Английский фарфор

Фарфор

Английский фарфор

На многих клеймах английского фарфора встречается надпись: «Bone china». Роскошная тончайшая посуда не имеет никакого отношения к Поднебесной. Речь идёт о костяном фарфоре, который был создан именно английскими керамистами и в настоящее время признан первым по прочности и красоте. Открыв производство позднее других европейских стран, Великобритания смогла выработать свой уникальный стиль, благодаря которому её продукцию легко узнать среди конкурентов. Это – яшмовые «камеи» Веджвуда, сложнейшая орнаментальная роспись Royal Crown Derby и пышные цветочные мотивы Royal Worcester. Британские производители стоят того, чтобы познакомиться с ними ближе.

Вплоть до конца XVIII века в Англии процветало фаянсовое производство, сосредоточенное в трёх крупных центрах: Лондоне, Бристоле и Ливерпуле. Поскольку основные приёмы росписи и глазурования были позаимствованы у голландских мастеров, керамика получила название delftware (от нидерландского города Делфт, где она была изготовлена впервые). Обожжённые глиняные изделия покрывали белой оловянной глазурью и расписывали кобальтом, отчего они отдалённо напоминали китайский фарфор.

Однако английские мастера несколько отошли от голландской традиции – они редко использовали завершающий слой прозрачной глазури, придававший изделиям блеск и глубину. Роспись была простой и незатейливой, тяготея к стилистике деревенской посуды, в противовес утончённым образцам из Делфт.

Английская аристократия нуждалась в более изысканных сервизах и предметах декора. В 1775 году «на сцене» впервые появился керамогранит стаффордширской фабрики Веджвуд, известный сегодня как яшмовый фаянс (jasperware). После обжига, изделия из него плотностью и гладкостью черепка напоминали бисквитный фарфор. Однако были окрашены сначала в массе, а позднее только поверхностно ангобами в голубой, зелёный, чёрный, терракотовый, охристый и серовато-сиреневый цвета. С помощью белого шликера на поверхность ваз и чайных сервизов наносились объёмные многослойные изображения, напоминавшие резные камеи.

Не только внешне, но и по прочностным характеристикам, керамогранит Веджвуда приближался к фарфору. Другие английские производители тоже искали заветную формулу «белого золота». Ещё в 1742 году, на заседании лондонского Королевского общества, химик Томас Бриан продемонстрировал опытные образцы мягкого фриттового фарфора (так называемой пасты). Его рецепт, предположительно, был позаимствован у французской мануфактуры в Сен-Клу. В течение 15 лет открылось сразу несколько предприятий, работавших на подобном сырье:

Мягкий фарфор содержал очень малый процент каолина, поэтому обжигался при температуре не выше 1200°С и был относительно хрупким. В Англии использовались разновидности с добавлением стеатита (мыльного камня) и сплава солей металлов с молотым стеклом (фритты). Оба компонента увеличивали спекаемость фарфоровой массы, но температуру обжига повысить не удавалось, поэтому материал оставался уязвимым к механическим воздействиям и горячим жидкостям.

В 1748 году художник фарфоровой мануфактуры Bow в Восточном Лондоне – Томас Фрай попробовал добавить в фарфоровую массу пережжённые кости домашних животных. Он заметил, что новый компонент увеличил прочность готовых изделий, но никак не мог найти оптимальные пропорции сырья. Опыты Фрая были продолжены в начале 1790-х годов керамистом из Стаффорширда Джосаей Споудом – владельцем семейного предприятия Spode в Сток-он-Тренте. Он добавил в фарфоровую массу каолин и немного упростил процесс изготовления костяной золы. Именно его формулой до сегодняшнего дня пользуется большинство производителей «Bone china».

Основной состав английского костяного фарфора:

Сервизы мануфактуры Spode отличались тонкостью, белизной с тёплым сливочным оттенком и удивительной прозрачностью. При этом по прочности они превосходили китайские аналоги, на которые равнялись европейские производители. С 1815 года все крупные фабрики Англии перешли на костяной фарфор. До середины XX века это была единственная страна, где он производился. Неудивительно, что долгое время костяной фарфор назывался просто английским.

Сын Джосайи Споуда немало способствовал популяризации «Bone china». Он же придумал название нового вида тонкостенной керамики, а также стал пионером подглазурной трансферной печати. Для неё применялась кобальтовая краска, не выгорающая при высоких температурах. Трансферная печать – декорирование керамических изделий оттисками с гравированных медных пластин. Метод позволял частично механизировать процесс отделки посуды, без потери её художественной ценности. Этим он в корне отличался от деколи.

Британская керамическая индустрия не ассоциируется с твёрдым фарфором, тем не менее, он также производился на территории страны. В 1769 году в Плимуте был открыт завод, который работал на сырье с высоким содержанием каолина и выпускал посуду, мало отличавшуюся от импортных китайских аналогов. Основал его квакерский проповедник, химик и фармацевт Уильям Кукворти.

Во время одной из пеших прогулок, учёный обнаружил месторождения каолина и полевого шпата вблизи Корнуоллских болот на вересковой пустоши. Он построил опытный завод в имении Томаса Питта (позднее барона Кэмелфорда) и начал эксперименты по производству твёрдого фарфора. В 1768 году Кукворти заявил своему покровителю, что готов приступить к выпуску изысканной столовой посуды в промышленных масштабах и даже запатентовал свой рецепт каолиновой массы.

В 1770-х годах завод переместился в Бристоль, а затем, когда его основатель вышел на пенсию, был продан синдикату стаффордширских производителей керамики. Новые владельцы использовали корнуоллский каолин для своего костяного фарфора, а предприятие Кукворти постепенно пришло в запустение и разорилось.

Ведущие производители

Большинство крупных фарфоровых заводов Англии существует и сегодня. Работают они преимущественно на костяном фарфоре, предлагая в широком ассортименте элитную посуду и предметы декора. Чтобы понять, оригинальна ли предлагаемая продукция, помимо фирменной маркировки, необходимо обратить внимание на её качество. Настоящий «Bone china»:

Большинство крупных фарфоровых заводов Англии существует и сегодня. Работают они преимущественно на костяном фарфоре, предлагая в широком ассортименте элитную посуду и предметы декора. Чтобы понять, оригинальна ли предлагаемая продукция, помимо фирменной маркировки, необходимо обратить внимание на её качество. Настоящий «Bone china»:

Практически все английские заводы работают в классическом стиле, используя сложную, богатую роспись и позолоту. Посуда отличается не только красотой, но и практичностью – она функциональна, эргономична и долговечна. О правилах ухода и эксплуатации производитель обычно пишет на упаковке. В любом случае, чтобы продлить жизнь качественным фарфоровым изделиям, лучше мыть их вручную, без агрессивной химии и абразивных веществ, а также не подвергать температурным перепадам.

Даже среди самых известных марок английского фарфора Веджвуд стоит особняком. Он оказал масштабное влияние не только на отечественную тонкостенную керамику, но и на европейскую индустрию в целом. Основатель предприятия – Джозайя Веджвуд разработал сразу несколько новаторских методов декорирования фаянсовой и фарфоровой посуды, а продолжатели дела довели их до совершенства.

Предприятие «Веджвуд», ставшее синонимом эксклюзивного качества, было основано в 1759 году. Несколько лет спустя фабрика представила на английском рынке изысканную кремовую посуду – из белой, со сливочным оттенком глины, покрытой прозрачной свинцовой глазурью. Это был тончайший фаянс настолько привлекательный и внешне, и по стоимости, что сразу же потеснил голландских конкурентов. Сервизы Веджвуда оценила королева Шарлотта, в 1967 году сделав его официальным поставщиком двора. Пока кремовый фаянс копировали в Италии и Франции, английский новатор пошёл дальше и путём долгих поисков изобрёл так называемый базальтовый и яшмовый керамогранит. Прочные, тонкостенные изделия из него были максимально приближены к бисквитному фарфору, но при этом почти не разбивались. Веджвуд придерживался классического стиля, черпая вдохновение у скульпторов и гончаров античности. Чтобы следить за температурой обжига и не допускать перепадов, губительно действующих на керамические изделия, он первым использовал пирометр.

Следующей инновацией стала трансферная печать, позволившая сократить долю ручного труда, увеличить объёмы производства и снизить стоимость продукции. Изображения – преимущественно пейзажи, переносились на посуду с гравированной медной доски и были монохромными. Часто они дополнялись ручной росписью по ободку. В 1774 году Веджвуд изготовил для российской императрицы Екатерины II грандиозный «Сервиз с зелёной лягушкой», состоявший из 994 предметов, общей стоимостью 14600 рублей. Несмотря на увлечение трансферной печатью, царская посуда была расписана вручную классическими английскими пейзажами, скопированными с картин и гравюр. Сервиз заказывался Екатериной II для только что построенного Чесменского дворца, располагавшегося на осушённых болотах. Память о них увековечили в зелёной лягушке, которая украшала каждый предмет сервировки.

В 1812 году Веджвуд начал производство фарфоровых чайных сервизов, но важной частью ассортимента они стали только в конце XIX века. Сегодня производитель в равной степени использует формы, оставшиеся в наследство от старого предприятия и более современные образцы. Продукцию компании отличает элегантный дизайн и умелое использование всех преимуществ «Bone china».

В коллекцию брендов английского фарфора обязательно нужно добавить Royal Worcester. Основанное в 1751 году предприятие, относится к старейшим из ныне действующих на территории Великобритании. Несмотря на то, что производство в Вустере прекратилось, компания продолжает существовать и входит в керамический концерн Portmeirion, объединивший несколько фарфоровых заводов Сток-он-Трента.

Мануфактура была создана врачом Джоном Уоллом и аптекарем Уильямом Дэвисом. После долгих поисков формулы для производства фарфоровой посуды, они, в партнёрстве с бристольской фабрикой Лунда, стали производить изделия из мягкой пасты на основе стеатита.

В 1788 году фабрика получила привилегию называться королевской, дарованную Георгом III. Примерно в то же время предприятие переходит на фарфоровое сырьё с добавлением костяной муки. Расцвет производства приходится на конец XIX – начало XX века. Успехом пользуются вазы и сервизы, производимые по технологии «blush ivory», с фоном оттенка слоновой кости и розоватым «румянцем». Полихромная цветочная роспись и позолота смотрелись на нём эффектнее, чем на привычном белом. Изделия этого периода высокого ценятся коллекционерами. Производство «blush ivory» оказалось настолько трудоёмким, что конкурентов у Royal Worcester не было.

Дербийский фарфоровый завод – главный конкурент Royal Worcester с первых дней своего создания. Неизвестна точная дата основания предприятия, но предполагается, что это произошло между 1750 и 1751 годом. Производство начиналось с декоративных ваз и статуэток из мягкой пасты, а позднее, когда был открыт костяной фарфор, перешло на прочную тонкостенную посуду.

В 1770 году фабрика Дерби поглотила знаменитое в то время производство в Челси, обогатившись его формами и художественным наследием. В 1890 году она стала называться «королевской» со всеми сопутствующими привилегиями, включающими поставки ко двору правящего монарха и его семьи.

В настоящее время фабрика славится посудой с декором в стиле «имари» с роскошной цветовой палитрой и позолоченными орнаментами. С 2013 года выпускается отдельная линия для сектора HoReCa. Компания заявляет о стремлении поддерживать семейные ценности и создавать в доме уютную, тёплую атмосферу.

Английский антикварный фарфор – выгодное приобретение и капиталовложение. Поскольку речь идёт о посуде, на ценообразование сильно влияет её целостность. Экземпляры, подвергшиеся реставрации, со сколами, трещинами или потёртостями, стоят в разы дешевле. При осмотре старинного фарфора следует обращать внимание на ручки, как на самое «слабое звено». Даже если они были успешно восстановлены и повреждения незаметны, пользоваться такой посудой нельзя. Рано или поздно реставрационные швы разойдутся и на владельца прольётся горячий напиток, а чашка или чайник, за который была заплачена немалая сумма, разобьётся.

Многие английские сервизы щедро позолочены. Чтобы узоры не стёрлись, следует мыть посуду не под проточной водой, а в широкой пластиковой ёмкости, используя мягкую губку. Чем меньше моющих веществ будет при этом задействовано, тем лучше. Места с позолотой нельзя обрабатывать содой и сильно тереть. В слегка тёплую воду добавляют немного нашатырного спирта и этим раствором промывают сильно загрязнённую посуду. Не стоит надолго замачивать антикварные предметы, во избежание растрескивания глазури.

В отличие от других стран, для Англии характерны клейма, нанесённые способом трансферной печати, а не вручную. Второй распространённый вариант – маркировка, отдавленная в тесте. Если говорить о клеймах английского фарфора по годам, то, например, с 1891 года применяется обязательная надпись «Made in England». Зная это, можно избежать продажи изделий XX века под «соусом» ранних антиков.

Приставка «Royal» вместе с изображением герба, появилась на продукции ведущих брендов только во второй половине XIX века. Всевозможные сокращения, указывающие на принадлежность к тому или иному заводу, временному периоду, метки художников, регистрационные номера и другие зашифрованные «сообщения», нужно искать в энциклопедической и справочной литературе.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Английский фарфор"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация