Фарфор из Барановки

Фарфор

Фарфор из Барановки

Коллекционеры высоко ценят украинский фарфор из Барановки. Клеймо предприятия стало своеобразным символом качества и художественного мастерства. Особый интерес представляет малая пластика, выполненная в лучших национальных традициях и обладающая уникальным народным колоритом. В фаворе – работы художника Владислава Ивановича Щербины, который считается одним из основоположников советского керамического искусства. Сегодня, когда фарфоровая отрасль Украины практически уничтожена, сохранившееся наследие представляет не только эстетическую, но и большую историческую ценность.

Украина, особенно Полесская область, богата каолиновыми глинами, необходимыми для производства фарфора. По качеству сырьё не уступает саксонскому и чешскому, неудивительно, что в начале XIX века вокруг самых крупных месторождений стали один за другим возникать предприятия по выпуску тонкостенной керамики. Старейшим среди них считается Корецкий фарфоровый завод, открытый в 1784 году по инициативе волынского правителя – князя Юзефа Клеменса Чарторыйского. Знатный польский аристократ мечтал владеть предприятием, не уступающим прославленному Мейсену, поэтому не жалел средств на оборудование и зарплаты мастерам. Однако первые 6 лет ему удавалось выпускать только фаянс, хотя и высокого качества.

Всё изменилось с приходом на завод выходцев из Франции – братьев Михаила и Франциска Мезеров, которые были хорошо знакомы с тонкостями и секретами фарфорового производства. Первые образцы корецкой тонкостенной посуды представили польскому королю Станиславу II Августу в 1790 году. Она произвела настолько благоприятное впечатление, что возглавлявший завод Франциск Мезер получил дворянский титул и перстень Его величества с личной монограммой.

Корецкая мануфактура продолжала продуктивно работать до января 1797 года. В новогодние праздники захмелевшие рабочие устроили пожар, который уничтожил большую часть оборудования, привезённые из Мейсена и Китая образцы, сырьё, а также склад готовой продукции. Франциск Мезер к тому времени отошёл от дел, а его брат – Михаил не захотел участвовать в восстановительных работах. Он перебрался в соседнюю Барановку (сегодня относится к Житомирской области), где в 1802 году начал строить собственную фабрику по производству фарфора. К тому времени братьям удалось разработать оптимальный рецепт сырья с учётом особенностей местных глин, что сыграло важную роль в становлении тонкокерамической отрасли Украины и Польши в целом.

Участок под заводские цеха Мезер выкупил у владельцев земли – княжеского рода Любомирских-Валевских. У них же нанял и крепостных крестьян, занимавшихся не только подсобными работами, но и росписью изделий. Протекающая рядом река Случ, густые леса и крупные залежи каолиновых глин, обеспечивали всё необходимое для керамического производства. Предприятие развивалось быстрыми темпами. Мезер сохранял выбранную ещё в Корце стилистику: классические мотивы, изысканную роспись с пейзажными или портретными миниатюрами, растительные орнаменты, простые, но гармоничные формы. В 1825 году парадные вазы барановского производства были подарены Александру I, после чего мануфактура получила привилегию использовать в маркировке государственный герб.

В 1820 году Михаил Мезер умер. Руководство процветающей мануфактурой перешло к его сыновьям и племянникам. При них значительно расширился ассортимент, фарфор приобрёл собственный, неповторимый стиль. Выпускались не только сервизы, но и отдельные предметы сервировки: паштетницы, кувшины для холодных напитков, салатники, корзинки для выпечки и сладостей, супницы и так далее. Особой популярностью пользовались наборы для завтраков на двоих и чайные пары изысканной формы.

Роспись выполнялась в яркой цветовой гамме, характерной для Полесья, с преобладанием оттенков жёлтого, красного и синего. Для повседневной посуды выбирались растительные мотивы – полевые букеты или отдельные цветы: васильки, ромашки, маки, примула, незабудки. Вторым вариантом росписи были дубовые ветви и колосья. Сервизы и вазы для торжественных случаев и парадных обедов украшались искусными миниатюрами.

Основой для сюжетов служили польские гравюры и живописные полотна того времени.

Наибольшее распространение получили:

Первый расцвет мануфактуры в Барановке приходится на 1818 – 1840-е годы. После 1845 года её передали в аренду, что привело к постепенному снижению качества продукции. Уменьшилось и число рабочих, что привело к общему упадку предприятия. К середине XIX века барановский фарфор перестали маркировать гербом, поскольку он уже не соответствовал общепринятым стандартам. В 1884 году завод выкупила графиня Казимира Грохольская, однако при ней ситуация существенно не изменилась.

В 1895 году на производстве случился пожар. Находившиеся в аварийном состоянии заводские здания вместе с землёй, на которой они стояли, приобрёл влиятельный севастопольский купец греческого происхождения – Николай Грипари. Человек передовых нравов, в должности консульского агента побывавший во многих странах Европы, он приложил немало усилий, чтобы вывести производство фарфора в Барановке на новый, более высокий уровень.

На свои средства Грипари восстановил и переоснастил предприятие, расширив номенклатуру продукции. Помимо фарфоровой посуды, завод начал выпускать огнеупорный кирпич и канализационные трубы, дававшие хорошую прибыль. Тем не менее, работа Барановского завода оставалась нестабильной – за взлётом следовал очередной упадок и так продолжалось до 1905 года, пока владельца не поддержали сыновья. Их вложения позволили значительно расширить и модернизировать предприятие. Важным шагом стала замена дровяных печей более прогрессивными газовыми и внедрение других передовых технических новинок. Грипари отправил своего сына – Петра на стажировку в Лимож, параллельно с этим пригласив в Барановку французского модельмейстера Филиппона и живописца Батио.

На свои средства Грипари восстановил и переоснастил предприятие, расширив номенклатуру продукции. Помимо фарфоровой посуды, завод начал выпускать огнеупорный кирпич и канализационные трубы, дававшие хорошую прибыль. Тем не менее, работа Барановского завода оставалась нестабильной – за взлётом следовал очередной упадок и так продолжалось до 1905 года, пока владельца не поддержали сыновья. Их вложения позволили значительно расширить и модернизировать предприятие. Важным шагом стала замена дровяных печей более прогрессивными газовыми и внедрение других передовых технических новинок. Грипари отправил своего сына – Петра на стажировку в Лимож, параллельно с этим пригласив в Барановку французского модельмейстера Филиппона и живописца Батио.

Фарфор этого периода отличался тонкостью, прозрачностью и нежнейшей росписью. С 1910 по 1914 год Барановка регулярно участвовала в международных промышленных выставках – в Венеции, Риме, Париже, Барселоне и Лондоне. Ассортимент, прежде состоявший из столовых и чайных сервизов, а также предметов декора, дополнили аптекарской посудой. Поставки осуществлялись, в том числе и членам императорской семьи, что свидетельствовало о престиже Барановского фарфора – лучшего на территории Украины.

В 2010 году потомки Николая Грипари приезжали в Россию на ежегодную конференцию «Виноградовские чтения в Петербурге», посвящённую проблемам мировой фарфоровой индустрии. Годом ранее, они приняли деятельное участие в подготовке книги о гиганте украинской тонкостенной керамики, предоставили уникальные материалы из семейного архива. Итогом этой работы стало издание «Барановский фарфор в эпоху Грипари», предназначенное для коллекционеров и ценителей.

Непосредственно перед революцией семья Грипари эмигрировала, забрав с собой не только оборудование и формы, но и большую часть готовой продукции. Сегодня она хранится в Швейцарии, как реликвия общеевропейского значения. Большевикам в 1920 году, кода Барановский завод был национализирован и передан в ведение общеукраинского треста «Фарфор. Фаянс. Стекло», пришлось начинать практически с нуля.

Отсутствие опыта и технической базы сказалось на качестве изделий, которые не могли сравниться со своими предшественниками, «эпохи Грипари». В 1922 году кустарь-самоучка Мусий Романюк на базе формы «Грань» изготовил первый чайный сервиз в подарок тяжелобольному Ленину. Тончайшие белоснежные чашечки и блюдца украшал изящный золотой узор с вензелем «В. И. Л.» в духе классических образцов. Реакция вождя неизвестна, но заводу в скором времени присвоили его имя.

Постепенно начали использовать и другие формы из прежних запасов, однако их стиль не соответствовал идеям нового строя. В 1925 году киевские керамисты открыли лабораторию по производству пигментов, глазурей и эмалей для фарфоровой промышленности. Кроме того, они выпускали деколи, что значительно расширило выразительную палитру украинских предприятий. Посуда, отлитая по старым формам, украшалась пятиконечными звёздами, пролетарскими лозунгами и портретами вождей. Под влиянием Ленинградского завода имени Ломоносова, в Барановке тоже стали выпускать агитфарфор.

Образцы декора создавались художниками Межигорского и Миргородского керамического техникума. Один из них – И. Украинец работал на Барановском заводе ещё при Грипари и хорошо знал производственную специфику. Свой вклад в дизайнерскую «копилку» внёс и Мусий Романюк, изготовивший трафарет для декоративных тарелок с портретом Карла Маркса. Агитационной тематикой занимались также художники М. Котенко и П. Мусиенко.

В 1930-х годах заводские мастера начали постепенно отказываться не только от прежнего декора, но и от форм, которые не подходили для массового производства. Изделия получались слишком трудоёмкими, «манерными», не соответствующими актуальным минималистским тенденциям. Первой разработкой советских художников стал столовый сервиз «Восьмигранный», полностью лишённый лепного декора и выглядевший привлекательно только за счёт гармоничных пропорций.

В начале 1950-х годов на восстановленном после войны заводе стали выпускать мелкую пластику. Коллекционеры считают скульптуру – наиболее притягательным направлением фарфора из Барановки времён СССР. Большинство моделей, которые пользуются неизменным спросом на современных аукционах, разработали два художника:

Владислав Иванович Щербина – один из самых известных фарфористов Украины. Ему принадлежат многие новаторские решения, впоследствии ставшие классикой. В частности, он первым среди украинских скульпторов начал работать в бисквите, который требует намного большего мастерства, чем глазурованные аналоги. Нарушение пропорций или слабую проработку деталей не удастся скрыть за росписью или удачно подобранной цветовой гаммой. Щербина первым применил и солевой окрас, дававший нежные тональные переходы. Стиль художника легко узнаваем: простой и динамичный силуэт, округлые пластичные формы, ограниченная цветовая палитра с преобладанием белых и красных оттенков. Щербина охватил все жанры малой пластики – от анималистики до бытовых сценок, однако востребованнее других его произведения с национальным колоритом:

Позднее, переехав в Киев и получив должность главного художника КФЗ, Щербина продолжал сотрудничество с Барановкой. Два раза в месяц он приезжал внедрять новые проекты, поскольку даже в столице не имел такого простора для экспериментов. Полесское предприятие постоянно развивалось, здесь первыми опробовались инновационные по тем временам технологии. Например, метод прессования из полусухих масс, ускоренный обжиг, конвейерные печи и так далее.

В 1980-х годах завод в третий раз достиг своего расцвета. Но уже в следующем десятилетии наметился кризис, вызванный увеличением импорта сначала европейского, а затем и китайского фарфора. Западная продукция подкупала оригинальным, непривычным дизайном, азиатская – ценой. На фоне импортного разнообразия, привычные сервизы и статуэтки с национальным колоритом казались «пресными» и неоправданно дорогими.

Фарфоровый гигант в Барановке продержался дольше других. Но в 2013 году выяснилось, что производственная база предприятия давно вывезена и продана иностранным компаниям. От завода осталась лишь «оболочка», он утратил способность конкурировать на рынке и вообще выпускать продукцию. Власти Житомирской области были вынуждены объявить производителя с более чем 200-летней историей банкротом. Сегодня в городе действует несколько небольших частных мастерских, но их продукция не сравнима с заводской, ни по качеству, ни по экологической безопасности.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Фарфор из Барановки"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация