Фарфор Италии от Возрождения до наших дней

Фарфор

Фарфор Италии от Возрождения до наших дней

Инновационный дизайн – вот что отличает итальянскую фарфоровую посуду от европейских аналогов элитного класса. А ещё яркая, «жизнерадостная» цветовая гамма, словно впитавшая в себя солнце юга и краски щедрой средиземноморской природы. Третьим достоинством можно назвать доступность. Ведущие производители тонкостенной керамики выпускают не только эксклюзивные дизайнерские коллекции, но и не менее качественную продукцию для широкого круга потребителей.

Самый ранний европейский фарфор был изготовлен вовсе не Мейсенской фабрикой, а флорентийскими мастерами при дворе Франческо I Медичи. Этот тосканский правитель считался одним из самых образованных людей своего времени, интересовался искусством и естественными науками, в особенности химией и алхимией. Вместе с придворным архитектором Бернардо Буонталенти он искал секрет фарфоровой массы, опираясь на китайские, персидские и турецкие образцы, хранившиеся в коллекции семьи Медичи. По сведениям венецианского посла Андреа Гуссони, в 1575 году длившиеся более 10 лет опыты флорентийцев увенчались успехом.

«Фарфор Медичи», как его называют современные историки, по составу и свойствам был далёк от восточноазиатского прототипа. В его состав входили белые глины из Винченцы, полевой шпат, порошкообразное стекло (фритта), фосфат кальция, кварцевый песок, стеанит (мыльный камень) и волластонит. Покрывающую изделия глазурь смешивали с молотыми пережжёнными костями животных для увеличения общей прочности.

Материал, признанный разновидностью мягкого фарфора, получался прозрачным, лёгким и твёрдым, с гладкой стекловидной поверхностью. Однако при обжиге первые фарфоровые сосуды часто деформировались, а в процессе пользования разрушались от малейших нагрузок. Глазурь «вскипала», оставляя на поверхности лопнувшие пузыри, давала микротрещины (цек), ложилась неровно.

Тем не менее, изделия из «фарфора Медичи» казались современникам совершенством. Они выглядели изящными и утончёнными, в противовес традиционной майолике, которая преобладала в Италии эпохи Возрождения. Для росписи использовался кобальт, опять же в подражание китайским мастерам. Первый итальянский фарфор почти не сохранился. Мастерские Медичи изготавливали его в ограниченном количестве, преимущественно для подарков европейским правителям. Высокотемпературный обжиг в XVI веке обходился очень дорого и после внезапной смерти Франческо I в 1587 году производство остановилось.

Вслед за Медичи предпринимались и другие попытки создать аналог китайской тонкостенной керамики. Однако их нельзя назвать успешными. В 1720 году, уже после открытия мануфактур в Мейсене и Вене, венецианский предприниматель Франческо Вецци основал в родном городе фарфоровый завод, не уступающий в техническом отношении этим фарфоровым гигантам. Итальянец пошёл самым лёгким путём. Побывав годом ранее на венской мануфактуре Аугартен, он смог уговорить одного из основателей предприятия – Кристофа Конрада Хангера «поделиться» секретами ремесла.

Австриец, до того работавший и на Мейсенской фабрике, не только открыл Вецци рецепт твёрдого фарфора, но и помог организовать весь производственный процесс. Несмотря на успешное начало, венецианская фабрика проработала лишь 7 лет и была вынуждена закрыться. Причиной стало возвращение Хангера на родину, после чего прекратились поставки высококачественного сырья из Саксонии, а также отсутствие финансовой поддержки извне.

В 1737 году могущественный флорентийский дворянин – маркиз Карл Андреа Джинори основал в родовом поместье Дочча фабрику, также выпускавшую посуду из твёрдого фарфора. К производству и в этом случае были привлечены мастера Аугартена, хотя итальянцы искали свой уникальный рецепт, с учётом особенностей местных каолиновых глин. Фарфоровая посуда Джинори на первых порах имела сероватый оттенок, который, по примеру изделий из майолики, «маскировали» непрозрачной оловянной глазурью белого цвета.

Впоследствии этот недостаток был устранён. В отличие от венецианской мануфактуры, семейное предприятие флорентийских аристократов смогло пережить все трудности становления и, спустя почти 300 лет, продолжает оставаться лидером керамической индустрии страны. После слияния с миланским керамическим заводом Augusto Richard, бренд называется «Ричард Джинори». Его главное направление – эксклюзивные сервизы и миниатюрные реплики скульптурных композиций эпохи Возрождения.

Мануфактура Каподимонте, сыгравшая ключевую роль в истории итальянского фарфора, открылась в Неаполе в 1743 году. Её создание инициировал король Карл III по просьбе супруги, внучки основателя Мейсенской фабрики, курфюста Саксонии Августа II Сильного. Благодаря двум выдающимся химикам – отцу и сыну Шепперсам, для фабрики удалось вывести формулу мягкого фарфора, отличавшегося уникальными художественными свойствами.

После первого обжига изделия приобретали бархатистость и красивый сливочный оттенок, что позволяло не покрывать их глазурью, если это была не посуда, а малая фарфоровая пластика. Техника получила название «бисквитной». Впоследствии многие фабрики Европы использовали неглазурованный фарфор для создания выразительных статуэток, напоминавших мрамор.

Оригинальное предприятие Каподимонте закрылось в 1806 году. Но бренд продолжает существовать, к настоящему моменту объединив сразу несколько ведущих производителей фарфоровой миниатюры, известных далеко за пределами Италии. Можно сказать, что «Каподимонте» и «Ричард Джинори» – наиболее яркие представители национального классического направления.

Позитив – первое слово, которое приходит на ум, когда смотришь на итальянский фарфор, производимый сегодня. Несмотря на современный дизайн посуды, в её стилистике угадываются лучшие народные традиции, получившие новое прочтение. Истоки красочного фарфора со смелыми сочетаниями цветов и узоров следует искать в майолике эпохи Возрождения. Тогда сложнейшие орнаменты «соседствовали» с многофигурной росписью и в этом не было ни следа аляповатости или кича.

Бренд объединяет несколько фарфоровых заводов, расположенных в Италии и Китае. В его ассортимент входят сервизы и чайные пары, статуэтки, предметы интерьерного декора и сувенирная продукция. Стиль можно назвать неоклассикой с элементами модерна и, частично, авангарда. Сразу несколько талантливых итальянских художников разрабатывают коллекции для Pavone. Каждый обладает своим индивидуальным почерком, но вместе они формируют единый образ, легко узнаваемый каждым поклонником бренда.

Коллекции художника выпускаются под инициалами JP (Junior Perini). Для его работ характерен несколько наивный, «сказочный» стиль, адресованный мечтательным и романтическим натурам. Основная «изюминка» Перини – флористический декор, покрывающий практически любое изделие. Фантастические животные, прекрасные девушки, вазы и посуда из коллекций напоминают луг, укрытый цветочным ковром.

В дизайне чайных пар и сервизов, причудливым образом переплетаются национальные и восточные мотивы. Отдельного внимания заслуживает серия религиозной тематики, образы которой разительно отличаются от остального творчества мастера.

Наиболее яркий представитель бренда Pavone, работающий под маркой FM (Fabrizio Motta). Его творчество – настоящий гимн природе, в частности самым прекрасным её проявлениям: цветам, бабочкам и птицам. Если Перини предпочитает сказочные сюжеты, Мотта в каждом изделии добивается максимальной реалистичности. При этом повседневные предметы сервировки он поднимает до уровня произведений искусства, не уступая именитым мастерам прошлого.

Очень интересна серия художественных заварочных чайников и чайных пар, превращённых в живые композиции с динамичным сюжетом. Посуда становится то свёрнутым из листа гнездом тропического попугая, то представительным семейством слонов, то пышным розовым бутоном. Именно Мотта создаёт узнаваемый стиль Pavone, благодаря которому бренд из разряда масс-маркет переходит в элитную категорию.

Третий автор, постоянно сотрудничающий с Pavone под маркой CMS, работает сразу в нескольких направлениях. Создаётся впечатление, что он хочет охватить наибольшую аудиторию, учитывая самые противоречивые вкусы. Нежные и трогательные девушки в композициях классического направления соседствуют с фигурками японской кукольной тематики, подобием «Тильд» и даже авангардными статуэтками. Не менее разнообразна детская серия, где представлены и трогательные малыши, и забавные персонажи, словно сошедшие со страниц комиксов.

Фабрика семьи Тоньяна была основана в 1775 году в городе Тревизо (провинция Венеция) и в течение двух веков занималась изготовлением кирпича. Но в 1946 году изменила профиль и стала выпускать сначала майолику, а затем и фарфоровую посуду. Позднее произошло её слияние с другой старинной семейной фабрикой из Тревизо – Andrea Fontebasso, производившей традиционную для региона керамику. Осваивая передовые технологии производства, Tognana к концу XX века вышла в лидеры отечественного и международного рынка.

При создании эксклюзивных коллекций, начиная с 1985 года компания сотрудничала с известным архитектором Маттео Туном и модным дизайнером Милой Шон. Благодаря им, создавалась эксклюзивная посуда с прогрессивным дизайном и сегодня присутствующая в ассортименте. А бывшая фабрика Andrea Fontebasso превратилась в одноименный бренд классического направления с изысканным национальным колоритом.

Сегодня Tognana выпускает продукцию не только для домашнего пользования, но и для гостинично-ресторанного бизнеса. Профессиональная посуда изготавливается из каолиновой массы повышенной прочности NEW BONE CHINA с инновационным составом. На сегодняшний день компания считается самой крупной и динамично развивающейся в индустрии фарфора Италии.

Компания с говорящим названием «Пале-Рояль» действительно готова обеспечить каждому королевскую жизнь, особенно на праздники. Она известна роскошными коллекциями к таким знаменательным событиям как Рождество или Пасха, куда включено всё необходимое для сервировки стола и тематического украшения интерьера. Например, для зимних праздников, помимо посуды, расписанной сценками из жизни Санта-Клауса, предусмотрен набор ёлочных украшений, музыкальная шкатулка, большая коробка для хранения конфет, а также колокольчики и магнитики на холодильник, которые можно раздавать гостям в качестве сувениров.

Почему такая необычная тематика? Возможно, атмосферу волшебства на создателей компании навеял небольшой старинный городок Монкальери, где она расположена. Бывший посёлок кёльтов, в XX веке прославился своей поистине сказочной дворцовой архитектурой, внесённой в список наследия ЮНЕСКО.

Про будние дни Palais Royal тоже не забывает. Превращая их в не менее яркие праздники, ведь каждый обед или чаепитие с красочной, утончённой посудой иначе не назовёшь.

На statuettes.ru представленны лоты по теме "Фарфор Италии от Возрождения до наших дней"

Пожалуйста, используйте следующую форму для входа:

Забыли свой пароль?Регистрация