Фарфор
Российскую легенду – дулёвский фарфор от производителя лучше покупать в фирменных магазинах, чтобы защититься от подделок. Авторские серии, выпускаемые заводом сегодня или уникальные изделия прошлых лет, стоят недёшево, к тому же качество фальшивок не сравнимо с оригиналом. В настоящее время предприятие, долгое время бывшее честью и славой России, переживает второе рождение после глобальной модернизации и выпускает продукцию на уровне высочайших мировых стандартов.
В 1832 году предприимчивый крестьянин из Гжели, Яков Васильевич Кузнецов вместе с сыновьями – Терентием и Анисимом, построил фарфоровый завод под городком Ликино в Подмосковье. Это было уже второе семейное предприятие, после небольшой экспериментальной мануфактуры, открытой в родной волости.
Кузнецовы ориентировались на представителей своего сословия – разбогатевших крестьян и средней руки купцов, предлагая недорогую фарфоровую посуду «а-ля Гжель». Для состоятельных помещиков, которые представлялись потенциальной клиентурой, выпускались небольшими партиями классические сервизы в духе заводов Попова и Гарднера.
Через 20 лет у кузнецовской продукции сформировался собственный неповторимый стиль, где «народная» роспись изысканно сочеталась с тончайшим полупрозрачным фарфором необыкновенной белизны и аристократичной позолотой. Под управлением внука Кузнецова – Матвея Сидоровича, завод достиг своего расцвета. Понимая, как важно обойти конкурентов, владелец не жалел средства на высококачественное сырьё и новейшее по тем временам оборудование.
В 1859 году предприятие, на котором трудилось свыше 800 рабочих, приносило доход в 90 тыс. рублей ежегодно. Фарфоровая империя Кузнецовых расширялась, появлялись всё новые мануфактуры – в Риге, Харькове, Славянске, Твери, Подмосковье. К 1889 году образовалось «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий», выдвинувшее династию Кузнецовых в лидеры российской тонкостенной керамики. Но среди всех предприятий завод под Ликино имел особый статус и значение. Его продукция была самой востребованной и продаваемой не только в пределах государства, но и за рубежом.
Авангардному развитию предприятия способствовало несколько факторов:
Наряду с массовым выпуском повседневной посуды, уделялось внимание авторскому фарфору, имевшему высокую художественную ценность. Для участия в эксклюзивных проектах привлекались ведущие живописцы и скульпторы, в том числе Михаил Врубель и Борис Кустодиев.
Дулёвский фарфор XIX – начала XX века пользуется высоким спросом среди коллекционеров. Его любят за тонкость, белизну, яркие, стойкие краски крытья с широкой палитрой оттенков, а также исключительно качественную позолоту.
В ассортимент Дулёвской фабрики входили настольные статуэтки жанрового характера, декоративные вазы и сервизы разной стоимости – от люксового сегмента до, как сказали бы сегодня, масс-маркета. Благодаря империи Кузнецова, фарфор стал практически всенародным достоянием, доступным не только элите, но и среднему классу.
Позаимствованный у Гжели мотив – розаны в народной манере, нанесённые точными, широкими мазками кисти, в Дулёво приобрёл несколько иное звучание. Сине-белую роспись заменили полихромной, придававшей посуде жизнерадостный, «звонкий» колорит.
Красочные розаны стали «лицом» фарфорового завода, хотя он выпускал продукцию в разных стилях, в том числе и европейскую классику с сюжетной росписью, восходящую к мейсенским образцам. Практически с основания предприятия, розовые и малиново-красные цветы называли «агашками» по имени их автора – мастерицы Агафьи Кустарёвой.
Среди заводских легенд, которых за более чем 200-летнюю историю накопилось немало, самая популярная касается именно «основоположницы» неповторимых дулёвских роз. Считается, что она рисовала пальцами, отсюда и характерный вид бутонов. Так это или нет, достоверно неизвестно, но сегодняшние мастерицы ничуть не хуже наносят рисунок мягкой кистью. Золотые отводки и перламутровый люстр придавали сервизам с «агашками» по-настоящему праздничный вид. Особенно востребованы сервизы с таким дизайном были у восточных народов, в том числе и на родине фарфора – в Китае.
После национализации в 1918 году предприятие переименовывают в Дулёвский фарфоровый завод (ДФЗ) по названию пустоши, на которой он расположен. Полное восстановление производства происходит лишь годы спустя, причём от многих прежних атрибутов, в том числе и от клейма с гербом Российской империи приходится отказаться. Его заменило изображение серпа и молота, окружённое надписью Дулёвский государственный завод.
Начиная с 1930 года, стилистика завода меняется, но художественный уровень изделий остаётся на прежней высоте. Развилось направление скульптурной миниатюры, которое сегодня в приоритете у коллекционеров. Сервизы приобретают выраженный народный стиль, от классических мотивов художники полностью отказываются.
Начиная с 1930 года, стилистика завода меняется, но художественный уровень изделий остаётся на прежней высоте. Развилось направление скульптурной миниатюры, которое сегодня в приоритете у коллекционеров. Сервизы приобретают выраженный народный стиль, от классических мотивов художники полностью отказываются.
Второй подъём производства начался в 1950 – 60-х годах, при участии ведущих художников П, В. Леонова, В. К. Яснецова, Б, Г. Крейцера и скульпторов – Н. А. Малышевой, А. Д. Бржезицкой, О. М. Богдановой и других. Дизайн изделий становится экспрессивным, насыщенным, эмоциональным. Это достигается за счёт контраста цветов и графичности рисунка, у которого появляется сюжет, в отличие от изделий XIX века. Особенно прославился леоновский чайный сервиз «Золотой олень» со стилизованной фигуркой стремительно бегущего лесного великана на красном фоне.
В противоположность контрастным сервизам выпускаются и нежные, выполненные в пастельных тонах изделия, где в полной мере демонстрируется красота и ослепительная белизна дулёвского фарфора. Однако даже лаконичный, почти геометрический декор не теряет своей «народности», в которой заключён уникальный шарм.
С 1962 года на заводской продукции появилось новое клеймо, сохранившееся до настоящего времени. Это графическое изображение сокола, сделанное с одноименной скульптуры А. Г. Сотникова. Произведение стало символом Дулёвского завода после того как победило на Всемирной выставке в Брюсселе, получив медаль «Гран-при». В настоящее время имеются два типа маркировки:
Из огромной фарфоровой империи Кузнецова до настоящего времени сохранилось только предприятие в Ликино-Дулёво. В 2012 году его активы передали в частные руки. Новый директор завода – Анатолий Ионов произвёл на полуразрушенном к тому времени производстве глобальную реконструкцию, заменив малоэффективные устаревшие печи новейшим немецким и французским оборудованием. Были модернизированы поточные линии, автоматизированы многие, прежде ручные процессы. Кроме того, существенно обновился и расширился ассортимент выпускаемой продукции.
Сегодня главная ставка делается на профессиональный фарфор ресторанно-гостиничного сегмента. Однако частично восстановлены и прежние коллекции, благодаря которым завод прочно занял почётное место среди крупнейших европейских производителей.
В новом каталоге дулёвского фарфора можно найти как повседневные сервизы и предметы столовой сервировки, так и авторские модели. В первом случае речь идёт о недорогом качественном фарфоре, который соответствует всем современным стандартам. Посуда в сервизах и наборах сегмента масс-маркет:
В дизайне присутствуют как восстановленные бережными руками сегодняшних художников Дулёво мотивы прошлых лет, так и новые решения. По-прежнему в фаворе знаменитые «агашки», которые по старинке наносятся на изделия только вручную. О характере других видов росписи производитель сообщает на упаковке или в каталоге на официальном сайте. Это может быть подглазурная деколь, ручной рисунок и отводка 24-каратным золотом.
Недавно ведённые в производство сервизы и отдельные предметы, изготавливаются по европейским образцам. Рисунок на них штампуется методом горячей деколи с последующим покрытием прозрачной глазурью. Это позволяет снизить стоимость посуды, без ухудшения потребительских и гигиенических свойств. Традиционные дулёвские мотивы, созданные на предприятии в XIX – XX вв., наносятся только вручную. Они представляют художественную ценность, хотя не сравнимы с антикварным фарфором. Такие изделия маркируются красным цветом, как относящиеся к высшей категории. Сервизы и чайные пары с ручной росписью – великолепный подарок и памятный сувенир, не требующий грандиозных затрат, но неизменно вызывающий восторг адресата.
Для ценителей и коллекционеров ДФЗ предлагает линейку эксклюзивной продукции, выпускаемой под заказ или ограниченными партиями. Её авторы – ведущие художники предприятия, которые разрабатывают образцы для массового тиражирования и параллельно занимаются индивидуальными проектами. В ассортименте:
Все авторские изделия маркируются особым клеймом, которое отличается от штампа для массовой продукции. Кроме того, на них стоит личная подпись художника. Особое внимание следует уделить работам Марины Владимировны Яснецовой, продолжающей традиции отцовской росписи. Её сервизы с характерным дулёвским мазком и скульптуры по восстановленным формам мастеров советского периода, станут отличным пополнением любой коллекции.
Во время реконструкции заводских корпусов в подвале были обнаружены оригинальные гипсовые формы статуэток 1950 – 90-х годов. Сегодня «потеряшки» вновь используются в производстве. Художники до мелочей воссоздали дизайн раритетов советской эпохи, после чего они вошли в специальную коллекцию ДФЗ, которая так и называется: «Восстановленные скульптуры».
О том, что это новодел, а не антикварное изделие, свидетельствует, в первую очередь, клеймо, введённое только в 2007 году. Соответствующую информацию можно получить и купив Дулёвский фарфор в магазинах от производителя. В сопроводительных документах указана дата выпуска фигурки, автор оригинальной формы, а также художник, занимавшийся восстановлением и росписью.
Почти все скульптуры ДФЗ советской эпохи «разошлись» по частным коллекциям. «Восстановленная» серия позволяет не только «вживую» увидеть эти шедевры малой фарфоровой пластики, но и стать их счастливым обладателем. Поскольку при изготовлении используется оригинальная форма, а роспись производится вручную, изделия можно отнести к авторским, а значит, имеющим коллекционную ценность.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: