Фарфор
С тех пор как в 1710 году на мануфактуре Мейсена был изготовлен первый европейский фарфор, немецкие марки продолжают лидировать на рынке элитной керамики. Крупнейшие производители до сих пор сосредоточены в Тюрингии и Баварии, а также в Саксонии, Баден-Вюртенберге и Браденбурге. У российских антикваров с понятием «немецкий фарфор» прочно ассоциируются сервизы и малая пластика в стиле рококо – с пышным лепным декором и утончённой росписью. Хотя в XX веке появились новые, не менее яркие стилевые течения: модерн, функционализм и конструктивизм, где ставка делалась на строгие и лаконичные формы.
В истории немецкого фарфора можно отметить несколько переломных моментов. Один из них приходится на начало XX века, когда преобладавший ранее историзм сменился новаторским югендстилем – национальной разновидностью модерна. Для него характерна чистота линий, почти полное отсутствие лепного декора и стилизованная роспись с преобладанием орнаментов. Малая пластика тяготела к натурализму и развивалась в двух направлениях: анималистика и жанровые сценки. Отдельно следует выделить детскую тематику, которая, пользуясь большой популярностью у скульпторов, отличалась разнообразием и реалистичностью образов.
В 1920-х годах на смену романтичному югендстилю пришёл модернизм, ставший гимном промышленной эстетике. В создании фарфора участвовали знаковые дизайнеры эпохи – основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус, Герман Гретч и Альберт Каасманн. Вместо пышных ваз, сервизов и статуэток XIX века появились изделия с простыми, изящными формами и локальным цветовым решением. Сегодня такая продукция кажется привычной, однако в предвоенные годы она стала настоящим прорывом. Новаторские поиски характерны, преимущественно, для баварских производителей, в том числе крупнейшей фарфоровой фабрики «Розенталь».
На востоке в течение XX века «сохраняли верность» историзму. Чтобы как-то отличаться от конкурентов, многие фабрики выбирали «нишу» и развивали её, находя свой путь к славе. Примером служат два ведущих производителя Тюрингии: «Ильменау» и «Веймар Порцелан», сделавшие ставку на кобальтовый фарфор и цветочный декор в барочном стиле. Похожие сервизы создавал в 1960-х годах ещё один восточногерманский завод – «Кала», ставший символом роскоши в СССР. Вероятно поэтому, сегодняшним коллекционерам в России особенно близок немецкий фарфор классического направления.
Этими предпочтениями умело манипулируют небольшие предприятия Германии, возникшие в 1980 – 1990-х годах, когда фарфоровая промышленность в целом пошла на спад. Используя старые формы известных фабрик или их современные копии, фальсификаторы поставляют на российский рынок продукцию сомнительного качества. Она выдаётся за истинно «немецкий фарфор», хотя в Германии давно отдают предпочтение авангардным стилям. Даже старейшие предприятия, вроде Мейсена или Нимфенбурга, наряду с признанными «хитами», сегодня предлагают изделия актуального дизайна, удивляющие креативностью и свежестью решений.
Отдельного внимания заслуживает немецкий фарфор середины XX века, выпускавшийся Третьим рейхом. Его привлекательность в глазах инвесторов год от года растёт, несмотря на негативный исторический фон. Известнее других продукция фарфоровой фабрики «Аллак», которая работала с 1935 по 1945 годы в одноименном районе Мюнхена. На клейме предприятия изображены две руны «Соул» – знак подразделений СС.
Фабрика выпускала элитную посуду, статуэтки и предметы декора, призванные воспитать художественный вкус у представителей новой немецкой формации. Продукция отличалась высочайшим качеством, поскольку большая её часть поставлялась на заказ рейхсфюреру СС – Генриху Гиммлеру. Этот высокопоставленный военный чиновник лично курировал фабрику «Аллак», проверяя ассортимент на соответствие идейным запросам нацистов.
Гиммлер мечтал о фарфоре, который затмит всё, что было создано до этого в Германии и прославит Третий рейх. Фабрика работала в псевдо-античном стиле, а выпускаемые ею скульптуры отличались гипер-реалистичностью. Большинство изделий был представлено как в цветном, так и в чисто белом варианте. Мечта рейхсфюрера практически сбылась – в настоящее время продукция «Аллак» стоит дороже мейсенской и не менее востребована, что объясняется её красотой и редкостью.
«Тёмное пятно» в истории предприятия – период работы на территории концлагеря Дахау, с привлечением труда заключённых. Это не позволяет в полной мере оценить уникальный фарфор «Аллака». История производства закончилась с падением Третьего рейха. Однако некоторые модели до сих пор копируются другими фарфоровыми фабриками Германии.
Основанное в 1845 году семейное предприятие Филиппа Розенталя, достигло своего расцвета в XX веке. В 1950-х годах компания возродилась после падения нацистского режима, чтобы изменить концепцию немецкого фарфора. Этому способствовало сотрудничество с передовыми дизайнерами Германии, США и скандинавских стран. Настоящий фурор вызвал сервиз Form 2000, разработанный для «Розенталя» американским дизайнером Раймоном Лоуи. Авангардные формы в сочетании с безупречного качества фарфором, казались свежей идеей на фоне рококо Мейсена и его подражателей. С этим предложением «Розенталь» покорил заокеанский рынок.
Почти 20 лет спустя, в 1969 году, Вальтер Гропиус разработал для компании серию чайной посуды ТАС, воплотив в ней собственные постулаты модернизма. Сотрудничество с мэтром архитектуры началось ещё раньше – с проектирования корпусов производственного предприятия «Розенталь» в Зельбе.
Почти 20 лет спустя, в 1969 году, Вальтер Гропиус разработал для компании серию чайной посуды ТАС, воплотив в ней собственные постулаты модернизма. Сотрудничество с мэтром архитектуры началось ещё раньше – с проектирования корпусов производственного предприятия «Розенталь» в Зельбе.
С 1960 по 1990-е годы компания стремительно расширялась, превращаясь из семейной фабрики в международную корпорацию, известную как Rosenthal AG. Это стало возможным на фоне структурного кризиса, охватившего в конце XX века фарфоровую индустрию Германии. Окончание холодной войны, смещение потребительских интересов и падение экономики ударили в первую очередь, по производству предметов роскоши. Однако, «Розенталь» выбрав курс на консолидацию, не только сам удержался «на плаву», но и позволил сохранить под своим началом такие известные немецкие фабрики фарфора, как «Хутченройтер» и «Арцберг». С 1992 года компания сотрудничает с миланским Домом моды «Версаче», выпуская коллекции с декорами фешн-бренда.
В 1906 году в баварском городе Рёслау открылось ещё одно семейное фарфоровое предприятие – Генриха и Фердинанда Винтерлингов. И почти сразу же приобрело популярность в средней ценовой категории. Визитной карточкой фабрики стали добротные сервизы в стиле барокко с цветочным и луковым узором. Производство оказалось коммерчески выгодным, поэтому братья начали расширять его, поглощая всё новые небольшие заводы в Баварии, соседней Тюрингии и даже Чехии.
Коллекционный интерес представляет сувенирная продукция для замка Халлерштайн в Шварценбах-ан-дер-Заале, который ежегодно посещают сотни туристов. Она выпускалась местным филиалом фабрики Винтерлингов – бывшим заводом Оскара Шаллера. В ассортимент входил и прототип культового сервиза «Мадонна» с характерными расписными виньетками, позолотой и люстровым покрытием. Однако среди его сюжетов преобладала античная, а не библейская тематика.
В 1992 году концерн Winterling PORZELLAN-AG, вошёл в четвёрку самых крупных фарфоровых производителей Германии. Но уже через семь лет обанкротился, сохранившись только как бренд. Сегодня он включён в состав своего бывшего филиала Eschenbach Porzellan – Neue Porzellanfabrik Triptis GmbH, в Тюрингии.
В каталогах немецкого фарфора продукцию фабрики «Томас» можно встретить только в «дуэте» с другими,более известными торговыми марками: «Энс» и «Розенталь». Практически с момента своего основания Фрицем Томасом в 1903 году, предприятие не принадлежало одному владельцу. В 1907 году его окончательно выкупила компания «Розенталь», сохранив бренд и художественную индивидуальность. Фабрика, заложенная в городке Марктредвице (Бавария), дважды меняла расположение, однако, в конце концов, вернулась на прежнее место.
Бренд Thomas существует до настоящего времени, как отдельная линейка продукции концерна Rosenthal AG. Его сервизы отличаются стильным современным дизайном минималистского направления. Однако для коллекционеров намного больший интерес представляют изделия, выпущенные до 1908 года, в «соавторстве» с мануфактурой Карла Энса. Цветовая гамма и стиль росписи этого периода напоминают лучшие образцы французского Лиможа.
Европейский фарфоровый рынок XX века определялся, преимущественно, немецкими производителями. Расцвет большинства из них пришёлся на послевоенный период и продлился до 1970-х годов. Почему ещё вчера успешные и востребованные предприятия почти одновременно потеряли конкурентоспособность? Ответ следует искать в глобализации рынка, открывшей путь на запад недорогому и массовому китайскому ширпотребу. Если в начале XVIII века фарфор из Поднебесной способствовал зарождению и развитию европейской элитной керамики, то три столетия спустя, он практически погубил её.
Подход к производству изменился: нужна была масштабность выпусков, простота форм и декора, сведение к минимуму ручного труда. Засилье предприятий, выпускающих похожую, пусть и качественную продукцию, не оправдывало себя. На рынке удержался только элитный фарфор, недосягаемый для массовых производителей. Зато фабрики, оставшиеся в прошлом, ещё долго будут радовать артефактами коллекционеров антиквариата.
Лучше покупать старинный немецкий фарфор следующих марок:
Есть и менее крупные производители, отличавшиеся высоким художественным уровнем продукции:
Клейма немецкого фарфора позволяют легко производить атрибуцию. Помимо заводской маркировки, на продукцию могут наноситься: товарные знаки дистрибьюторов или продавцов, указания на принадлежность какому-либо лицу или компании (например, гостиничной сети, сервисам аэрофлота, членам монархической семьи и так далее), а также личная подпись художника, которая обычно делается красной или золотой краской. В отдельных случаях обозначается дизайнер, разработавший модель, номер формы и название декора, сортность. Для фарфора, предназначенного на экспорт, с 1887 года предусмотрена дополнительная маркировка: «Германия».
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: