Будянский фаянсовый завод

Фарфор

Будянский фаянсовый завод

Клеймо Будянского фаянсового завода хорошо известно ценителям. Его главная составляющая – стилизованный петушок, появился на продукции в 1967 году, по инициативе ведущего художника предприятия, Бориса Пяниды. Как пояснял сам автор, он стремился подчеркнуть связь с украинским орнаментальным искусством, в частности, вышиванками, где часто присутствовала фигурка птицы. Несмотря на название, «Будянский фаянс» занимался и выпуском фарфоровой посуды, отличавшейся высоким качеством и легко узнаваемой стилистикой с национальным колоритом. Долгое время завод возглавлял керамическую отрасль Украины, однако в 2006 году был объявлен банкротом и прекратил существование.

Предприятие в Будах – часть обширной фарфорово-фаянсовой империи, созданной во второй половине XIX века династией Кузнецовых. Завод был построен в 1887 году, когда в России тонкостенная керамика из элитной перешла в разряд массовой. В ответ на растущий спрос, «фарфоровый король» Матвей Сидорович Кузнецов начал активно расширять производство. Промышленник несколько десятилетий торговал продукцией российских заводов на Харьковщине, пока в 1870 году не решил арендовать местную фабрику в селе Байрак под Люботином, у купца И. И. Никитина.

Однако предприятие, расположенное вдали от основных транспортных магистралей, не приносило желаемый доход. В 1871 году Кузнецов приобрёл у помещика Т. Г. Котляра из посёлка Буды, винокурню с участком и начал строить здесь новую фабрику. На этот раз промышленник не ошибся, поскольку через выбранный им населённый пункт проходила железнодорожная ветка Мерефа – Люботин. Процветанию фабрики, открытой в 1887 году, способствовало также наличие дешёвой рабочей силы, богатых источников топлива и каолинового сырья. Для посёлка с населением в тысячу человек, кузнецовское предприятие сразу стало градообразующим.

Семья Кузнецовых – уроженцы Гжели. Они имели богатый опыт развития керамического производства. Их предприятия в России считались самыми прогрессивными и с технической, и с организационной точки зрения. В Будах Матвей Сидорович возвёл три заводских корпуса, оснастив их по последнему слову техники, а кроме того, позаботился о сопутствующей инфраструктуре. При его непосредственном участии в посёлке появилась школа, а также больница, баня, библиотека. Для пришлых рабочих в бывшей винокурне организовали общежитие и столовую. В 1902 году на средства Кузнецова построили Николаевскую церковь, иконостас для которой изготовили на другой его фаянсовой фабрике – в Твери.

Относясь к старообрядцам, промышленник старался обеспечить работой представителей своей веры и создавал для них наиболее комфортные условия. Производственные цеха располагались в просторных, хорошо проветриваемых помещениях с высокими потолками и большими окнами. Электрическое освещение, водопровод, душевые, система противопожарной защиты имелись в каждом корпусе. Для доставки тяжестей на этажи предусматривались подъёмники.

Фабрика в Будах получила название Ново-Харьковской. Она стала четвёртым предприятием, включённым в «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых и майоликовых изделий», основанное М. С. Кузнецовым. Основная часть населения посёлка занималась выпуском керамики. До 1892 года Ново-Харьковская фабрика изготавливала посуду из полуфаянса, затем перешла на фаянс. В 1894 году появились первые изделия из фарфора, не уступающие, по описаниям современников, зарубежным и лучшим российским образцам. Переход на новый уровень предприятие отметило специальным парадным клеймом, которым маркировали пробные образцы продукции. В производстве всех типов керамики использовались только местные каолиновые глины.

Ассортимент фабрики включал свыше 1000 видов посуды и малой пластики. Фарфор составлял примерно третью часть от всего объёма производства. Стилистика изделий соответствовала общей направленности кузнецовской империи, ориентированной на европейскую классику. Однако наряду с изысканными сервизами или чайными парами, выпускалась и трактирная посуда с декором в народном стиле. Кузнецов, активно внедрявший в производство новаторские приёмы, опробовал в Будах технику трафаретной печати (шелкографии) с последующей дорисовкой. Это позволило ускорить нанесение сложных изображений, сохраняя эффект ручной росписи.

В 1897 году руководство фабрикой перешло к сыну «фарфорового короля» –  Александру Матвеевичу Кузнецову. При нём предприятие нарастило годовой объём выпуска до 11 млн изделий и расширило штат работников до 2500 человек. К началу XX века Ново-Харьковская фабрика стала лидером фаянсовой отрасли. Выпускалась в основном массовая посуда, украшенная деколью, с применением ангобирования или аэрографии.

Клейма будянского завода совпадают по годам с атрибутикой других предприятий кузнецовской фарфорово-фаянсовой империи. Цены на антикварные предметы этого периода могут колебаться от 100 рублей до $100. Причём фарфор стоит всего на 20 – 30% дороже фаянса в идеальном состоянии. Настоящий интерес представляют только эксклюзивные предметы с ручной росписью, которых среди будянского антиквариата – единицы. В основном на рынке представлена трактирная посуда высокого качества, но декорированная механическим способом, без намёка на индивидуальность.

Что нужно знать при покупке с целью инвестирования:

  1. . Это связано с отсутствием маркировки на отдельных чашках, тарелках или соусниках, когда вместо клейма на них ставится порядковый номер. Такие изделия плохо поддаются атрибуции.
  2. Здесь важнее качество посуды и способ декорирования. Никто не захочет платить дорого за гигантское блюдо массового производства с деколью – мало того, что его ликвидность невысока, ещё и велик риск получить бой при пересылке. Другое дело редкий экземпляр, обладающий художественной ценностью, здесь за размер можно потребовать дополнительную сумму.
  3. За набор из 6 одинаковых предметов заплатят больше, чем за «разносортицу» в том же количестве. Разница невелика, но она всё-таки заметна.
  4. соусники и супницы кузнецовских заводов. Первые скупаются только массово и за копейки, вторые – редко используются по назначению, а потому малоинтересны.
  5. . Фаянс ценится наравне с фарфором, если он не имеет цека (сетки характерных мелких трещин), желтизны или пятен.

Коллекционной значимостью обладает будянский фарфор 1950-1970-х годов. Тогда на производство пришла группа талантливых украинских художников, которые создавали сервизы и малую пластику с национальным колоритом. Этот период можно назвать «золотым веком» предприятия на Харьковщине.

Фаянсовый завод в Будах был национализирован сразу после революции и уже к 1922 году сумел в 4 раза превысить кузнецовские объёмы производства. Его включили в состав Всеукраинского треста «Фарфор-Фаянс-Стекло» и поручили важный госзаказ на поставки посуды в Турцию и Египет. В 1926 году предприятие переименовали в «Серп и молот», а ещё три года спустя – в «Фаянсовый завод Буды». Эти изменения отразились на маркировке, что значительно упрощает атрибуцию. С 1932 года и до распада СССР, сохранялось название «Будянский фарфоровый завод».

Предприятие было почти полностью разрушено в годы Второй мировой войны – только в 1953 году оно вновь заработало на полную мощность. В 1922 году на базе завода открыли художественное училище, где готовили профессиональных мастеров прикладного искусства. Молодые выпускники пришли как раз на восстановленное после войны производство. Среди них:

Борис Пянида прославился как создатель знаменитого клейма с поющим петушком. Оно появилось на продукции завода в середине 1960-х годов. Именно с подачи Пяниды будянский фаянс и фарфор приобрели выраженные фольклорные черты. Художник много работал над техникой подглазурной солевой росписи, способной после обжига давать удивительные по красоте акварельные эффекты. Пяниду считают основоположником этого декоративного направления в украинской керамике. Роспись солями металлов – одна из самых сложных и капризных. Никогда нельзя точно предсказать, как поведёт себя тот или иной краситель в процессе обжига – сохранит первоначально выбранный оттенок и насыщенность, а возможно, потемнеет или выгорит.

Эксперименты Пяниды позволили лучше понять «характер» солевой живописи, научиться управлять ею. Художник сочетал расплывчатые образы, рождённые оксидами металлов, с графической прорисовкой деталей пигментами. Этот уникальный приём впоследствии повторили и развили его коллеги, в частности, Раиса Вакула, Галина Коломбицкая и Галина Чернова. Последняя занималась росписью и параллельно монументальной скульптурой. В 1980-х годах барельефы Галины Черновой украсили две станции Харьковского метрополитена: Исторический музей и Дзержинскую (сейчас Университет).

В постсоветское время фаянсовый завод в Будах стал одним из немногих, не потерявших, а увеличивших объёмы производства. К 2000 году он выпускал 20 млн единиц товара, оказывая значительное влияние на керамическую отрасль Украины. Штат сотрудников составлял почти 1500 человек. Последним крупным заказом стало изготовление посуды для сети европейских супермаркетов «Карефорт». В планах руководства значилось заключение контракта сразу с несколькими странами, в том числе Испанией, Португалией, Францией, Чехией, Турцией.

В будянских цехах продолжали работать династии художников с большим опытом и талантом. Тем удивительнее, что в 2006 году процветающее предприятие признали банкротом. Буквально за несколько лет от завода с вековой историей остались лишь стены – бесценное оборудование был вывезено как металлолом. В 2015 году и цеха разобрали, окончательно уничтожив производственную базу. Экспозиция заводских артефактов была передана Харьковскому историческому музею, причём часть раритетов бесследно пропала из запасников. Сегодня будянский фаянс стал историей и, соответственно, коллекционной редкостью.

Атрибуция будянского фаянса и фарфора по годам не представляет сложности. Клейма наносились преимущественно зелёной надглазурной краской. При маркировке указывалось название предприятия и сортность продукции, а также изображалась текущая эмблема. Экспортный товар времён СССР сопровождала надпись: «Made in USSR», а после 1991 года её заменили на «Made in Ukraine».

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Будянский фаянсовый завод"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация