Фарфор
Коллекционеры и дилеры антиквариата ценят фарфор с клеймом Bavaria не ниже, чем мейсенский или дрезденский. Под брендом объединились несколько региональных производителей, известных высочайшим качеством посуды и мелкой пластики. Они работают на экспорт, поэтому предпочитают единый торговый логотип фактическому названию, которое «не на слуху», как, например, Nymphenburg, Höchst, Hutschenreuther или Rosenthal.
Фарфор из Баварии, в отличие от Дрездена, неоднороден и не имеет характерного, легко узнаваемого стиля. У каждого предприятия выработался свой, индивидуальный «почерк», однако вся продукция географического бренда относится к элитному сегменту.
Популярность баварского фарфора зародилась в 1880-х и достигла своего пика в 1930-х годах. В этот период активно работали предприятия, открывшиеся в XVIII веке и появлялись новые. Среди них наиболее известны – Hutschenreuther, Schumann, Alboth & Kaiser, Moschendorf, Zeh, Scherzer & Co., Winterling, Sandizell, Seltmann, Tettau. Большинство заводов ориентировалось на экспорт в США, причём поставляли не только готовые изделия, но и «бельё» которое затем расписывалось и декорировалось на месте.
Американские торговые фирмы делали крупные заказы, часто скрывая фактического производителя под общей маркой Bavaria. Это позволяло реализовать продукцию, как флагманов немецкой фарфоровой индустрии, так и развивающихся предприятий, не уступающих в качестве, но ещё не создавших себе имя за океаном. Экспортные клейма легко узнать по более сложному, вычурному рисунку. Часто изображалась геральдическая символика Баварии – рычащий лев, императорская корона или земельный герб в виде белого щита с голубыми ромбами. С 1860-х по 1900-е годы в маркировке использовались золотые краски.
Практика экспортных поставок под общим брендом региона существует и сегодня. Однако фарфоровая индустрия Германии переживает не лучшие времена. Из-за финансовых затруднений, часть знаковых в прошлом баварских заводов закрылась, некоторые проданы, а оставшиеся перенесли производственные площади в Китай, где выпускается белая посуда и бисквитные заготовки. И только роспись на сервизы или предметы малой пластики по-прежнему наносится немецкими мастерами. Подобная продукция реализуется под брендом «Bavarian porcelain».
Для коллекционеров первоочередной интерес представляет антикварный и винтажный баварский фарфор. Он отличается исключительным качеством, благодаря местным каолиновым глинам, позволяющим делать высокий обжиг с получением плотного, хорошо спечённого, тонкого черепка. Фарфоровые изделия из Баварии имеют приятный молочный оттенок и мелодично звенят при ударе. В декоре преобладает традиционный для всей Германии романтический и неоклассический стиль, чаще других встречаются цветочные мотивы.
В целом, баварская тонкостенная керамика далека от изысканных форм, присущих эталону немецкого антикварного фарфора – «старому Дрездену». Дизайн изделий спокойный, уравновешенный, слегка тяжеловатый. Преобладающие цвета:
В отделке используется золото и серебро. Предметы, относящиеся к антикварным, расписывались исключительно вручную. Баварские предприятия периодически меняли клейма, что помогает при атрибуции. Ранняя маркировка носилась подглазурными красками, преимущественно, кобальтом. Затем до 1902 года применялось золото, а также цветные надглазурные эмали: зелёная, красная и синяя. Постепенно от драгметалла отказались, оставив его только для эксклюзивных экспортных изделий.
Один из старейших немецких фарфоровых заводов был основан в 1794 году выходцами из Тюрингии – Георгом Христианом Фридманом Грайнером и купцом Иоганном Шмидтом. Их начинание поддержал выдающийся немецкий естествоиспытатель Александр фон Гумбольт, лично обратившийся с просьбой о привилегиях к прусскому королю Фридриху Вильгельму II. Благодаря знаниям учёного в горном деле, молодое предприятие сразу же достигло выдающихся результатов. Свой вклад внёс и Георг Грайнер, происходивший из рода потомственных фарфористов Тюрингии. Именно он сумел разработать уникальную формулу сырья, изделия из которого получались безукоризненно белыми и полупрозрачными. Эти два свойства стали визитной карточкой фарфора Tettau. Зарекомендовав себя на международном рынке, завод благополучно «пережил» две мировые войны и спад экономики 1970-х, до настоящего времени ни разу не остановив производство.
Основные декоративные принципы сложились к середине XIX века в эпоху бидермейера. Позднее на заводе работали основоположники немецкого модернизма – Пауль Клее, Франц Марк и Август Макке. Они способствовали выпуску линии сервизов с лаконичными «авангардистскими» формами, которые присутствуют в ассортименте и сегодня. Почти с первых лет своего существования, Tettau вызывал интерес ценителей утончённой посуды – лучшие её образцы бережно хранится в музеях и частных коллекциях.
После 1852 года завод несколько раз менял владельцев. В 1897 году он стал называться Tettau, вместо первоначального Sontag & Söhne GmbH. К началу XX века на предприятии работало уже 600 человек, что сделало его одним из крупнейших в своей отрасли. Однако в период между двумя войнами наметился спад, на фоне общей деградации экономики. Чтобы поддержать производство, выпускалась недорогая столовая посуда для бытовых нужд и сектора HoReCa. После 1945 года, глава Tettau – Макс Вундерлих восстановил приоритет эксклюзивных кофейных и чайных сервизов ручной работы.
В 1957 году завод вошёл в группу компаний Seltmann Weiden с головным офисом в Верхнем Пфальце. Деятельность концерна направлена на поддержание престижа немецкого фарфора и противостояние экспансии дешёвой китайской продукции. До сих пор сервизы Tettau расписываются только вручную и полностью производятся в Баварии. В 2010 – 2011 годах предприятие объявило о создании материала нового поколения. Он объединил тёплый кремовый окрас мягкого фарфора с прочностью твёрдого, сделав предметы сервировки одновременно эстетичными и функциональными. Сервизы из прогрессивного сырья представлены в линейке Diamant.
В 1919 году предприниматель из Шарллотенбурга – Юлиус Исаак Эдельштейн выкупил небольшую фарфоровую мануфактуру в городке Кюпс (Верхняя Франкония), дал ей своё имя и занялся коренной модернизацией производства. Пять лет спустя предприятие вышло на общегерманский рынок, успешно конкурируя с лидером баварской керамической промышленности – компанией Rosenthal.
Изначально Эдельштейн поставлял товар в Восточную Пруссию, где у него была ещё одна фарфоровая мануфактура – в Ольштыне. Однако начавшийся в 1923 году общегерманский кризис, вынудил переориентироваться на экспортный рынок, в первую очередь, американский. Кроме того, поставки осуществлялись в Нидерланды, Скандинавию, страны Балтии и Австралию. В 1926 году предприятие было передано за долги крупнейшему производителю фаянса – компании Colditz. Эдельштейн некоторое время возглавлял фарфоровый завод Volkstedt, однако с приходом к власти нацистов, был вынужден покинуть страну, а позднее вместе с женой погиб в Риге.
Фабрика в Кюпсе успешно работала до 1973 года. На современных антикварных аукционах фарфор с клеймом Edelstein Bavaria – «желанный гость», охотно раскупаемый коллекционерами и ценителями. До 1930-х годов предприятие ориентировалось на стиль рококо и ампир, используя для украшения рельефные виньетки, флористический рисунок, отводки серебром и золотом. Из-за сходства дизайнов, Эдельшетейну несколько раз приходилось судиться с главным конкурентом – Розенталем, выдвигавшим обвинения в плагиате.
Часть продукции была выполнена в стиле модерн по эскизам архитектора Рихарда Римершмида. После 1933 года фабрика Edelstein полностью отказалась от выпуска статуэток и безделушек, посчитав их невыгодными. С этого момента ассортимент ограничивался посудой, ориентированной не только на элитного, но и на среднего покупателя. В годы Второй мировой войны предприятие выпускало толстостенные предметы сервировки для Вермахта с нацисткой символикой и маркировкой.
В 1872 году баварец Август Альбот основал фарфоровую мануфактуру в Кобурге, а несколько месяцев спустя, официально зарегистрировал её под своим именем. Сначала предприятие развивалось слабо. Но в 1898 году сын Альбота – Эрнст, возглавил семейную компанию и перенёс производство в соседний Кронах, где построил новый, более крупный и современный завод. Удобное расположение, наличие топливных ресурсов и каолиновых месторождений делало этот шаг более чем оправданным.
С 1925 года управление предприятием частично взяли на себя дети Эрнста: сын Вилли и дочь Эрна со своим супругом – банкиром Георгом Кайзером. Впоследствии совместная компания была переименована в Porzellanfabrik AL-KA Kunst Alboth & Kaiser. Новый бренд представлял собой комбинацию из фамилий владельцев. Хорошо известно клеймо того периода – каллиграфическая надпись «Al-Кa Кunst Bavaria» под стилизованной баварской короной. На фарфор она наносилась зелёной надглазурной эмалью.
Кронахский фарфоровый завод – вторым в Баварии после Нимфенбурга, взялся за изготовление знаменитых рокайльных «кружевниц». Для создания ажурных скульптур применялся специальный текстиль, который окунали в жидкую каолиновую массу, а затем обжигали. Процесс был настолько сложным и трудоёмким, что лишь единицы решались повторить его. Помимо двух баварских производителей, «кружевниц» выпускали Мейсен, Фолькштедт и Унтервейсбах.
В 1970 году название бренда изменили на Kaiser-Porzellan. Это звучало привлекательнее для зарубежных инвесторов и партнёров. После воссоединения Германии, внутри фарфоровой индустрии обострилась конкуренция. В 2001 году компания Kaiser-Porzellanmanufaktur Staffelstein KG объявила о банкротстве и перешла в собственность концерна PM Kapital GmbH & Co. KG. Бренд Kaiser-Porzellan сохранился – сейчас занимается малой пластикой и декоративными предметами в бисквите.
Один из ведущих заводов Баварии закрылся из-за банкротства в 2013 году, но, подобно Kaiser-Porzellan, продолжает существовать в статусе бренда. Принадлежит компании Rosenthal. Уже через год после слияния, на ярмарке Next Organic в Берлине, дизайнеры Arzberg представили новую концепцию посуды для ресторанов органической кухни. Этим они подтвердили жизнеспособность бренда и готовность воплощать в керамике самые прогрессивные идеи.
На протяжении 150-летней истории, продукция Arzberg отличалась эргономичными формами и минималистским дизайном. Только в начале XX века изготавливалась ажурная посуда в стиле ар-нуво, принёсшая заводу международную известность.
На развитие производства большое влияние оказали два немецких дизайнера: Герман Гретч и его преемник – Генрих Лёффельхардт. В период с 1930 по 1960 годы они сформировали уникальный по чистоте и лаконичности стиль, близкий идеям конструктивизма и школы Баухаус. И если творчество Гретча, тесно сотрудничавшего с Третьим Рейхом можно назвать спорным, Лёффельхардт смог усовершенствовать проекты предшественника, добавив вызывающе простым формам отточенную элегантность. Фарфор Arzberg признан классикой мирового промышленного дизайна.
С 1970 года завод, а затем и бренд работает исключительно с приглашёнными дизайнерами. В их числе:
Arzberg – принципиально новое слово в фарфоровой индустрии Германии, где преобладает классическое направление. Бренд позиционирует себя как создатель «вневременных вещей, без которых сложно обойтись в повседневной жизни». Большинство предметов в коллекциях чисто белые, чтобы цвет не мешал воспринимать эстетику формы. При этом лепнина и рельефные украшения отсутствуют, что считается «высшим пилотажем» в промышленном дизайне.
Пожалуйста, используйте следующую форму для входа: