Фарфоровая роспись

Фарфор

Фарфоровая роспись

Фарфоровая роспись – это всегда изящный рисунок, подчеркивающий тонкость изделий из этого хрупкого материала. Стоимость посуды и аксессуаров из особого рода керамики, родиной которой считается Китай, зависит от способа и техники декорирования. Самой ценной считается ручная роспись фарфоровой посуды, при этом и шелкография при помощи трафаретов не менее интересна для коллекционеров.

Виды росписи фарфора

Независимо от страны производства керамических изделий для их оформления применяют несколько видов декорирования. Глобально по способу использования технических средств они делятся на:

  • ручные;
  • механические;
  • комбинированные.

При первом оформлении используют перо или кисть. Фарфор ручной росписи ценится выше всего, так как это не только всегда индивидуальный подход, но и наиболее тонкая передача оттенков и переходов красок, которых очень тяжело добиться при аэрографии. Этой технике до сих пор не изменяют мастера Дулевского фарфорового завода.

Использование дополнительных средств, позволяющих автоматизировать производство, подразделяется на:

  • аэрографию;
  • деколькоманию;
  • печать;
  • штамповку;
  • шелкографию;
  • фотокерамику.

Комбинированный способ представляет собой сочетание ручной и автоматизированной росписи и нанесения рисунка по фарфору.

По технике оформления различают:

  • подглазурную;
  • надглазурную;
  • внутриглазурную роспись.

Все они предполагают обязательный обжиг: при первых двух техниках под высокой температурой, а в последней – при низкой.

Подглазурная роспись фарфора

Эта техника сегодня считается достаточно редкой, так как не позволяет использовать полный набор красок. Рисунок наносится на чистую керамическую поверхность еще до глазурования и обжига. Краски для росписи фарфора при таком способе распределяют кистью, пером или используют специальные подглазурные карандаши, но последние стали применять сравнительно недавно.

Сложность работы по керамической поверхности без предварительного глазурования состоит в том, что краски обязательно должны быть термостойкие, чтобы во время последующего обжига при 1350°С они не растеклись, не растворились в глазури и не вплавились в нее. При этом краски при подглазурном декорировании должны вплавляться в сам фарфор. Для этого в их состав добавляют плавень, а чтобы обеспечить химическую устойчивость – каолин и окись алюминия.

Сложность этой техники состоит в подборе красок, так как после обжига пигмент может менять оттенок. Перед нанесением состава на изделие делают пробное окрашивание по черепку. При этом у подглазурной росписи есть одно большое преимущество – мягкие и плавные линии, поэтому именно такой способ выбирают при оформлении фарфора своими руками во время прорисовывания сложных элементов.

Для подглазурного оформления подходят краски:

  • на основе окиси железа, марганца, цинка, которые дают черный и коричневый цвет;
  • на базе глинозема, окиси цинка и кобальта, от которых получают синий оттенок;
  • на основе шпинели, содержащего оксиды алюминия и магния, от которого не зависит цвет, но удается добиться устойчивости вплавления в глазурь при обжиге.

Надглазурная роспись фарфора

Эта техника состоит в нанесении рисунка по глазурованным поверхностям. Это более простой способ, поэтому большинство изделий оформляют именно так.

У него есть ряд преимуществ:

  • требует меньшей температуры окончательного обжига, из-за чего менее искажаются первоначальные оттенки красок;
  • возможно повторное нанесение рисунка: еще не обожженный слой можно снять скипидаром;
  • возможно применение золота и серебра.

Есть также и один существенный недостаток: за счет нанесения красок на уже обработанную поверхность рисунок получается менее стойким, так как красящий пигмент не растворяется в глазури. Из-за этого с течением времени узор может стираться с поверхности, особенно, если фарфоровую посуду часто моют в машине.

Отличить надглазурное декорирование можно на ощупь: такой рисунок немного выпуклый. Это связано с тем, что глазурь ложится поверх краски не ровным слоем, а наносится на ее поверхность. В результате более толстые мазки выступают. Краски для этой техники состоят из окислов металлов и флюса. Первые определяют цвет, а второй компонент необходим для вплавления пигмента в глазурь. Для надглазурной росписи фарфора используют кисти из беличьего ворса и перо.

Внутриглазурное нанесение рисунка сходно по технологии с надглазурным способом. Отличие состоит лишь в температуре обжига: она на примерно на 400°С выше (1200-1300°С). Это позволяет вплавить краски в глазурь, из-за чего рисунок получается более устойчивым к механическим повреждениям.

История росписи фарфора

Декорирование изделий из тончайшей керамики – особый вид искусства. Зародился он в Китае, а с XVIII века активно начал развиваться и в Европе, что повлекло за собой формирование особого стиля росписи. На изделиях появилась христианская тематика, все чаще стали изображать семейные гербы и логотипы, хотя традиционными для фарфора считаются меандр и различные геометрические узоры. Также для китайской посуды часто применяли растительные мотивы, особенно популярны были стилизованные лотосы и пионы. Классикой считаются изображения рыб, морских коней, драконов и фениксов. Образцы XVI века отличаются пейзажами.

Характерным для фарфора минской эпохи было сочетание бирюзы, желтых, зеленых оттенков, лиловой и коричневой глазури. В XVIII веке в период правления императора Юн Чжэна стиль росписи фарфора изменился. Появилась розовая эмаль, которая полностью сместила все типы оформления керамических изделий эпохи Кан Си. Одновременно с ней начали использовать лимонно-желтую и белую эмаль. В таком стиле оформляли фарфор в течение века.

Вместе с появлением новых глазурей изменился и декор. Привычные скалы, цветы и рыбы стали более красочными. Изображения делали очень крупными и обрамляли их бледно-розовым геометрическим узором. Популярными в XVIII веке становятся жанровые и мифологические сюжеты. В это же время возобновляют нанесение черного линейного рисунка, характерного для эпохи Юн Чжэна, но уже с тенденциями современной гравюры.

В коллекциях сегодня можно встретить и фарфоровые изделия, покрытые красным резным лаком с добавлением перламутра. Также есть образцы с мелким стилизованным рисунком с растительным орнаментом. Фарфор Сиама отличается изображениями буддистских божеств. Для российских фарфористов характерна техника гжель.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Фарфоровая роспись"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация