Фарфор
Холодный фарфор – доступный и недорогой материал для лепки, очень податливый и простой в работе. Из него легко создаются самые разнообразные изделия и элементы декора, но особенно красочными и удивительно красивыми получаются цветы. Цветочные композиции из холодного фарфора, грамотно выполненные и оформленные в вазах, выглядят как настоящие букеты, а «посаженные» в горшочки – практически не отличаются от цветущих комнатных растений.
Родиной этой изобретения считается Аргентина, где в начале XIX (по некоторым источникам – в начале ХХ) века был впервые использован материал, аналогичный керамике, но не требующий сложной обработки, специального оборудования и обжига. Замену классическому фарфору искали уже давно и в разных странах. Так, итальянцы еще раньше начали создавать миниатюрные куклы из особого соленого теста высокой пластичности. Однако из-за чрезмерной пористости оно быстро разрушалось.
Разработанный в Аргентине материал был более стойким и долговечным, что способствовало его активному распространению сначала в Латинской Америке, а затем в США и Европе. В США изделия из холодного фарфора считаются художественной керамикой и ценятся довольно высоко. Каждый год проводятся выставки, что способствует развитию промысла. В Западной Европе его называют «бисквитом», как и керамику, которая поддавалась только одному, утильному обжигу.
Практически одновременно с аргентинцами (или даже на столетие раньше, если верить другим источникам) в России тоже была создана подобная холодно-фарфоровая масса, высокая пластичность которой позволяла изготавливать изящную лепнину. Ее состав разработал мастер Императорского фарфорового завода П. У. Иванов. Он начал изготавливать из такого «альтернативного» фарфора цветочные композиции и украшать ними флаконы с парфюмерией, которая поставлялась императорской семье. Позже белые («бисквитные») цветы мастер стал применять для декора ваз, зеркальных рам и каминных порталов. Работы П. Иванова не имели аналогов в мире, но рецепт состава он никому не раскрыл и после смерти художника уникальный рецепт был утрачен. Секрет невероятного по пластичности ивановского холодного фарфора никто не смог разгадать, и до наших дней так и не удалось повторить изящную технику Петра Иванова.
Из отечественных мастеров современности, работающих с этим материалом, хорошо известен Евгений Андреев, который в 2002 году создал собственный рецепт холодно-фарфоровой массы. Она тоже очень пластична и отлично поддается формовке. Работы мастера выставлены в Государственном Русском музее и в Эрмитажном магазине.
Несмотря на одинаковые названия, холодный фарфор не имеет ничего общего с обычным фарфором и другой керамикой ни по составу, ни по принципу обработки. Только в застывшем состоянии все эти материалы становятся внешне похожими между собой.
По своей химической структуре холодный фарфор относится к полимерам, состоящим из природных и синтетических компонентов. Изначально его изготавливали на основе кукурузного крахмала (от которого и произошло название Pasta di mais – «паста из кукурузы»), к которому добавляли только клеящее вещество, глицерин и масло. В современных рецептах присутствуют другие вещества, повышающие качественные характеристики и расширяющие возможности применения нового состава. Они будут описаны ниже в рецептах смеси.
По консистенции холодно-фарфоровая полимерная масса довольно плотная, но очень податливая, похожая на пластилин. При этом работать с ней намного проще, так как она не липнет к рукам и лучше держит форму. Сама смесь абсолютно безопасная, экологически чистая и отлично подходит для детского творчества. Готовые изделия отверждаются самостоятельно, высыхая на воздухе, поэтому и называется такой «фарфор» холодным, ведь классический нужно обжигать в печи при очень высокой (+1300°С) температуре. Но после полного затвердения он становится таким же твердым и полностью похожим на свой «оригинал».
Длительность отверждения при комнатной температуре составляет 1–5 дней в зависимости от толщины материала. В этот период он хорошо поддается корректировке, что позволяет вносить необходимые изменения или устранять недостатки.
В процессе лепки холодно-фарфоровая полимерная масса отлично соединяется с другими материалами. Ее можно украшать любыми аксессуарами и декоративными элементами – бусинами, пуговицами, ракушками, сухоцветами, ветками, текстилем. Поверхность изделия легко окрашивается и покрывается лаком, красиво смотрится в обсыпке из песка или бисера.
Приготовленная по стандартному рецепту смесь получается прозрачной с сероватым или бледно-желтым подтоном. В некоторых рецептах для придания цвета предлагается добавлять в нее жидкий пищевой краситель, но надо учитывать, что он дает слишком насыщенный неприродный оттенок.
Особенно не рекомендуется использование красителя, если холодный фарфор применяется для изготовления композиции из цветов. Ведь окраска лепестков очень многогранна, в них присутствует плавный переход от одного цвета к другому, а его будет трудно создать при общем окрашивании смеси. Поэтому лучше раскрашивать уже готовое изделие, к тому же для этого подходят любые краски.
Особенно не рекомендуется использование красителя, если холодный фарфор применяется для изготовления композиции из цветов. Ведь окраска лепестков очень многогранна, в них присутствует плавный переход от одного цвета к другому, а его будет трудно создать при общем окрашивании смеси. Поэтому лучше раскрашивать уже готовое изделие, к тому же для этого подходят любые краски.
Холодно-фарфоровая полимерная масса универсальна в применении. За счет высокой эластичности и податливости из нее можно формировать изделия любой формы с самыми сложными элементами. Чаще всего из холодного фарфора создаются цветы и цветочные композиции, поскольку они получаются очень реалистичными. Свойства этого материала позволяют воспроизвести в мельчайших деталях даже самые крошечные лепестки. Такие изделия могут использоваться самостоятельно в качестве элементов интерьерного декора или предметов бижутерии, а также для обрамления шкатулок, фоторамок, декоративной посуды, мебели. Помимо цветов, из этой пластичной массы изготавливают разнообразные поделки hand-made – подставки, статуэтки, фигурки, подсвечники, женские украшения.
При этом важно учитывать, что все подобные изделия очень требовательны к условиям окружающей среды. Особенно для них опасны три фактора:
Поэтому цветочные «вазоны» и другие композиции из холодного фарфора нельзя ставить на подоконник или хранить в помещениях с ненадлежащими показателями температуры и влажности.
Для защиты от негативного влияния поверхность таких изделий рекомендуется покрывать лаком. Дополнительно лаковое покрытие обеспечит более длительное сохранение формы и насыщенности цвета.
По изначальному аргентинскому рецепту холодный фарфор готовился из кукурузного крахмала с добавлением клеящего вещества, глицерина и масла. В современной интерпретации рецепт несколько изменен, а его состав зависит от технологии изготовления, которая существует в 2 вариантах: варка и вымешивание.
Для варения берут такие компоненты:
Крем и клей смешивают в эмалированной или другой химически неактивной емкости (не подходит посуда из алюминия), нагревают на небольшом огне и при постоянном помешивании вливают струйкой глицерин. Когда масса станет горячей, добавляют небольшими порциями крахмал, не переставая помешивать. Сначала смесь должна створожиться, затем приобрести пюреобразную консистенцию и в конце превратиться в тесто. На этом этапе ее вынимают, дают слегка остыть и вымешивают руками до приобретения пластичности.
Для второго рецепта (без варки) потребуется:
Все ингредиенты соединяют и вымешивают до однородности руками, смазанными вазелином.
При выборе составляющих для холодно-фарфоровой массы особое внимание уделяют клею, который должен быть качественным и свежим.
Крахмал подходит любой, но нужно учитывать, что каждый обладает разными по величине частицами и способностью образовывать клейстер. Также от используемого крахмала зависит цвет и другие характеристики массы:
Состав холодного фарфора может быть и другим. У каждого мастера свои секреты, которые он познает в процессе творческих экспериментов, открывая неожиданные тонкости и повышая качество материала.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: