Китайский и финский рисовый фарфор

Фарфор

Китайский и финский рисовый фарфор

Тонкостенная керамика из «Поднебесной» обладает особой притягательностью для коллекционеров – она уникальна и по происхождению, и по художественной ценности. Но если хочется даже в этой сфере заполучить нечто особенное, стоит купить китайский рисовый фарфор, впечатляющий редкой по сложности технологией производства. Вся красота удивительных сосудов с ажурным узором раскрывается, когда их подносят к свету. Небольшие отверстия правильной формы, напоминающие зёрна риса, словно загораются изнутри и, заглянув в каждое из них, можно увидеть противоположную стенку изделия. При этом, если наполнить резной сосуд водой, не прольётся ни капли. Магия? Нет, удивительное мастерство человеческих рук и гениальная изобретательность гончаров прошлого.

В начале XVIII века французский миссионер Франсуа Ксавье д’Энтреколес привёз в Европу ценные записи, раскрывающие технологию производства китайского фарфора. Рецепт материала был открыт в 1710 году немецким алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером, но многие тонкости обработки оставались тайной за семью печатями. Странствующий иезуит непосредственно наблюдал за обжигом изделий и общался со многими китайскими мастерами из округа Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси, где были сосредоточены основные предприятия по выпуску фарфора.

Благодаря д’Энтреколесу, Европа познакомилась с великолепными образцами восточной керамики, а также декоративными приёмами, которые стали предметом пристального изучения и подражания. В их числе подглазурная роспись кобальтовыми пигментами и так называемая техника «рисового зерна», ставившая в тупик европейских исследователей.

Предполагается, что искусство сквозной резьбы по фарфору китайские мастера переняли у турецких гончаров в XIV веке. Первая ажурная посуда была изготовлена в области Фэнчен всё той же провинции Цзянси в период правления императора Чжу Ди (1360 – 1424 годы). А в конце династии Мин, резные фарфоровые изделия стали поставляться на экспорт, преимущественно в Японию, страны Юго-Восточной Азии и арабского мира. Они выпускались более толстостенными, чем для внутреннего пользования, чтобы выдержать транспортировку на дальние расстояния.

Изначально европейцы предполагали, что мелкие отверстия в стенках фарфоровых сосудов получали, используя настоящий рис. Якобы в сырые изделия закладывались зёрна злака, которые при обжиге выгорали, оставляя пустоты. Однако теория имела существенный изъян: рис тянул бы влагу из глины и увеличивался в размерах, что неизбежно привело бы к растрескиванию сосудов при обжиге.

На самом деле, китайские гончары сначала изготавливали посуду с относительно толстыми стенками. Далее аккуратно прорезали небольшие отверстия, по форме действительно напоминающие продолговатые зёрнышки. Из них составлялись разнообразные узоры, основная сложность которых заключалась в близком расположении прорезных элементов. Стенки сосуда становились очень уязвимыми и легко ломались при обработке.

Только опытные мастера – в основном производством посуды в технике «рисового зерна» занимались женщины, могли нанести ажурный декор, без повреждения основы. Готовые прорези заполнялись прозрачной глазурью, которая, связавшись с фарфоровым тестом, увеличивала прочность изделия. После этого мастера специальными инструментами истончали стенки сосуда. По звуку, издаваемому скребком, они определяли глубину обработки поверхности. В результате ювелирного труда большинство изделий достигали после обжига толщины бумажного листа.

Прорезной рисунок – чаще всего радиальный, в форме раскрытой чашечки цветка, либо покрывал всё тело сосуда, либо концентрировался на ободке и медальонах. Дополнительно большинство изделий расписывались подглазурной кобальтовой краской, иногда с добавлением пигментов другого оттенка. После этого они полностью окунались в прозрачную глазурь и обжигались.

Существовала ещё более сложная техника, получившая название «Линглунг» или «работа дьявола». Действительно, требовалось нечеловеческое мастерство, чтобы создавать кружевные сосуды со сквозным «рисовым» узором, без заполнения его укрепляющей глазурью. Посуда в технике Линглунг отличалась невероятной хрупкостью. Поэтому периодически её производство прекращали, считая неоправданно трудоёмким, а затем вновь возобновляли, в ответ на интерес со стороны стран-экспортёров.

Продолжение истории

В период правления последней императорской династии Цин (1644 – 1912 гг.) декор посуды в технике «рисового зерна», как полностью резной, так и глазурованной, стал более утончённым и разнообразным. Ремесленники предпочитали изготавливать мелкие предметы: чашки, миски, закрытые баночки и шкатулки, поскольку массивные вазы крошились бы под собственной тяжестью. Некоторые изделия оставляли на стадии бисквитного (первого) обжига, другие покрывали белой глазурью, третьи – декорировали многоцветной росписью и позолотой. В этот период прорези стали делать частью рисунка, если это был сложный геометрический узор.

В период правления последней императорской династии Цин (1644 – 1912 гг.) декор посуды в технике «рисового зерна», как полностью резной, так и глазурованной, стал более утончённым и разнообразным. Ремесленники предпочитали изготавливать мелкие предметы: чашки, миски, закрытые баночки и шкатулки, поскольку массивные вазы крошились бы под собственной тяжестью. Некоторые изделия оставляли на стадии бисквитного (первого) обжига, другие покрывали белой глазурью, третьи – декорировали многоцветной росписью и позолотой. В этот период прорези стали делать частью рисунка, если это был сложный геометрический узор.

Линглунг не пользовался особой любовью у мастеров Цзиндэчжэня. Неоднократно в ответ на имперский приказ изготовить очередную экспортную партию сложно украшенной посуды, возникали бунты. Тем не менее, при правителе Цяньлуне в конце XVIII века резной фарфор достиг своего расцвета. Коллекционеры считают изделия этого периода лучшими с точки зрения художественной ценности.

После Синьхайской революции 1911 года фарфоровые заводы, поставлявшие продукцию для императорского двора, закрылись. Однако уже 5 лет спустя, глава вновь образовавшегося китайского государства – Юань Шикай приказал в полном объёме восстановить производство в Цзиндэчжэне, взяв за образец изящную глазурованную керамику конца XVIII века.

За дело взялась Jiangxi Porcelain Company, в мастерских которой трудилось около 100 высококвалифицированных рабочих. Вплоть до 1930 года фабрика выпускала элитный костяной фарфор, известный как «яичная скорлупа» и некоторые разновидности посуды в технике «рисового зерна», пользовавшиеся большой популярностью. Затем производственные корпуса были отданы под армейские казармы и в 1934 году предприятие окончательно закрылось.

Но начиная с 1949 года, в провинции Цзянси появилось сразу несколько новых заводов, продолжавших традиции Цзиндэчжэня – бессменной фарфоровой столицы Китая. В этот период посуда в технике «рисового зерна» составляла не менее половины всей экспортной продукции. Во второй половине XX века некоторые процессы были механизированы, что позволило немного облегчить труд работниц. При этом даже выполненные по шаблонам изделия ценятся достаточно высоко, из-за уникальности технологии.

Вот как описывает типичную мастерскую Цзиндэчжэня по производству рисового фарфора в 1990-х годах известный шведский коллекционер Ян-Эрик Нильссон Гетеборг: «На предприятии работают преимущественно молодые женщины, потому что такой посуде нужны очень нежные, бережные прикосновения. Формируют сосуд вручную на гончарном круге, после чего сушат в течение нескольких часов. При помощи гибкого стального ланцета наносят проколы и формируют отверстия. Следующий этап – погружение в глазурь. Иногда операцию повторяют до 30 раз, пока стекловидная масса до конца не заполнит вырезанные проёмы. А затем изогнутым ножом убирают верхние слои глины, расположив предмет на гончарном круге и равномерно вращая его».

Ценность фарфора в технике «рисового зерна» для коллекционеров и в том, что его очень трудно подделать. Почти 100% изделий китайских керамистов, попадающих на аукционы – подлинники.

Одним из продолжателей более чем тысячелетней традиции Цзиндэчжэня стал Кингтаунский фарфоровый завод. В его ассортимент входит продукция в технике «рисового зерна» с кобальтовой росписью, изготовленная ручным способом по старинным технологиям. Сервизы и отдельные изделия: чайники, пиалы, чашки, блюдца собраны в коллекцию под названием «Античные копии», воспроизводящую лучшие образцы прошлого.

Завод был открыт в 1998 году и с тех прославился как один из главных экспортёров рисового фарфора на европейский рынок.

В 1930 году на венской выставке фарфора была представлена необычная посуда в технике «рисовое зерно». Её автором стала молодая финская керамистка Фридл Кьёльберг, обучавшаяся в то время на факультете дизайна Университета искусств Граца. Несколько предметов в модернистском стиле, украшенные характерным прорезным узором, привлекли внимание руководства финского завода «Аравия», который специализировался на фаянсовой и фарфоровой посуде.

Основанное в 1873 году как филиал всемирно известной шведской компании «Рёрстранд», предприятие выпускало продукцию современного, так называемого «скандинавского» направления. Фридл Кьёльберг сотрудничала с «Аравией» с 1942 по 1974 гг., выпустив несколько эксклюзивных коллекций.

Сейчас мощности завода перенесены из хельсинского района Тоуколе на территорию Таиланда и частично Румынии. Ассортимент предприятия в связи с этим изменился, однако производившийся почти до конца XX века североевропейский рисовый фарфор неизменно пользуется успехом среди коллекционеров.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация