность «бисквита», названного в честь греческого острова Парос. Там в древности добывался высококачественный мрамор, отличавшийся изысканной мелкозернистой структурой и молочной белизной. Из редкой красоты минерала были изготовлены такие шедевры, как Ника Самофракийская или Венера Медицейская.
Паросские декоративные сосуды и статуэтки, отлитые из фарфорового шликера (жидкой глиняной массы) и прошедшие только утильный обжиг, тоже имитировали резьбу по мрамору. Их главным достоинством, кроме художественности, была возможность массового производства, благодаря использованию форм, а не ручного труда.
За право называть паросский фарфоровый «бисквит» своим изобретением боролось ещё одно английское предприятие – «Коупленд», также расположенное в графстве Стаффордшир. Его директор и одновременно художник Томас Баттам считал себя автором новой методики литья, которую он называл «скульптурным фарфором». Обе фабрики искали финансовой поддержки государства для расширения производства паросских изделий, но их претензии по поводу первенства так и не были удовлетворены экспертами.
Литьевой шликер отличался по составу – в нём преобладал полевой шпат, что снижало температуру плавления изделий и делало их поверхность более стекловидной и гладкой, чем у других видов «бисквита». Декоративная керамика «под мрамор» вызвала большой интерес потребителей, в результате чего в 60-х годах XIX века сразу несколько ведущих британских предприятий взялись за её производство. Среди них выделялись Веджвуд, Вустерширская королевская мануфактура и североирландская компания Belleek Pottery.
Из-за постоянного расширения объёмов качество выпускаемой продукции ухудшалось, что привело в начале XX века к падению покупательского спроса. Сегодня популярный некогда паросский «бисквит» производит только Belleek Pottery Ltd. Предприятие из графства Фермана в Северной Ирландии известно также неповторимой кружевной посудой ручной работы из неглазурованного фарфора.
В 1860-1900 гг. французские и немецкие производители стали выпускать очень реалистичные игрушки из фарфорового «бисквита», которые пришли на смену более ранним, полностью глазурованным аналогам. Куклы викторианской эпохи были абсолютно функциональными и предназначались в первую очередь для детей, а не для украшения интерьеров. Неглазурованная глина позволяла очень точно передавать бархатистость и естественный тон кожи, а румянец дорисовывали с помощью пигментов. Кукольные головки проходили несколько обжигов, в процессе которых закреплялись отдельные элементы росписи: брови, ресницы, губы. Глаза чаще всего использовались стеклянные.
Чтобы куклы были долговечнее, их тело изготавливали из небьющихся материалов: ткани, дерева, папье-маше или особого композита на основе целлюлозы. Однако небольшие по размеру игрушки делали полностью бисквитными, часто используя шарнирные соединения на руках и ногах. Вначале куклы изображали взрослых модниц, одетых с невероятной роскошью – только очень состоятельные семьи могли позволить себе такую покупку. Однако в конце XIX века лица изысканных «светских барышень» приобрели выраженные детские черты, а их наряды избавились от ненужной помпезности и вычурности. Тогда же сначала немецкие, а затем и французские фабрики стали выпускать кукольную продукцию эконом-класса, доступную широкому кругу потребителей.
Ведущие производители бисквитных кукол во Франции:
В Германии:
В начале XX века европейский и американский рынок окончательно покорили немецкие производители, в основном из Тюрингии, на востоке Германии. Богатые залежи глины, пригодной для производства прочного «бисквита» сливочного оттенка, привели к открытию здесь сразу нескольких крупных фабрик. Ставка была сделана на кукол «с характером», их личики передавали те или иные эмоции и отличались большой выразительностью, что очень нравилось детям.
Бисквитные куклы викторианской эпохи высоко ценятся среди антикваров. Их стоимость, в зависимости от целостности и качества, исчисляется тысячам долларов. Самый дорогой на сегодняшний день экземпляр от немецкой фабрики Kämmer & Reinhardt был продан за $315 000.
В 1920-30-х годах бисквитные куклы стали сдавать позиции, уступая место бюджетным и прочным изделиям из целлулоида или композита, выпускаемым в США. К настоящему времени массовым производством подобных игрушек занимается только Китай, который предлагает ширпотреб, не имеющий никакой художественной ценности. Параллельно с этим, в Америке и Европе примерно с середины прошлого века, налажено индивидуальное производство кукол-репродукций викторианской эпохи. Для них используются копии оригинальных пресс-форм 1860-70-х годов.
Но самое яркое современное направление – эксклюзивные куклы ручной работы от признанных мастеров. Среди самых известных имён следует упомянуть канадскую художницу и ювелира русского происхождения Марину Бычкову, основателя мирового бренда The Enchanted Doll. Её шарнирные куклы из бисквита, высотой не более 40 см, отличаются уникальным стилем, напоминая то ли врубелевскую Царевну-лебедь, то ли васнецовскую Алёнушку.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: