Фарфор
Изящные, полные жизни статуэтки, а также сервизы и роскошные декоративные вазы из фарфора в стиле рококо, щедро декорированные лепкой и росписью – легко узнаваемый, неповторимый почерк мануфактуры Дрездена. Предприятие, расположенное практически бок о бок с легендарным Мейсеном, не только не скрылось в тени этого гиганта, но и успешно конкурирует с ним в сегменте люксовой керамики. Достаточно сказать, что 80% выпускаемой фабрикой продукции отправляется на экспорт, чтобы понять, насколько она популярна среди современной мировой элиты. Нестареющий фирменный декор фабрики – невероятно натуралистичные лепные цветы, которые можно встретить практически на каждом изделии.
Саксонская фарфоровая мануфактура Дрездена (Sächsische Porzellanmanufaktur Dresden) была основана в 1872 году художником по фарфору и владельцем магазина антикварной керамики Карлом-Иоганном Готтлобом Тиме. В 50 лет предприниматель оставил семейный бизнес и решил начать собственное дело. Для этого были все предпосылки. Когда в 1708 году в Дрездене группа учёных под руководством алхимика Иоганна Фридриха Бёттгера разгадала секрет китайского фарфора, Саксонский край прославился и обогатился. Мануфактуры по производству тонкостенной керамики открывались одна за другой.
В XIX веке фабрики стали предлагать не только готовую продукцию, но и прошедшие только первый обжиг, покрытые белой глазурью изделия – так называемое «бельё». Художники приобретали заготовки и расписывали на дому, а затем перепродавали в Саксонии и за её пределами. Но Тиме, также долгое время занимавшийся подобным ремеслом, рассудил, что намного прибыльнее будет сосредоточить в своих руках весь процесс производства – от разработки форм и моделей до декорирования изделий.
Чтобы сэкономить средства, предприниматель купил участок земли в индустриальной деревне Почаппель (сейчас район города Фрайтайль) всего в 8 км от Дрездена – строительство за пределами города обходилось намного дешевле. А 17 сентября 1872 года состоялось открытие «Саксонского фарфорового завода Карла Тиме».
В 1874 году на молодое предприятие пришёл талантливый скульптор Карл Август Кунцш. Его роль в дальнейшем становлении и развитии фабрики трудно переоценить. Мастер украсил посуду и декоративные вазоны пышными цветочно-фруктовыми гирляндами, которые вскоре стали «визитной карточкой» дрезденской мануфактуры, жемчужиной индивидуального стиля. Из работника Кунцш быстро превратился в делового партнёра, а затем и зятя Тиме, женившись на его дочери.
В 1888 году фабрика сменила владельца. Тиме умер и Кунцш занял пост руководителя, проявив, в дополнение к художественному, недюжинный предпринимательский талант. Он не только способствовал расцвету предприятия, но и вывел его на международный рынок. Кунцш лично посетил Америку и некоторые страны Европы, устанавливая партнёрские отношения и договариваясь об экспортных поставках.
Продукция Саксонского завода была представлена на важнейших промышленных выставках того времени, в частности, брюссельской 1897 года и парижской 1900 года. Эксперты высокого оценили художественные достоинства дрезденского фарфора, отметив его многочисленными наградами и медалями. Торговая марка стала приобретать мировую известность. В 1912 году высокие доходы предприятия позволили Кунцшу осуществить глобальную реконструкцию производственных корпусов. В таком виде фабрика существует и по сей день.
В 1920 году Карл Кунцш умер и «Саксонский завод» перешёл к его сыновьям. Дрезденский фарфор продолжал пользоваться спросом, прочно закрепившись в статусе элитного. В 1930-х годах несколько сервизов приобрели члены британской королевской семьи, в том числе специальный «Кукольный набор для Мэри». Войны и мировой экономический кризис сказались на работе предприятия, вынудив его владельцев уменьшить объёмы производства, чтобы избежать полного краха. С 1914 по 1932 годы число работников сократилось с 300 до 70 человек.
После 1945 года компанию частично стало контролировать государство, обвинив младшего из братьев Кунцш – Эмиля в экономическом саботаже. В 1951 году главный владелец компании был вынужден переехать в ФРГ, а ещё 6 лет спустя новые власти отстранили от участия в управлении фабрикой членов его семьи, оставшихся на родине. В 1972 году предприятие было полностью национализировано и переименовано в «Саксонский фарфоровый завод. Дрезден. Фрайтайль». Почти вся выпускавшаяся в то время продукция поставлялась на экспорт, поэтому очень скоро к ней вернулась довоенная слава и популярность.
Вместе с тем стало расти число подделок и спекуляций, обесценивавших оригинальные предметы декора в глазах коллекционеров. В 1970-х годах Высший земельный суд Мюнхена подтвердил, что дрезденским фарфором могут называться только изделия, выпущенные Саксонским заводом, что стало важной поддержкой для бренда. При активном участии государства, предприятие постепенно выходит из кризиса. Штат его сотрудников в конце 1980-х годов увеличивается до 180 человек.
После объединения Германии в 1990 году и денационализации, завод сменил несколько владельцев. С 2005 года он принадлежит бизнесмену из России – Арменаку Агабабяну и называется «Саксонская фарфоровая мануфактура Дрездена GmbH». Предприятие по-прежнему специализируется на керамике класса люкс, в основном копируя прежние классические образцы. В распоряжении художников свыше 12 500 различных пресс-форм, созданных за период существования фабрики. К сожалению, 60% фонда после 2014 года считаются безвозвратно утраченными.
Склад, где хранились пресс-формы, долгое время содержался в ненадлежащем состоянии, что привело к разрушению стен и кровли. Упавшие конструкции погребли под собой и разбили находившиеся рядом гипсовые слепки. До инцидента, хранилище неоднократно критиковали за ветхость и высокую влажность, приводившую к порче моделей. Но, несмотря на потери, роскошный дрезденский фарфор продолжает радовать потребителей внутри страны и за рубежом. Он поставляется в Россию, Великобританию, США, Японию и арабские государства.
В последние годы фабрика начала осваивать новые, современные направления дизайна. Так, в 2014 году она сотрудничала с немецкой джазовой певицей русского происхождения Лидией Валентой, выпустив серию вазонов и статуэток классической формы, но с креативным декором.
Фабрика производит декоративный и художественный фарфор в духе рококо, барокко, ампира и бидермейера, делая ставку на виртуозность своих художников и скульпторов. Помимо цветочных гирлянд, в декоре используются: прорезные элементы, ручная полихромная роспись, не уступающая по сложности живописным полотнам, позолота.
В ассортименте фабрики:
В большинстве крупных работ классического образца сочетается роспись, заключенная в картуши и лепное обрамление. Особенно ценятся знатоками вазы-попурри в форме древнегреческих амфор, выпускаемые Саксонским заводом.
Подобные сосуды были изобретены в XVIII веке и служили для ароматизации помещения. В верхней части делались прорези, чтобы запах пряных трав и специй, которые находились внутри, наполнял окружающее пространство. Попурри старались изготавливать парами для симметричной расстановки в интерьере.
С 1902 по 1926 годы Саксонский завод несколько раз менял штамповку своих изделий, также было зарегистрировано 32 различных бренда, из них 24 предназначались для экспортных линеек продукции. Клейма, как правило, наносились кобальтовой краской под глазурное покрытие, хотя иногда ставились метки красными или синими эмалями и золотом. На крупных вазонах первой половины XX века можно встретить тиснённое изображение геральдической короны.
Но самое известное и узнаваемое клеймо было введено в 1901 году – перекрещенные буквы S и P нанесённые кобальтом. В 1902 году к ним добавилась внизу каллиграфическая надпись «Dresden» и всё вместе было зарегистрировано как товарный знак, который сохранился до настоящего времени.
В маркировке изделий может встретиться несколько чисел, нанесённых надглазурной эмалью. Таким образом, обозначились художники, работавшие над созданием очередного дрезденского шедевра. Числа включались в каталог, хранившийся у менеджеров предприятия. Ставить личную подпись непосредственно на изделиях завода, художникам разрешалось крайне редко.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: