Художественная ценность башкирского фарфора

Фарфор

Художественная ценность башкирского фарфора

На официальном сайте завод «Башкирский фарфор» позиционируется как лидер в сфере профессиональной посуды. Действительно, его продукция идеально соответствует требованиям гостинично-ресторанного бизнеса. Прочная и долговечная, с элегантным современным дизайном, она способна создать атмосферу тепла и уюта в любом заведении, независимо от его стиля и особенностей кухни. Ничто так не влияет на качество ресторанных блюд, как посуда, в которой они подаются. Башкирский фарфор создан для настоящих гурманов, знающих толк в изысканной еде и высоком комфорте жизни.

Гигант российской фарфоровой индустрии был основан в 1963 году в городе Октябрьский, Башкирской АССР. Через 2 года после открытия, набрав проектную мощность, он стал выпускать до 3 млн. единиц профессиональной посуды. Кроме того, в ассортимент предприятия входили фарфоровые и фаянсовые сервизы для домашнего пользования и мелкая декоративная пластика.

Завод, в то время называвшийся Октябрьским, по месту расположения производственных мощностей, быстро приобрёл известность не только в СССР, но и за рубежом. Его сервизы «встречали» гостей московской Олимпиады-80 и вызвали большой интерес у иностранных посетителей, благодаря своему исключительному качеству и оригинальному дизайну.

Предприятие – единственное в СССР и на постсоветском пространстве, выпускало ресторанную посуду из твёрдого фарфора по ГОСТу. Чтобы понять насколько высокими были стандарты, достаточно знать, что продукция, маркированная первым сортом, в западных странах относилась к элитной категории. При этом стоимость изделий оставалась невысокой, особенно по сравнению с европейскими образцами того же уровня.

В 1970 году на фабрике появилась отдельная линия по производству керамической плитки для стен и пола. В этом виде продукции советское государство нуждалось не менее остро, чем в достойных общепитовских сервизах. Полное название предприятия в те годы включало оба профиля деятельности и звучало как «Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий». Без преувеличения, башкирский производитель работал на всю страну и достойно представлял экспортное направление.

Среди коллекционеров «Октябрьский завод» (ОФЗ) известен, в первую очередь, своими статуэтками с выраженным национальным колоритом. Автор многих из них – заслуженный художник РСФСР, выдающийся скульптор Тамара Павловна Нечаева.

Самые яркие произведения автора:

Для фарфоровых скульптурок по эскизам Нечаевой характерна живая, динамичная и очень естественная пластика со сложной пространственной композицией. В небольших фигурках отражены целые пласты быта и культуры башкирского народа, уникальная история которого исчисляется тысячелетиями.

Нечаева долгое время сотрудничала с одним из ведущих российских предприятий – «Фарфор Вербилки», которое было основано в 1766 году и поддерживало мейсениские художественные традиции. Многие скульптуры мастера были изготовлены сначала для этого завода с более тонкой проработкой деталей, а затем адаптированы для родной башкирской фабрики. Второй вариант имел упрощённую форму, чтобы не возникало сложностей с отливкой и обработкой.

ОФЗ отличался инновационным подходом к дизайну и проводил эксперименты, на которые не решались другие ведущие фабрики. В частности, по инициативе Нечаевой, здесь выпустили серию посуды, украшенной мини-скульптурками пчёл, что было достаточно дорого и сложно технически для массового производства. Клеймо завода советского периода – печатная буква «Ф» в круге. Изделия также легко узнать по лаконичной надглазурной росписи ручной работы, часто с использованием драгоценных металлов.

После перестройки завод, как и другие родственные ему предприятия, переживал тяжёлые времена. Из-за недостаточного финансирования не закупалось сырьё в полном объёме, разрушалось изношенное оборудование, практически не осталось квалифицированных мастеров. Качество продукции, никем не нормируемое и не контролируемое, стремительно падало.

Однако с 2003 года произошли некоторые перемены к лучшему. Новые владельцы приняли решение разделить фарфоровое и плиточное производство, организовав два отдельных предприятия:

Первая компания специализировалась на выпуске облицовочной продукции, вторая – на изготовлении ресторанной посуды. Декоративное направление фарфора почти угасло как нерентабельное.

В 2006-2007 началась глобальная модернизация ОЗФИ, инициированная башкирской компанией «Фининвест Сервис». Были обновлены и автоматизированы производственные линии, а также установлены новые, современные печи SERIX WISTRA. Оборудование от немецкой фирмы SAMA и французского бренда ILMESERAM, позволило увеличить объёмы производства и поднять уровень выпускаемой продукции. Штат предприятия вырос до 200 человек.

В 2006-2007 началась глобальная модернизация ОЗФИ, инициированная башкирской компанией «Фининвест Сервис». Были обновлены и автоматизированы производственные линии, а также установлены новые, современные печи SERIX WISTRA. Оборудование от немецкой фирмы SAMA и французского бренда ILMESERAM, позволило увеличить объёмы производства и поднять уровень выпускаемой продукции. Штат предприятия вырос до 200 человек.

Инвестор сделал ставку на профессиональную посуду, поскольку в то время наблюдалась активизация российского ресторанного бизнеса, а конкурентов у ОЗФИ практически не было. Переоснащение обошлось в 223 млн. рублей.

Однако этого оказалось мало, чтобы наладить работу башкирского фарфорового гиганта. Ситуация на профильном рынке оставалась нестабильной, заказы поступали с перебоями, что приводило к простоям и падению доходов. Не хватало оборотных капиталов для закупки высококачественного импортного сырья, на которое было ориентировано новое оборудование и технологии. Собственники предприятия в силу различных причин не могли напрямую управлять им, что тоже не способствовало улучшению ситуации.

В 2009 году важному для экономики Башкортостана объекту, не имеющему себе равных на территории России, оказал поддержку премьер-министр республики Раиль Сарбаев. Завод получил госзаказ на 10 млн. рублей. А ещё год спустя у предприятия появился собственник, действительно заинтересованный в возрождении традиций башкирского профессионального фарфора.

Первоочередной задачей новых владельцев стало погашение долгов предприятия, из-за которых оно находилось на грани банкротства. Далее завод получил новое название – «Башкирский фарфор» и клеймо с изображением летящего Пегаса. Основным направлением деятельности остался выпуск продукции для сегмента HoReCa: гостиниц, ресторанов и кейтеринга. Но параллельно были восстановлены линейки потребительских сервизов и художественной скульптуры, многие образцы которой изготавливались на базе моделей советского периода.

О масштабе деятельности предприятия свидетельствуют два факта: оно поставляло сувенирную продукцию на празднование 450-летия присоединения Башкортостана к России в 2007 году и сочинскую Олимпиаду в 2014 году. Завод получил собственную экспериментальную базу, где разрабатываются прогрессивные формы и декоративные решения, совершенствуется состав сырья и глазурей для максимального соответствия современным требованиям рынка.

В 2012 произошла реструктуризация производства, в ходе которой завод получил право выпускать профессиональный фарфор для немецкого бренда SEILER PORCELAIN. Эта продукция отличается редким белоснежным цветом черепка и глазури, а также повышенной прочностью.

Таким образом, фабрика №1 российской профессиональной посуды представлена на рынке двумя брендами: SEILER PORCELAIN и «Башкирский фарфор». В ассортименте предприятия свыше 65 наименований продукции, в том числе:

У «Башкирского фарфора» нет конкурентов на российском рынке, а в Европе он соперничает с чешскими производителями. Одним из сильных козырей завода можно назвать традиционно невысокую цену на изделия, не уступающие в качестве западным аналогам. При разработке дизайна художники ориентируются на немецкие, английские и французские образцы.

К профессиональному фарфору предъявляются повышенные требования. С одной стороны, он эксплуатируется в сложных условиях, с другой – постоянно контактирует с продуктами питания, а значит, должен отвечать жёстким санитарным нормам.

Преимущества ресторанной посуды из Башкирии:

Посуда, предназначенная для сегмента HoReCa, изготавливается на автоматизированных линиях, путём заливки жидкой фарфоровой массы (шликера) в специальные формы. Плоские элементы – тарелки всех видов или сырные доски формуют методом изостатического прессования из порошка-гранулята.

Подобные технологии обеспечивают большие объёмы, постоянное расширение ассортимента и высокое качество выпускаемой продукции. Предлагаемые заводом гарнитуры полностью универсальны и способны удовлетворить запросы ресторанов разной направленности. Лаконичный, стильный дизайн посуды подчёркивает красоту подаваемых блюд, в то же время, не отвлекая от них внимания.

Потребительские сервизы, художественные изделия и сувенирную продукцию отливают и обрабатывают вручную, что обеспечивает тонкую деталировку моделей. Используется три вида декора:

Третий обжиг на 820°С надёжно закрепляет декоративное покрытие, делая его стойким к механическим воздействиям и долговечным.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Художественная ценность башкирского фарфора"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация