Фарфор из кобальта

Фарфор

Фарфор из кобальта

Фарфор из кобальта узнается по синему рисунку, густо или нежно покрывающему поверхность изделий. Оттенок варьируется от нежно-голубого до темного синего – интенсивность его окраски зависит от концентрации красителя. Краситель – кобальт блеклого черного цвета. Удивительное превращение происходит с ним при высокотемпературном обжиге изделий. Кобальтовая краска не просто меняет цвет – она придает дополнительный объем и глубину посуде, бытовым аксессуарам, впечатывается в фарфоровую массу намертво.

Черный цвет кобальта – главная сложность для мастеров. Им нужно нанести сырой краситель так, чтобы при обжиге получить нужный оттенок. Лучше всего это удается китайским мастерам – местные заводы используют 7 кобальтовых оттенков для декора фарфоровых изделий. Знаменитая Мейсенская мануфактура в Германии и Императорский фарфоровый завод в России используют 4 оттенка.

Некоторые источники приписывают открытие фарфора из кобальта китайцам, что не удивительно. Ведь производство сервизов и аксессуаров из «белого золота» зародилось именно здесь. Европейцы получили свой рецепт в XVI столетии.

О чудесах превращения красителей было известно еще раньше. Профессор физики и медицины Парацельс (настоящее имя – Филип Ауреол фон Гогенхайм) читал лекции в Базельском университете. В свободное время профессор увлекался живописью. Пейзаж с запорошенными снегом окрестностями Парацельс использовал как экспериментальный предмет. Профессор показывал картину зрителям, затем нагревал ее и – чудо. Зимний пейзаж сменялся весенней зеленью.

В 1527 году это выглядело как чудо, но современного химика таким эффектом не удивишь. Он знает, что хлористый кобальт с примесью хлористого никеля не имеет цвет, но при нагревании кристаллы воды испаряются из соли, а сама она меняет цвет.

Дело Парацельса продолжил шведский ученый Георг Бранд. Через два века, в 1735 году, он выделил неизвестный металл из «нечистой руды», описал его свойства в диссертации. Металл назвали «кобольдом» — по названию руды. Предыстория такова. В XVIII веке на рудниках Саксонии активно добывали серебро, медь и другую руду. Однажды рабочие наткнулись на новый материал, похожий на серебряную руду. Однако при плавке серебро не выделялось – вместо него появлялся ядовитый газ и травил рабочих.

Суеверные рудокопы списывали происходящее на нечистую силу в лице гнома кобольда, обитающего под землей и угрожающего людям. Родственники рабочих молились за их жизнь, а сами рабочие учились идентифицировать настоящую серебряную руду от «нечистой» — кобольда. Бранд тщательно исследовал состав руды и выделил из нее неизвестный металл. Новому элементу ученый посвятил диссертацию, в которой упомянул возможность изготовления краски из металла. Химик акцентировал внимание на глубоком синем цвете красителя.

Через 2 года, в 1737 года, его коллега во Франции открыл окрашивающее свойство кобальтовых солей при температурном воздействии. Ученый использовал соли как симпатические чернила, проступающие на бумаге при нагревании. Сегодня эта характеристика оксида кобальта широко применяется на фарфоровых заводах – при росписи изделий.

В России одним из первых начал выпускать «синюю посуду» завод в Новгородской области. Производство зародилось здесь в XVII столетии – сначала это были маленькие кустарные мастерские. Затем их скупил купец Кузнецов, основав Товарищество. После революции предприятия национализировала советская власть. При СССР слава об изящных синих сервизах Новгородского завода «Возрождение» разлетелась по всей стране. За качеством продукции ОТК следил тщательно. Все изделия расписывались вручную – занимались этим учащиеся Мухинского училища, они же и создавали эскизы.

Глину для приготовления фарфоровой массы доставляли на завод с украинских месторождений, а золото для декора – с Дулевского фарфорового завода Московской области.

Новгородцы выпускали чайные сервизы, блюдца, статуэтки и сувениры-уменьшенные копии местных достопримечательностей. Уникальная продукция – теперь уже история, представленная в экспозиции тематического музея. Он работает на территории Десятинного монастыря. Купить посуду из фарфора-кобальта новгородского производства в России можно разве что в антикварных магазинах или с рук. Как и сервизы с оригинальной кобальтовой сетки Ломоносовского завода.

Узор «Кобальтовая сетка», долгое время украшавший сервизы Ломоносовского фарфорового завода, знают во всем СНГ и многих европейских странах. Сетчатое сочетание белоснежного и глубокого синего цветов смотрится изысканно, элегантно, ненавязчиво и в то же время торжественно. Этот декор стал фирменным знаком завода, а придумала его художница Анна Яцкевич в 1944 году. Она пришла работать на завод в 30-е годы – сразу после техникума. Анна родилась и выросла в Ленинграде, не уехала из города и в голодные блокадные годы – эвакуироваться не захотела.

В 1943 году, когда художественная лаборатория возобновила работу на заводе, Анна Адамовна вспомнила картину: заклеенные крестами окна домов внезапно осветил прожектор, подчеркнув красоту и строгость геометрии.

Картинка врезалась в память – так и появилась кобальтовая сетка. Первая партия сервизов с таким декором понравилась всем, но славы автору не принесла. Популярным узор стал уже после смерти художницы – Анна Адамовна умерла в 1952 году, в возрасте 48 лет.

В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка фарфоровых изделий. Там «Кобальтовая сетка» получила золотую медаль за форму и узор.

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация