Кузнецовский фарфор

Фарфор

Кузнецовский фарфор

Нежный и лиричный, яркий и праздничный, самобытный, с истинно русским «лицом» – так ценители характеризуют кузнецовский фарфор. Даже по фото несложно убедиться в исключительном качестве изделий, где виртуозность исполнения сочетается с функциональностью и разнообразием стилевых решений. Сегодня от некогда мощной фарфоровой империи Кузнецовых осталось два предприятия – в Ликино-Дулёво и Вербилках. Оба прославились своей продукцией и ценятся коллекционерами. Однако только Дулёвский завод считается продолжателем традиции и обладает правом выпускать эксклюзивный фарфор под «кузнецовским» брендом.

Династия крупнейших российских производителей фарфора началась с крестьянина-старообрядца Якова Васильевича Кузнецова – жителя деревни Новохаритоново, Гжельской области. Вместе со своими сыновьями он держал кузницу и постоялый двор, а, кроме того, торговал лесом и сдавал в аренду сельскохозяйственный инвентарь. Активная деятельность позволила Кузнецовым собрать капитал, достаточный, чтобы выкупиться у помещика и открыть в 1810 году Новохаритоновскую фарфоровую мануфактуру.

С XIII века так называемый «Гжельский куст» славился своим гончарным промыслом. Земля здесь была неплодородной, зато богатой белыми глинами с разным составом, сочетание которых позволяло изготавливать качественную керамическую посуду, в том числе майолику и фаянс. В 1800 году местный крестьянин Павел Куликов открыл первое фарфоровое производство. Он обучался на фабрике в селе Перово, основанной обрусевшим немецким дворянином, и хорошо знал секрет устройства высокотемпературных обжиговых печей, а также состав сырцовой массы. И то, и другое Куликов держал  в строжайшей тайне, но не смог противостоять изобретательности многочисленных конкурентов. Кузнецов в частности «разговорил» единственного помощника фарфориста, получив всю техническую информацию.

Производство гжельской тонкостенной керамики в начале XIX века набирало обороты, но её качество оставалось крайне низким. Первые образцы имели сероватый оттенок, а глазурь из-за неравномерного нанесения, то плохо покрывала черепок, то отлетала при малейшем ударе. Кузнецовы сразу взяли курс на высокое качество, чем привлекли потенциальных покупателей – зажиточных крестьян и владельцев питейных заведений, которые нуждались в долговечной, красивой посуде. Занять лидирующее положение помогло также правильное распределение природных и трудовых ресурсов. В результате всего за 2 года Новохаритоновская мануфактура достигла процветания.

После смерти Якова Кузнецова в 1832 году, его старший сын – Терентий вместе с младшим братом Акимом начал расширять семейное предприятие. Первым делом он сменил место дисклокации завода, присмотрев для этих целей пустошь Дулёво неподалёку от деревни Ликино. Новый район имел несколько преимуществ:

Местные жители соглашались на самую низкую оплату, однако, в отличие от знавших себе цену гжельских мастеров, они не были знакомы с тонкостями фарфорового производства. На обучение кадров, поиск собственных рецептов сырья и глазурей ушло бы много времени. Терентий Кузнецов решил вопрос по-другому: арендовал фабрику своего главного конкурента – предпринимателя Сафронова из соседней деревни Коротково, где производился очень качественный расписной фарфор. Так он стал обладателем бесценного опыта и знаний, взамен значительно расширив и переоснастив мануфактуру. Позже сафроновская фабрика был выкуплена и слита с головным предприятием в Дулёво.

Терентий Кузнецов выработал уникальную по тем временам стратегию – его фабрика выпускала продукцию для разных слоёв населения, учитывая их вкусы, потребности и покупательские возможности. Простая и функциональная посуда с грубым рисунком предназначалась для крестьян, купцам предлагали более утончённый вариант с позолотой внутри, а настоящим ценителям из высших слоёв – копии Мейсена и Севра. Дулёвский завод можно считать пионером по обслуживанию сектора HoReCa, который в то время был представлен трактирами и постоялыми дворами.

Терентий Яковлевич любил своё дело, интересовался новинками отрасли и, по возможности, внедрял их на новой мануфактуре. Так, в Дулёво он впервые применил разделение на цеха, выполнявшие только один вид работ, например: формовочный, литейный, обжиговый, живописный и так далее. Это позволило ускорить работу и повысить качество выпускаемых изделий. Впоследствии инновационный метод Кузнецовы распространили на все свои предприятия.

Кроме того, фабрикант изучал покупательский спрос, посещал ярмарки в поисках новых идей, приглашал понравившихся мастеров. Он заботился о быте рабочих: выстроил на территории завода общежития для приезжих, столовую и чайную. Но, несмотря на прогрессивные методы, мастера кузнецовской фабрики трудились в тяжёлых условиях и редко доживали до старости из-за высокой концентрации ядовитых веществ, применяемых в производстве.

Один из трёх сыновей Терения Кузнецова – Сидор, в 1841 году открыл под Ригой (в Лифляндской губернии) ещё одну фарфоровую фабрику. Его привлекала не только возможность через северные морские пути поставлять продукцию на экспорт, но и присутствие в регионе сильной старообрядческой общины, которая обещала поддержку молодому предприятию. Со своей стороны, Сидор Терентьевич предоставлял работу единоверцам из бедных семей.

Рижский завод быстро принёс создателю дивиденды. Развитию фабрики послужил наплыв мастеров из Гжели, где в то время началось массовое разорение мелких фарфоровых и фаянсовых мануфактур. Кузнецов учёл опыт земляков, не сумевших или не пожелавших модернизировать производство, отчего продукция теряла качество и не находила сбыта. Рижский завод был оснащён по последнему слову техники. Его фарфор высокого оценили на Выставке сельских и фабричных изделий в 1843 году. Это открыло путь на международные рынки, принесло кузнецовской династии европейскую известность. В Риге впервые помимо отечественного сырья стали использовать привозное – из Франции, Германии и Скандинавии. Это положительно сказалось на качестве фарфора, который приблизился к лучшим европейским и азиатским образцам.

Рижский завод быстро принёс создателю дивиденды. Развитию фабрики послужил наплыв мастеров из Гжели, где в то время началось массовое разорение мелких фарфоровых и фаянсовых мануфактур. Кузнецов учёл опыт земляков, не сумевших или не пожелавших модернизировать производство, отчего продукция теряла качество и не находила сбыта. Рижский завод был оснащён по последнему слову техники. Его фарфор высокого оценили на Выставке сельских и фабричных изделий в 1843 году. Это открыло путь на международные рынки, принесло кузнецовской династии европейскую известность. В Риге впервые помимо отечественного сырья стали использовать привозное – из Франции, Германии и Скандинавии. Это положительно сказалось на качестве фарфора, который приблизился к лучшим европейским и азиатским образцам.

В 1864 году управление фабрикой принял на себя следующий представитель семейного клана Кузнецовых – Матвей, которому в то время едва исполнилось 14 лет. Однако при помощи опытных наставников, молодой человек эффективно руководил растущим производством. Матвей первым в династии получил высшее финансовое образование – отец целенаправленно готовил его к продолжению семейного дела, для преумножения славы кузнецовского фарфора.

Вдохновленный успешным развитием предприятий в Риге и Дулёво, Матвей Сидорович, едва достигнув совершеннолетия, энергично взялся за расширение бизнеса. Его задачей стало объединение под своим именем фарфорово-фаянсовой промышленности России, путём скупки и поглощения ведущих заводов отрасли, находившихся на грани разорения.

Воплощать свою идею молодой промышленник начал с фаянсовой фабрики Ауэрбаха в Тверской губернии, поставлявшей посуду к императорскому двору. Выкупив обанкротившееся предприятие, Матвей Сидорович получил не только техническое оснащенное производство, где использовалась редкая в тот период переводная печать, но и право ставить на теперь уже свою продукцию клеймо с российским гербом. Это привлекло покупателей из высших слоёв общества, ценивших элитарность продукции выше её реального качества.

Несколько не столь удачных приобретений и рост цен на дрова, без которых невозможно керамическое производство, привели Кузнецова на грань банкротства. Но даже эту сложную ситуацию Матвей Сидорович обернул в свою пользу, обратившись к опытному управляющему – Петру Ануфриеву, также происходившему из староверцев. Благодаря участию влиятельного профессионала, кузнецовская империя не только преодолела кризис, но и смогла настоять на введении заградительных пошлин для импортного фарфора. Что в свою очередь, привело к укреплению отечественной индустрии. Также на кузнецовских заводах впервые стал применяться торф, который стоил намного дешевле дров, превосходя их по эффективности. Обжиг получался более плавным, а изделия – прочными и тонкими.

В 1887 году было основано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». В него вошло 7 заводов:

Единственным сегментом, неохваченным кузнецовской империей, оставалось аристократическое общество. Фабриканту из низов требовались немалые усилия, чтобы привлечь покупателей такого уровня. Двери в «высший свет», Матвей Сидорович открыл, выкупив в 1891 году фабрику Франца Гарднера в Вербилках. Здесь производилась утончённая художественная продукция по европейским стандартам. И вновь империя обогатилась секретами чужого мастерства в дополнение к узнаваемому клейму, которое перешло в её собственность.

В 1989 году кузнецовское «Товарищество» стало лидером мировой фарфоровой индустрии, выпуская 75% отечественной продукции. В 1902 году ему присвоили статус официального поставщика императорской семьи.

После 1917 года «Товарищество» Кузнецова перестало существовать, а все его заводы, кроме рижского, были национализированы. Фарфор первых лет советской власти относится к агитационному и ценится не меньше, чем антиквариат XIX века. Все заводы, кроме Дулёвского и Вербилок на сегодняшний день прекратили своё существование.

В 1990 году на территории предприятия в Ликино-Дулёво открылось ЗАО «Товарищество Кузнецовский фарфор», объявившее себя продолжателем традиций семейной империи. Его основала группа энтузиастов, стремившихся возродить первоначальную рецептуру и технологии производства XIX – начала XX века. Это стало возможным, благодаря участию потомственных фарфористов, предки которых в своё время работали на кузнецовских заводах. «Товарищество» выпускает штучную авторскую продукцию: сервизы, малую скульптурную пластику и сувениры из высококлассного фарфора. В основном оно работает на заказ, в отличие от производства, ориентированного на масс-маркет.

Стремясь удержать клиентуру поглощённых заводов, кузнецовская династия сохраняла первоначальные клейма, добавляя к ним свою фамилию. Это объединяет разнообразную маркировку, в которой начинающему коллекционеру несложно запутаться. Антикварный фарфор без подписи Кузнецовых никоим образом не относится к легендарному «Товариществу».

Большинство клейм раннего периода окружены виньетками или заключены в круг. В Дулёво их наносили преимущественно кобальтом под глазурь. Самыми витиеватыми и сложными были клейма Рижского завода. В период «Товарищества» стиль маркировки унифицировали: надписи отдавливались в тесте с одновременной прорисовкой синими или зелёными наглазурными красками.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Кузнецовский фарфор"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация